Главные вкладки

    Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"
    статья на тему

    Сушко Марина Осиповна

    */ /*-->*/ В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.

     

    Такая перемена нелегко переносится многими учащимися ,которым так не хватает игровой практики.Применение компьютерных

     

    технологий в учебном процессе как  раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается

     

    плавная смена деятельности, делая при этом обучение не формализованным и интересным. Использование богатых графических,

     

    звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя

     

    развитию учащегося как бы незаметно для него.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока

       В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися ,которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, делая при этом обучение не формализованным и интересным. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него.    

       Сегодня уже никого не удивишь демонстрационными презентациями с анимационными эффектами, звуком, тренажёрами, анимационными физкультминутками и т.д. В своей педагогической деятельности я использую готовые презентации, самостоятельно подготовленные презентации, презентации, подготовленные на основе шаблонов (из Интернета), детские презентации, элементы программы MimioStudio к интерактивной доске, анимированные карты, тренажёры. Считаю возможным использование презентаций на всех этапах урока, ведь мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.   Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.  

       Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.  Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

       Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Например:

    1. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. 

       Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст, или соединить стрелкой пример с правильным ответом. Используя индивидуальные Макбуки, я часто провожу промежуточные срезы и тестовые задания, что позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

        Ребенок любознателен, то есть ему все “любо знать”, все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность – исследуется только то, что в поле зрения. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование.

    1.  Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих..

       Я планирую и разрабатываю индивидуальные занятия только после проведения предварительной психолого- педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. В этом большую помощь оказывает школьный психолог.

       Так, было выявлено, что среди слабоуспевающих детей есть учащиеся с приоритетной визуальной системой восприятия информации. Поэтому задание «распределительного диктанта» по теме «Парные звонкие и глухие согласные» они выполняют, используя монитор Макбука, где видят список слов, которые надо распределить по столбикам.

       С другой стороны, ученикам, для которых ведущей системой восприятия является аудиальная, контрольное списывание я предлагаю выполнять в наушниках, где они слышат аудиофайл, записанный мною заранее. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.                                                                  

       Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.

       Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, я предлагаю компьютерные тренажеры  повышенной сложности, созданные мною лично, или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

    1.  Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.

       Здесь огромную роль играют анимированные презентации, демонстрируемые при помощи интерактивной доски. У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. И презентации и интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

       Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить   взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

    При помощи интерактивной приставки Mimio, которую я использую в своей работе, можно любую поверхность сделать интерактивной, можно передвигать объекты, увеличивать и уменьшать их, поворачивать и вставлять один объект в другой. Это позволяет более понятно объяснить такую тему как, например, скорость, научить детей решать задачи на движение, применяя практический материал.

    1. Появление возможности сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и индивидуализированной. Содержательная отметка  необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность у детей и сделать педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка.

    Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности. Как оценить именно труд ребенка, а не процесс обучения? Как сделать так, чтобы и ученик почувствовал свой рост, и родители ощущали продвижение (или задержку) в обучении и развитии ребенка.

       Использование новых информационных технологий позволило мне систематизировать данные о результатах обучения каждого ученика, создать «Учебное портфолио». При такой системе работы накапливаются не отметки за работу учащихся, а содержательная информация о них. Все творческие задания, выполняемые учащимися на уроках, мы сохраняем на жестком диске нетбука, и каждый родитель может ознакомиться с творением своего чада.

      Нельзя забывать и о второй составляющей содержательной оценки – оценивании каждого навыка, умения и знания ученика. И здесь важна роль тестирования как одного из наиболее точных способов педагогического измерения. Применение ИКТ сокращает время , затрачиваемое на проведение контрольного и промежуточного тестирования, позволяет вовремя скорректировать процесс обучения. Я использую тестирование с использованием Макбуков практически на всех уроках в начальной школе. Результаты заношу в таблицу, чтобы проанализировать и вовремя сделать соответствующие выводы.

       Подводя итог, можно утверждать, что применение ИКТ в начальной школе позволяет:

    1. активизировать познавательную деятельность учащихся;
    2. достигать целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

                индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

    1. усилить образовательные эффекты;
    2. повысить качество усвоения материала;
    3. осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
    4. развивать навыки самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышать уровень комфортности обучения;
    5. снизить уровень дидактических затруднений у учащихся;
    6. вести обучение в зоне ближайшего развития

                проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

    1. развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
    2. овладевать практическими способами работы с информацией,
    3. перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
    4. повысить  активность и инициативность младших школьников на уроке; развивать информационное мышления школьников, формировать информационно- коммуникационные компетенции, а в общем и целом, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Статья раскрывает положительное и отрицательное проявление  использования ИКТ на уроке....

    Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

    Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

    Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

    Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения,  .информационные образ...

    Статья.Использование информационных технологий как средство повышения эффективности урока в начальной школе.

     Процесс модернизации современного образования направлен на принципиальное изменение качества образования. Сегодня на первый план выдвигаются  образовательная и развивающая функции становления и разви...

    Педагогический проект «Использование современных мультимедийных технологий для повышения эффективности уроков в начальной школе»

    Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное ра...

    Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

    По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

    Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

    В статье собрани материалы об использовании ИКТ как средство повышения эффективности урока в начальной школе...