Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»
статья

Белых Алла Гаврииловна

«Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_belyh_a.g.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

Статья

«Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

методическое объединение воспитателей и специалистов структурного подразделения психолого-педагогической  помощи  детям с ТМНР

воспитатель: Белых А.Г.

«Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

     Занятия по предметно-практической деятельности занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы с «особыми детьми». Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются такие задачи, как обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, накопления сенсорного опыта, так и коррекционно-развивающие задачи. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия.

     Познание окружающего мира ребенком начинается с “живого созерцания”, с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления.

     Содержание, организация и методика проведения занятий по предметно-практической  деятельности с детьми с проблемами  определяются, с одной стороны, спецификой данного предмета – это практические действия с предметами и материалами, обеспечивающие детям чувственное (сенсорное) познание действительности, с другой – природой и характером нарушений в развитии ребенка. У детей с нарушением интеллекта уже на начальных этапах становления их деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью.

      Для детей нашей группы с особенностями в развитии характерны замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, отставание в развитии перцептивных действий, неполное фрагментарное восприятие окружающего мира. Дети не умеют самостоятельно организовать игровую деятельность. Они не умеют или затрудняются  лепить куличики, набирать песок в совок, пересыпать песок …

      Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:

  • скованностью движений и замедленным их темпом;
  • неловкостью, угловатостью;
  • отсутствием гибкости и плавности;
  • недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
  • отсутствием направленности на результат;
  • нарушением  координации движений.

     Игры с песком  – это одна из форм естественной деятельности в природной среде и одна из любимых забав детей. И не удивительно, ведь игры с песком полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Песок развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.

     Использование игр с песком для детей с ТМНР способствует:

  • развитию тактильной чувствительности;
  • развитию мелкой моторики рук;
  • развивает зрительно-моторную координацию;
  • развивает умение концентрировать внимание;
  • стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.

Очень важно соблюдать требования к организации работы:

  • Длительность.
  • Учёт индивидуальных особенностей развития  ребёнка, его потенциальные возможности.
  • Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
  • Многократное повторение.
  • Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
  • Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
  • Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки).
  • Ребёнку  предлагается показ, совместные действия, инструкция.
  • Обязательно поощряйте детей.

     В своей работе я использую песок кинетический и простой (речной) песок. Занятия с детьми я провожу подгруппой и индивидуально, в основном в форме «рука в руку».  Каждое занятие, я начинаю с пальчиковой гимнастики. Вернее с пальчиковой игры. Это и обычная разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков. Пальчики могут «поскакать», «пошагать», «согнуться», «поиграть» с палочками, ниткой, губкой, бусинкой. Также использую и разучиваемые комплексы упражнений. Слушая стишок, Алина пытается воспроизводить соответствующие движения. При повторении стишка Алина пытается  «договаривать» слова, сопровождая движениями пальцев рук. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

     В основной части занятия, выполняются предложенные игры и упражнения. На начальном этапе обучения большое внимание я уделяю практическим действиям с песком. Дети пересыпают песок совком, ложкой из одной емкости в другую, оставляют на песке следы от ладошек. Этим действиям придается особое значение в процессе обучения, поскольку они направлены на развитие координации рук и зрительного прослеживания, на формирование тактильного опыта. Развитие игровой деятельности детей с ТМНР осуществляется с помощью различных методов: практических, наглядных, словесных. Предлагаются детям игры, направленные на развитие тактильно - кинетической чувствительности и мелкой моторики.

Я объясняю детям и показываю, как можно играть с песком, какие предметы и орудия могут быть использованы в играх. На этапе ознакомления со свойствами песка стараюсь показать, как надо брать песок ладошками, просыпать его между пальцами. Детям игра в песок доставляет удовольствие. Соня любит пальцами рук перебирать песок, шевелить его, Аэлите нравиться погрузить в песок руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук, «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

 Надя совместно со мной любит, поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.). Алина с помощью  играет с песком, создает следы отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, любит «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино.

 Взаимодействуя с песком, дети получает информацию о свойствах песка. Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.

