Образовательная программа по развитию артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения
рабочая программа по логопедии по теме

Аверкина Галина Николаевна

Програма являтся модифицированной, создана в соответствии с положениями ФГОС, содержит рекомендации по развитию артикуляции и исправлению звукопроизношения. Данная программа расчитана на логопедов, воспитателей, учителей начальных классов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_artikulyatsiya_zvukoproiznoshenie.docx150.91 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

по развитию артикуляционной моторики

и формированию правильного звукопроизношения

Учитель-логопед        Аверкина Г. Н.

                                                     

2017 – 2018 учебный год

Содержание  программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………3
  2. Содержание программы……………………………………….......5

Глава 1. Рекомендации по выполнению артикуляционной

 гимнастики………………………………………………..………..7

Глава 2. Основные направления работы по развитию артикуляционной

моторики и формированию правильного звукопроизношения………..9

2.1 Коррекционная работа над свистящими звуками [С], [З], [Ц]……………9

2.2 Работа над шипящими звуками [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]………………………12

2.3 Коррекционная работа над звуками [Л], [Л’]……………………………. 15

2.4 Коррекционная работа над звуком [Р]…………………………………….17

2.5 Коррекционная работа над произношением нёбных звуков:

[к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [j]………………………………………………19

2.6 Коррекционная работа по устранению дефекта твердости и смягчения

        согласных звуков………………………………………………………….30

2.8 Коррекционная работа по устранению дефекта озвончения

и оглушения……………………………………………………………….

  1. Ожидаемые  результаты реализации  

«Образовательной программы по развитию артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения»……………………………………………....39

  1. Приложение: Описание артикуляционных упражнений и процедура их выполнения …………………………………………40

Список литературы…………..……………………………………............47

  1. Пояснительная записка

Программа по развитию артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения является модифицированной. Программа составлена в соответствии с концепцией ФГОС для обучающихся с ОВЗ 201з г.  При разработке программы были использованы материалы к.п.н.Г.Ю. Козловской, И.С.Лопухиной, кафедры логопедии РГПУ им.Герцена.    

Цель программы по развитию артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения: профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция имеющихся нарушений звукопроизношения у учащихся.

Задачи:

  1.  Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.
  2. Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.
  3. Вырабатывать правильное речевое дыхание.
  4. Формировать правильное звукопроизношение.
  5.  Обогащать и активировать словарный запас детей.
  6. Развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  7. Развивать познавательную деятельность.

Актуальность

Правильная, богатая речь помогает учащемуся формулировать свои мысли, расширяет возможности в познании окружающего мира. Нарушение речи, так или иначе, отражается на поведении и деятельности ребенка. Учащиеся, осознавая свои недостатки речи, могут стать замкнутыми, нерешительными. Огромную важность имеет четкое произношение звуков, потому что устная речь имеет отражение на письме. Таким образом, логопедические упражнения важны для устранения недостатков артикуляции и формированию правильной речи. Хорошая, четкая речь   способствует успешной учебной деятельности учащихся и дальнейшей успешной их социализации.

  1. Содержание программы

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь не является врожденным качеством человека, а формируется в процессе общении. Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего детства слышал грамотную речь в своем окружении. Ведущими исследователями давно доказано, что речь теснейшим образом связана с мышлением.  Поэтому нарушения речи могут отрицательно отразится на мыслительных процессах, на состоянии нервной системы и, следовательно, на характере поведения учащегося.

Для того, чтобы правильно произносить звуки и слова, человек должен хорошо овладеть координацией чрезвычайно тонких движений речевых органов – губ, языка, голосовых связок, - научиться регулировать свое дыхание. Эта совокупность слаженной работы органов артикуляционного аппарата, которые участвуют в образовании речевого звука, называется артикуляцией.

