Главные вкладки

    Статья на тему:
    Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

    Чуркина Вера Николаевна

    В статье собрани материалы об использовании ИКТ как средство повышения эффективности урока в начальной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon churkina_v.n._statya.doc176 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Чуркина Вера Николаевна

    учитель первой квалификационной категории

    МБОУ «ВСОШ №1»

         Одной из приоритетных задач современного образования, гарантирующей его высокое качество и эффективность, информационную социализацию, является внедрение в обучение мультимедийных технологий, направленных на саморазвитие личности. Основными целями использования компьютера на уроке  является переход от формирования зунов  объяснительно-иллюстрационным методом к формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности  посредством деятельностного подхода в обучении.

        Использование на уроке информационных технологий позволяет создать яркий, наглядный урок, способствует активизации внимания, памяти, учебной мотивации, познавательных интересов учащихся, стремлению аналитико-синтетически мыслить при работе с информацией для дальнейшего самообразования.

        Правильно организованная работа с использованием проектора и экрана на уроке позволяет проводить урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, экономит время прохождения учебного материала, повышая образовательную плотность урока  в 1,5-2 раза. Но не нужно забывать о санитарных требованиях к использованию  компьютера: на эту работу отводится 10-15 минут урока.

         В педагогической работе систематическое применение информационных средств служит повышению качества обучения, развитию познавательного интереса к предмету.

    Каковы  преимущества использования  компьютерных технологий:

    -  возможность использования на различных этапах урока;

    - многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

    - детализирование изучаемых объектов и их частей;

    - восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

        Третий год работая по данной теме, активно исследуя ресурсы интернета, используя готовые обучающие программы («Семейный наставник", «Природа, человек, общество», «Как устроено моё тело»…), энциклопедии ("Кирилл и Мефодий", «Мир природы»…),   собрала инфотеку уроков-презентаций по каждому предмету, проверочный материал, включающий тесты, индивидуальные разноуровневые карточки, иллюстративный материал в виде демонстрационных таблиц («Картинный словарь» «Зрительные диктанты», «Умножение и деление», «Карта полушарий» и т.д.), анимированных плакатов («Алфавит», «Цифры»  и т. д.), анимированные дидактические игры («Помоги Незнайке решить»), а также интерактивные тренажёры и интерактивные карты по окружающему миру.              Применение имеющихся  учебных электронных пособий возможно  на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения практических работ, получения дополнительной информации для урока.

    А теперь рассмотрим, как в каждом этапе урока на примере  темы «Определение» применение новых информационных технологий способствует увеличению эффективности учебной деятельности  в целом.

    Организационный момент

    - Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, а куда,  вы  догадаетесь сами. Назовите: согласный   звонкий непарный  в слове лось; безударный гласный в слове береза, приставка с слове съел.

    Слово лес. Мы идем в лес необычный, лес Предложений, в котором живут главные и второстепенные члены. (Демонстрация карты-леса Предложений.)

    Создание проблемной ситуации

    Каким членом предложения является слово яркие?

    Целеполагание

    Актуализация знаний

    Дерево рассуждений

    Дети разгадывают анимированный кроссворд, повторяя опорные знания по теме, в итоге высвечивается название второстепенного члена предложения. Определение.

    Дерево рассуждений

    Обозначает…..

                           Отвечает на …..

    Чем выражено в предложении?

    Связано в предложении с …

    Роль в предложении…

    Усвоение новых знаний и способов действий

      Связь слов в предложении.

     Демонстрация текста о неизвестном лесном животном.

    -  Найдите в тексте определения и слова, к которым они относятся. При правильном ответе появляется картинка животного.

    Обобщение.

    Разноуровневая работа в группах с последующей электронной проверкой. Сиквейн -определение

    Из личного опыта составления электронных презентаций стоит учесть факт  излишнего применения ИКТ на каждом этапе урока, достаточно использование компьютера  на 3-4 этапах, не перенасыщая чрезмерной анимацией и напыщенностью, опираясь на психические особенности класса, ставя ученика не в позицию  пассивного слушателя, а активного деятеля, продумывая систему  развивающих заданий к каждому слайду. Только в этом случае ИКТ способствуют осознанному усвоению знаний.    

    В педагогической работе систематическое творческое применение информационных средств служит повышению качества обучения, развитию познавательного интереса к предмету.

    • Детям на уроке интересно, следовательно становится более эффективным обучение.
    • С применением ИКТ реализуется дидактический принцип наглядности урока - обеспечение высокого уровня усвоения  знаний;
    • Возможность смоделировать те  явления, которые в реальности увидеть затруднительно или невозможно; («Задачи на движение», «Круговорот воды в природе»);
    • Икт предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Во время презентации учитель «не привязан к доске», а может оказать индивидуальную помощь учащимся, больше внимания уделить работе «сильных» учеников.
    • Использование ИКТ способствует развитию навыка контроля и самоконтроля. Проверка работы по образцу осуществляется легко и быстро.

    Таким образом, использование ИКТ в обучении позволяет идти в «ногу со временем», повышает учебную мотивацию, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, вследствие чего урок  становится современным и эффективным.

    Литература

    1. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006    

    2Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002.

     3. Интернет ресурсы. nadijatim.ucoz.ru/publ     

     Сайт учителя начальных классов Тимашевой Н.В.

    4. Смирнова М.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

     Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Статья раскрывает положительное и отрицательное проявление  использования ИКТ на уроке....

    Статья.Использование информационных технологий как средство повышения эффективности урока в начальной школе.

     Процесс модернизации современного образования направлен на принципиальное изменение качества образования. Сегодня на первый план выдвигаются  образовательная и развивающая функции становления и разви...

    Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.

    Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...

    «ИКТ как средство повышения качества образования в начальной школе»

    21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя– он должен стать координатором информационно...

    Бинарные уроки как средство повышения эффективности обучения в начальной школе

    Статья в сборник научно-практической конференции «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения», ТОГИРРО...