В играх и игровых упражнениях с песком в рамках игровой ситуации раздаточный материал, может располагаться, как на песке, так и быть закопанным, тем самым, побуждая ребёнка на поиск, (раскапывать, закапывать, располагать на поверхности согласно заданию педагога). Подобные игровые упражнения помогают выполнять задание и ориентироваться в игровом поле. Играя с песком, Аэлита, Соня, Алина, Надя и др. с помощью производят различные действия, манипулируя игрушками. У них формируется способность понимать инструкции и выполнять простые поручения («положи», «дай», «подними»).

     На занятиях  с песком я использую  методы альтернативной коммуникации. Наши дети  имеют стойкие проблемы речевого развития, не умеют использовать речь при взаимодействии со сверстниками  и взрослыми. Для всех детей характерны нарушения функций психики: мышления и речи, памяти и внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Так, например, речь они понимают на узко бытовом уровне, с жестовым подкреплением. Собственная речь детей с ТМНР представлена вокализациями, звукокомплексами, голосовыми реакциями, криком. Девочки способны вступать в коммуникацию, но их социальные и коммуникативные навыки представлены в довольно узком диапазоне:

-привлекают внимание к себе взглядом, криком;

-улыбаются и вокализируют, тем самым сохраняя внимание и заинтересованность взрослого.

     На своих занятиях я стараюсь устанавливать зрительный контакт с детьми: фокусировать взгляд, смотреть и концентрировать внимание, реагировать на зрительные впечатления (двигательно, эмоционально). Учу улыбаться, отвечать взглядом на взгляд, вокализировать. Обучаю  присматриваться к движущимся губам говорящего человека. Смотреть и провожать взглядом движущийся объект (белка, совок, орешки, песок). Подражать действиям взрослого (набираю в руку  песок), выполнять действия с предметами (берём  совок, набираем песок совком, высыпаем  в ведро, водим  ладонью по песку), понимать инструкцию «дай руку, на» и др., ориентируясь на указательный жест, реагировать на свое имя.

     Специально разработанные игры и упражнения предусматривают возможность возникновения тактильного контакта и эмоционального отклика со стороны детей. Процесс формирования коммуникативных навыков предполагает многократное повторение, эмоциональное включение педагога, совместные действия, если этого требует игровая ситуация. Во время игр и упражнений закладывается база для дальнейшего формирования коммуникативных навыков позитивной коммуникации.

      В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: обеспечивать преодоление или ослабление недостатков в развитии ребенка, что даст ему возможность овладеть более сложным материалом, как игровым, так и учебным. Особое значение в зтом процессе приобретает соответствующая предметно-развивающая среда.

Литература:

  1. Бгажнокова И.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. - №1. - С. 11 - 18.
  2. Гареев Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями./Дошкольное воспитание, 2002 г., №6,  стр. 75-79.
  3. Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина Игры-занятия с природным и рукотворным материалом, СПб., НОУ «СОЮЗ» 2005г.
  4. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: - М: Издательство АСТ, 1989.
  5. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников»- М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
  6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технических средств альтернативной коммуникации в обучении детей с ТМНР.

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лис...

Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с СДВГ и гиперактивностью.

Работа посвящена играм, которые являются эффективной и прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями в развитии, детей с СДВГ.  Предложены...

Статья на тему: «Игра в мини-футбол как вид коррекционной работы с учащимися с ТМНР»

На современном этапе реформирования российского образования особое внимание уделяется проектированию образовательного процесса  в условиях инновационных изменений. Инновационные процессы в с...

Использование интерактивных игр, упражнений, электронных презентаций в коррекционной работе с детьми с ОНР с учётом ФГОС

Чтобы дети с нарушениями речи научились не только связно, но и творчески излагать свои мысли, необходимо совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых недос...

"Структурирование дня с использованием средств альтернативной коммуникации в классах"Особый ребенок ".

Статья: Структурирование дня с использованием средств альтернативной коммуникации в классах "Особый ребенок". Автор: Лушина Надежда Викторовна ...

Статья "Особенности работы с детьми с ТМНР, находящихся на досимволическом уровне коммуникации в условиях стационарного учреждения"

Дети с ТМНР испытывают трудности в общении и требуют к себе особого внимания. Среди них много таких, которые в силу различных причин оказываются неспособными разговаривать и общаться общепринятым спос...

МЕТОД РАЗРАБОТКА «Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках в группах»

quot;Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках сказкотерапии в группах" Занятие  подгрупповое, в подгруппе 2-3 человека. Мы пробираем группу так, чтобы она была однородна...