ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (2 класс) по теме

Бассараб Светлана Николаевна

Статья раскрывает положительное и отрицательное проявление  использования ИКТ на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bassarab_s.n._statya_.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бассараб С.Н.

МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода

     Одной из приоритетных задач современного образования, гарантирующей его высокое качество и эффективность, информационную социализацию, является внедрение в обучение мультимедийных технологий, направленных на саморазвитие личности. Основными целями использования компьютера на уроке  является переход от формирования зунов  объяснительно-иллюстрационным методом к формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности  посредством деятельностного подхода в обучении.

    Использование на уроке информационных технологий позволяет создать яркий, наглядный урок, способствует активизации внимания, памяти, учебной мотивации, познавательных интересов учащихся, стремлению аналитико-синтетически мыслить при работе с информацией для дальнейшего самообразования.

    Правильно организованная работа с использованием проектора и экрана на уроке позволяет проводить урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, экономит время прохождения учебного материала, повышая образовательную плотность урока  в 1,5-2 раза. Но не нужно забывать о санитарных требованиях к использованию  компьютера: на эту работу отводится 10-15 минут урока.

     В педагогической работе систематическое применение информационных средств служит повышению качества обучения, развитию познавательного интереса к предмету.

Каковы  преимущества использования  компьютерных технологий:

-  возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

- детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

    Третий год работая по данной теме, активно исследуя ресурсы интернета, используя готовые обучающие программы («Семейный наставник", «Природа, человек, общество», «Как устроено моё тело»…), энциклопедии ("Кирилл и Мефодий", «Мир природы»…),   собрала инфотеку уроков-презентаций по каждому предмету, проверочный материал, включающий тесты, индивидуальные разноуровневые карточки, иллюстративный материал в виде демонстрационных таблиц («Картинный словарь» «Зрительные диктанты», «Умножение и деление», «Карта полушарий» и т.д.), анимированных плакатов («Алфавит», «Цифры»  и т. д.), анимированные дидактические игры («Помоги Незнайке решить»), а также интерактивные тренажёры и интерактивные карты по окружающему миру.              Применение имеющихся  учебных электронных пособий возможно  на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения практических работ, получения дополнительной информации для урока.

А теперь рассмотрим, как в каждом этапе урока на примере  темы «Определение» применение новых информационных технологий способствует увеличению эффективности учебной деятельности  в целом.

Организационный момент

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, а куда,  вы  догадаетесь сами. Назовите: согласный   звонкий непарный  в слове лось; безударный гласный в слове береза, приставка с слове съел.

Слово лес. Мы идем в лес необычный, лес Предложений, в котором живут главные и второстепенные члены. (Демонстрация карты-леса Предложений.)

Создание проблемной ситуации

Каким членом предложения является слово яркие?

Целеполагание

Актуализация знаний

Дерево рассуждений

Дети разгадывают анимированный кроссворд, повторяя опорные знания по теме, в итоге высвечивается название второстепенного члена предложения. Определение.

Дерево рассуждений

Обозначает…..

                       Отвечает на …..

Чем выражено в предложении?

              Связано в предложении с …

Роль в предложении…

Усвоение новых знаний и способов действий

  Связь слов в предложении.

 Демонстрация текста о неизвестном лесном животном.

-  Найдите в тексте определения и слова, к которым они относятся. При правильном ответе появляется картинка животного.

Обобщение.

Разноуровневая работа в группах с последующей электронной проверкой. Сиквейн -определение

Из личного опыта составления электронных презентаций стоит учесть факт  излишнего применения ИКТ на каждом этапе урока, достаточно использование компьютера  на 3-4 этапах, не перенасыщая слайд чрезмерной анимацией и напыщенностью (это отвлекает ребёнка), опираясь на психические особенности класса, ставя ученика не в позицию  пассивного слушателя, а активного деятеля, продумывая систему  развивающих, проверочных заданий к каждому слайду. Только в этом случае ИКТ способствуют осознанному усвоению знаний.    

В педагогической работе систематическое творческое применение информационных средств служит повышению качества обучения, развитию познавательного интереса к предмету.

  1. Детям на уроке интересно, следовательно становится более эффективным обучение.
  2. С применением ИКТ реализуется дидактический принцип наглядности урока - обеспечение высокого уровня усвоения  знаний;
  3. Возможность смоделировать те  явления, которые в реальности увидеть затруднительно или невозможно; («Задачи на движение», «Круговорот воды в природе»);
  4. Икт предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Во время презентации учитель «не привязан к доске», а может оказать индивидуальную помощь учащимся, больше внимания уделить работе «сильных» учеников.
  5. Использование ИКТ способствует развитию навыка контроля и самоконтроля. Проверка работы по образцу осуществляется легко и быстро.

Таким образом, использование ИКТ в обучении позволяет идти в «ногу со временем», повышает учебную мотивацию, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, вследствие чего урок  становится современным и эффективным.

Литература

1. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006    

2Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002.

 3. Интернет ресурсы. nadijatim.ucoz.ru/publ     

 Сайт учителя начальных классов Тимашевой Н.В.

4. Смирнова М.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Использование информационных технологий как средство повышения эффективности урока в начальной школе.

 Процесс модернизации современного образования направлен на принципиальное изменение качества образования. Сегодня на первый план выдвигаются  образовательная и развивающая функции становления и разви...

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе

Необходимость использования ИКТ в современной школе.   Требования к созданию презентаций для учащихся начальных классов.  Использования презентаций в начальных классах на различных урок...

Бинарные уроки как средство повышения эффективности обучения в начальной школе

Статья в сборник научно-практической конференции «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения», ТОГИРРО...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В статье собрани материалы об использовании ИКТ как средство повышения эффективности урока в начальной школе...

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе

Использованиемультимедийных презентацийдля повышения эффективности урокав начальной школе...

Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:"Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе".

Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе»...