Рис. «Артикуляционный аппарат»

Артикуляция звука состоит из 3 этапов:

  1. Подготовка речевого аппарата к произнесению звука – начало артикуляции;
  2. Сохранение положения органов артикуляции, необходимого для произнесения речевого звука  и воспроизведение самого звука;
  3. Завершение речевого звука, то есть – окончание артикуляции. При этом органы речи меняют своё расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.

Для воспитания правильного произношения и исправления недостатков произносительной стороны речи логопед использует артикуляционную гимнастику, которая помогает выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались ведущие отечественные логопеды: М.Е. Хватцев, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков, тренирует формирование воздушной струи для образования правильного звука. Артикуляционная гимнастика проводится параллельно с работой по развитию фонематического восприятия.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединения речевых простых движений в сложные речевые движения, формирование воздушной струи для воспроизведения правильного речевого звука.

Глава 1.  Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

  1.  Артикуляционная гимнастика включается в каждое логопедическое занятие на 4-5 мин.
  2. Гимнастика проводится перед зеркалом.
  3. Отбор комплекса упражнений для занятия осуществляется в соответствии с темой и целью занятия, для коррекции определенного дефекта речи у конкретного учащегося, у конкретной подгруппы.
  4. Упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений
  6. Каждое упражнение учащийся должен повторять 5-7 раз.
  7. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.
  8. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть расслаблены.
  9. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого. 
  10. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  11. Упражнения проводятся в игровой форме.
  12. Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определенной последовательности:
  1. Постановка звука
  2. Автоматизация произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных)
  3. Автоматизация произношения звука в словах
  4. Автоматизация произношения звука в предложениях
  5. Дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков
  6. Автоматизация произношения звука в разговорной речи

Алгоритм проведения артикуляционной гимнастики:

1. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении.

2. Логопед показывает выполнение упражнения.

 3. Учащийся выполняет упражнение, а логопед следит за качеством выполняемых логопатом движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

4. Если у учащегося не получается какое-то движение, логопед помогает ему шпателем (зондом).

Артикуляционные упражнения делятся на два вида упражнений: статистические (лопаточка, чашечка, горка, трубочка и др.) и динамические (часики, лошадка, грибок, качели, вкусное варенье, змейка, маляр и др.). Статические упражнения  - для удерживания артикуляционной позы в течение 6-15 секунд. Динамические упражнения - ритмичное повторение движений, предназначенные для тренировки переключаемости речевых укладов. Названия упражнений условные, но упрощают работу логопеда, так как учащиеся запоминают способ выполнения упражнения и их название. Это экономит время на занятии, так как логопед на последующих занятиях не объясняет технику выполнения упражнения, а дети начинают выполнять сразу, услышав название упражнения.

        

Глава 2. Основные направления работы по развитию артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения

Наиболее часто дети имеют дефекты произношения следующих звуков: [р], [л], [с], [з], [ц], [ш], [щ], [ч].

2.1 Коррекционная работа над свистящими звуками [С], [З], [Ц]

Артикуляционный уклад при произнесении звуков [C], [З], [Ц]:

При произнесении звука [С] ГУБЫ – растянуты в лёгкой улыбке, ПЕРЕДНИЕ ЗУБЫ – сближены, но не касаются друг друга, КОНЧИК ЯЗЫКА – сзади касается нижних резцов, СПИНКА ЯЗЫКА – выгнута, а по середине языка, вдоль его, образуется тонкий желобок, по которому «течёт» тонкая, холодная, но сильная струя воздуха, ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ – разомкнуты.

При произнесении звука [З] артикуляционный уклад отличается только тем, что ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ сомкнуты и вибрируют, поэтому образуется звук [З], а воздух расходуется мало, «течёт» теплая струйка воздуха.

Звук [Ц] – смычно-щелевой и образуется при смягчении звуков [Т] и [С]=>[ТС]. При произнесении в первый момент КОНЧИК ЯЗЫКА – упирается в нижние резцы, СПИНКА ЯЗЫКА – круто вогнута и передней частью образует смычку у шеек верхних резцов. Во второй момент КОНЧИК ЗЫКА  остается в том же положении, а ПРЕДНЯЯ ЧАСТЬ СПИНКИ после разрыва смычки отскакивает в положение [C] и в середине ее образуется узкий канал для прохода воздуха. МЯГКОЕ НЁБО поднято, связки разомкнуты.

