Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    статья (2 класс) по теме

    Бассараб Светлана Николаевна

    Статья раскрывает положительное и отрицательное проявление  использования ИКТ на уроке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bassarab_s.n._statya_.doc177 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Бассараб С.Н.

    МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода

         Одной из приоритетных задач современного образования, гарантирующей его высокое качество и эффективность, информационную социализацию, является внедрение в обучение мультимедийных технологий, направленных на саморазвитие личности. Основными целями использования компьютера на уроке  является переход от формирования зунов  объяснительно-иллюстрационным методом к формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности  посредством деятельностного подхода в обучении.

        Использование на уроке информационных технологий позволяет создать яркий, наглядный урок, способствует активизации внимания, памяти, учебной мотивации, познавательных интересов учащихся, стремлению аналитико-синтетически мыслить при работе с информацией для дальнейшего самообразования.

        Правильно организованная работа с использованием проектора и экрана на уроке позволяет проводить урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, экономит время прохождения учебного материала, повышая образовательную плотность урока  в 1,5-2 раза. Но не нужно забывать о санитарных требованиях к использованию  компьютера: на эту работу отводится 10-15 минут урока.

         В педагогической работе систематическое применение информационных средств служит повышению качества обучения, развитию познавательного интереса к предмету.

    Каковы  преимущества использования  компьютерных технологий:

    -  возможность использования на различных этапах урока;

    - многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

    - детализирование изучаемых объектов и их частей;

    - восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

        Третий год работая по данной теме, активно исследуя ресурсы интернета, используя готовые обучающие программы («Семейный наставник", «Природа, человек, общество», «Как устроено моё тело»…), энциклопедии ("Кирилл и Мефодий", «Мир природы»…),   собрала инфотеку уроков-презентаций по каждому предмету, проверочный материал, включающий тесты, индивидуальные разноуровневые карточки, иллюстративный материал в виде демонстрационных таблиц («Картинный словарь» «Зрительные диктанты», «Умножение и деление», «Карта полушарий» и т.д.), анимированных плакатов («Алфавит», «Цифры»  и т. д.), анимированные дидактические игры («Помоги Незнайке решить»), а также интерактивные тренажёры и интерактивные карты по окружающему миру.              Применение имеющихся  учебных электронных пособий возможно  на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения практических работ, получения дополнительной информации для урока.

    А теперь рассмотрим, как в каждом этапе урока на примере  темы «Определение» применение новых информационных технологий способствует увеличению эффективности учебной деятельности  в целом.

    Организационный момент

    - Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, а куда,  вы  догадаетесь сами. Назовите: согласный   звонкий непарный  в слове лось; безударный гласный в слове береза, приставка с слове съел.

    Слово лес. Мы идем в лес необычный, лес Предложений, в котором живут главные и второстепенные члены. (Демонстрация карты-леса Предложений.)

    Создание проблемной ситуации

    Каким членом предложения является слово яркие?

    Целеполагание

    Актуализация знаний

    Дерево рассуждений

    Дети разгадывают анимированный кроссворд, повторяя опорные знания по теме, в итоге высвечивается название второстепенного члена предложения. Определение.

    Дерево рассуждений

    Обозначает…..

                           Отвечает на …..

    Чем выражено в предложении?

                  Связано в предложении с …

    Роль в предложении…

    Усвоение новых знаний и способов действий

      Связь слов в предложении.

     Демонстрация текста о неизвестном лесном животном.

    -  Найдите в тексте определения и слова, к которым они относятся. При правильном ответе появляется картинка животного.

    Обобщение.

    Разноуровневая работа в группах с последующей электронной проверкой. Сиквейн -определение

    Из личного опыта составления электронных презентаций стоит учесть факт  излишнего применения ИКТ на каждом этапе урока, достаточно использование компьютера  на 3-4 этапах, не перенасыщая слайд чрезмерной анимацией и напыщенностью (это отвлекает ребёнка), опираясь на психические особенности класса, ставя ученика не в позицию  пассивного слушателя, а активного деятеля, продумывая систему  развивающих, проверочных заданий к каждому слайду. Только в этом случае ИКТ способствуют осознанному усвоению знаний.    

    В педагогической работе систематическое творческое применение информационных средств служит повышению качества обучения, развитию познавательного интереса к предмету.

    1. Детям на уроке интересно, следовательно становится более эффективным обучение.
    2. С применением ИКТ реализуется дидактический принцип наглядности урока - обеспечение высокого уровня усвоения  знаний;
    3. Возможность смоделировать те  явления, которые в реальности увидеть затруднительно или невозможно; («Задачи на движение», «Круговорот воды в природе»);
    4. Икт предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Во время презентации учитель «не привязан к доске», а может оказать индивидуальную помощь учащимся, больше внимания уделить работе «сильных» учеников.
    5. Использование ИКТ способствует развитию навыка контроля и самоконтроля. Проверка работы по образцу осуществляется легко и быстро.

    Таким образом, использование ИКТ в обучении позволяет идти в «ногу со временем», повышает учебную мотивацию, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, вследствие чего урок  становится современным и эффективным.

    Литература

    1. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006    

    2Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002.

     3. Интернет ресурсы. nadijatim.ucoz.ru/publ     

     Сайт учителя начальных классов Тимашевой Н.В.

    4. Смирнова М.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

     Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

    Статья.Использование информационных технологий как средство повышения эффективности урока в начальной школе.

     Процесс модернизации современного образования направлен на принципиальное изменение качества образования. Сегодня на первый план выдвигаются  образовательная и развивающая функции становления и разви...

    Педагогический проект «Использование современных мультимедийных технологий для повышения эффективности уроков в начальной школе»

    Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное ра...

    Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе

    Необходимость использования ИКТ в современной школе.   Требования к созданию презентаций для учащихся начальных классов.  Использования презентаций в начальных классах на различных урок...

    Бинарные уроки как средство повышения эффективности обучения в начальной школе

    Статья в сборник научно-практической конференции «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения», ТОГИРРО...

    Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

    В статье собрани материалы об использовании ИКТ как средство повышения эффективности урока в начальной школе...