"Структурирование дня с использованием средств альтернативной коммуникации в классах"Особый ребенок ".
статья

Статья: Структурирование дня с использованием средств альтернативной коммуникации в классах "Особый ребенок". Автор: Лушина Надежда Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Человеческое общение осуществляется либо через вербальную речь, либо при помощи жестов и мимики, либо с использованием картинок и символов.

Часто речь ребенка с умеренной или тяжелой умственной отсталостью может полностью отсутствовать в вербальной форме, либо сформирована недостаточно для продуктивного общения. Непонимание окружающими обращений со стороны таких людей, вызывает состояние фрустрации и агрессии.

Систематическая и целенаправленная коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью приводит к положительным результатам – улучшает вербальное и невербальное общение, развивает межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, усиливает активность и самостоятельность.

Если одно из средств общения по какой-либо причине не доступно, то оставшиеся получают дополнительную нагрузку как носители процесса взаимопонимания. Язык, жесты и символы сменяют друг друга либо используются одновременно.

Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта и комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография. Системы пиктограмм применяются в соответствии с возможностью человека понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, либо только указать на  символ.

Начинать применение такой системы нужно как можно раньше, так как воспитанники начинают спонтанно произносить звуки и даже проговаривают отдельные слова, если они работают с символами.

Ежедневно повторяющиеся ситуации дают повод для введения символов. Для усвоения определенного понятия должны быть использованы конкретные ситуации, примеры, предметы, фотографии и картинки.  Во время демонстрации символа, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.

В системе формирования средств общения детей с МНР важное место занимает календарь и расписания. В течение дня дети занимаются различными видами деятельности, соответствующими режимным моментам. Четкий алгоритм учит детей прогнозировать свою деятельность и обозначать ее с помощью доступных средств общения. С помощью формирования календаря, и ежедневных расписаний решаются следующие задачи:

- формирование доступных средств общения, обозначающих предметы и  деятельность, которая производится с их помощью;

- организация общения с использованием этих средств;

- организация самой деятельности в разные по длительности промежутки времени.

Ежедневное составление календаря в течение первого урока, который проходит в форме утреннего круга, позволяет наиболее  продуктивно освоить такие понятия как время года и месяцы, дни недели и части суток.

       Ученики осваивают глобальное чтение за счет ассоциаций напечатанного слова с символом. Ученики обозначают время года, выбирая нужную пиктограмму, с помощью учителя определяют месяц и дату.

В процессе обучения развивается навык следования наглядному расписанию. После того как ученик сможет выполнять 6 – 8 отдельных инструкций на карточках (школьные виды деятельности), следующим шагом становится объединение карточек в расписание. Пиктограммы сопоставляются с карточками с напечатанными словами (глобальное чтение)

Учитель проговаривает последовательность уроков на текущий день, а ученик составляет графическое расписание.

В процессе обучения развивается навык следования наглядному расписанию. После того как ученик сможет выполнять 6 – 8 отдельных инструкций на карточках (школьные виды деятельности), следующим шагом становится объединение карточек в расписание. Пиктограммы сопоставляются с карточками с напечатанными словами (глобальное чтение)

Учитель проговаривает последовательность уроков на текущий день, а ученик составляет графическое расписание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...

Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)

Формирование понимания сказочного сюжета   с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации...

Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации на уроках домоводства

В последнее время наблюдается рост числа обучающихся с умеренной (глубокой) умственной отсталостью. Дети поступают в школу с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР): многие из них ...

Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации Лексическая тема: «Семья»

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникацииЛексическая тема:«Семья»...