Чтобы научить произносить звуки [С], [З], [Ц] необходимо выполнять следующие артикуляционные упражнения, которые подготовят органы артикуляции к произнесению звуков:

  1. Упражнения для губ.

Упражнение №1 «Улыбка (Заборчик)»,

Упражнение №2 «Хоботок»,

Упражнение №3: Чередование «Улыбка-Хоботок»

  1. Упражнения для языка.

Упражнение №4: «Раскатаем язычок»,

Упражнение №5: «Лопаточка»

Упражнение №6:«Иголочка (Жало)»,

Упражнение №7: «Зарядкка»,

Упражнения №8:  упражнения для кончика языка,

Упражнение №9: «Сердитый кот»,

Упражнение №10: «Устойчивый язык»

  1. Упражнения для выработки центральной воздушной струи

Упражнение №11: «Футбол»,

Упражнение №12: «Трубочка»,

Упражнение №13: «Ракетчик»

        Выше перечисленные упражнения выполняются примерно 5-6 раз.  Упражнения рассчитаны на то, что через 2-3 месяца занятий звуки [с] и [з] сами появились в речи. Если звуки [с] и [з] не появились в речи после 3 месяцев артикуляционной гимнастики, то можно  вызвать звуки [с] и [з] по подражанию. Например: «Сделаем так, как свистит вода в кране – «с-с-с-с-с», а теперь, сделай так, как звенит в лесу комарик – «з-з-з-з-з». Если звуки [с] и [з] не получились по подражанию, то следует приступить к постановке звука.

Инструкция по постановке звука [С]: 

1 вариант: «Улыбнись, приоткрой рот, покажи зубки, сделай язык широким, как лопатка, теперь положи его на нижние зубки, сблизь зубки и подуй на язычок».

2 вариант: «Открой рот. Сделай язык «горкой», как в упражнении «Горка». Подуй на кончик языка.

3 вариант: Произнеси [Т] с опущенным кончиком языка за нижние резцы. Произнеси теперь [Т] и одновременно подуй на кончик языка.

При постановке звука важно помнить, что:

Воздушная струя должна струиться точно по желобку языка. Язык не должен отклоняться ни вправо, ни влево. Язык должен быть за нижними зубами, а не между зубами.

Если с первого раза не удалось поставить звук [С], то не демонстрируя огорчения или недовольства, продолжите выполнять упражнения. Через некоторое время повторите постановку звука.

         Как только появиться звук [С], то необходимо «включить» голос – тогда появится звук [З].

Следующим этапом работы является автоматизация звука [с]. Примеры упражнений для автоматизации звука:

  1. В слогах : СА-СУ-СЫ-СО-СУ-СЕ…, АС-ОС-УС-ЫС-ЕС-ЁС-…, АСА-ОСО-АСО-УСУ-АСУ…  и т.д.
  2. В словах в разных позициях: в начале слова, в конце слова, в середине слова. В работе использовать иллюстративный материал, в названии которого содержится звук [с]. Например: СОМ, СЫР, ОСА, КОЛЕСО, ЛЕС  и т.д.
  3.  В предложениях. Для этого подбираются скороговорки или речевки таким образом, чтобы в них были все звуки, которые ученик уже умеет произносить правильно. Например: СА,СА, СА – ВОТ ЛЕТИТ ОСА! СО, СО, СО – У СОНИ – КОЛЕСО!

        Аналогичная работа проводится по автоматизации звука [З].

Инструкция по постановке звука [Ц]:

1 способ:

Звук [Ц] ставиться постепенным слиянием звуков [Т] и [С]. Логопед предлагает логопату произносить сочетание звуков [Т] и [С] до из полного слияния в звук [Ц]: «Т-С, Т-С, Т-С…ТС, ТС, ТС, …. Ц, Ц, Ц…». Например, поднесите палец к губам и скажите ребёнку: «Не говори так громко. Тише! — [т-ц-ц]».

2 способ:

Звук [Ц] может быть получен от слога «атс». Логопед предлагает произносить слог «атс» с увеличением темпа во время его произнесения.

Подготовительный этап, этап постановки звука и этап закрепления его в речи занимают обычно от 2 до 5 месяцев.

2.2 Работа над шипящими звуками [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Артикуляционный уклад при произнесении звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]:

При произнесении звука [Ш] ГУБЫ немного выдвинуты вперед, КОНЧИК ЯЗЫКА поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается нёба, образуя щель, БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА  прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха, НЁБНАЯ ЗАНАВЕСКА поднята, ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ разомкнуты.

При произнесении звука [Ж] артикуляционный уклад такой же, как при звуке [Ш] и отличается только тем, что ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ сомкнуты и вибрируют, ЯЗЫК более поднят к твердому нёбу, а выдыхаемая струя воздуха слабее.

Звук [Ч] – смычно-щелевой и образуется в результате быстрого соединения звуков [Т’] и [Ш’]. Артикуляционный уклад при произнесении звука [Ч] такой же, как при [Ц].

Звук [Щ] звучит как длительный [Ш’]. ГУБЫ выдвинуты вперед, КОНЧИК ЯЗЫКА поднят, как при [Ш], но к альвеолам, образуя в этом месте щель. БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя по середине языка продольный канал, по которому «течет» струя выдыхаемого воздуха. КОРНЕВАЯ ЧАСТЬ ЯЗЫКА приподнята. НЁБНАЯ ЗАНАВЕСКА поднята.

Если учащийся пропускает шипящие звуки или неправильно их произносит, то необходимо выполнять комплекс упражнений  с №1 по №13  и к ним еще добавить три упражнения:

Упражнение №14: «Покрасим потолок»

Упражнение №15: «Дворник»

Упражнение №16: «Чашечка»

Упражнения №14, №15, №16 помогут выработать артикуляционные движения широкого языка, которые свойственны для произношения шипящих звуков, и в значительной степени укрепят мышцы языка.

Если ученик стал без усилий выполнять выше перечисленные упражнения, то шипящие звуки могут сами появиться у него в речи. Если этого не произошло, то логопед предлагает произнести звуки по подражанию, а в случае отрицательного результата  перейти к постановке звука с последующей его автоматизацией в речи.

Инструкция по постановке звука [Ш]:

1 вариант:

Высунуть язык как в Упражнении №13 «Ракетчик» в форме желобка и приподнятым кончиком. Губы сдвинуты, видны верхние и нижние зубы. Затем, не меняя положения языка, убрать его за верхние зубы и предложить ученику в таком положении произнести звук [c]. У ребенка получиться звук [ш]. Далее , закрепить звук  [ш] по подражанию: Лопнула шина – [ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш] или изобразить шум метели, шелест листьев и т.д.

2 вариант:

Произнести звук [т] от верхнего варианта произнесения и в этот момент ребенку необходимо сильно длительно дуть на кончик языка.

3 вариант:

Произнести звук [р] шепотом и в этот момент шпателем дотронуться с боку до вибрирующего кончика языка.

4 вариант:

Сделать «Чашечку» за верхними резцами и подуть на кончик языка.

Примеры упражнений для автоматизации звука:

  1. В слогах : ША-ШУ-ШЫ-ШО-ШУ…, АШ-ОШ-УШ-ЫШ-ЕШ-… и т.д
  2. В слогах АША-ОШО-АШО-УШУ-АСУ…  и т.д.
  3. В словах в разных позициях: в начале слова, в конце слова, в середине слова. В работе использовать иллюстративный материал, в названии которого содержится звук [Ш]. Например: ШИНА, ВИШНЯ, КОВШ и т.д.
  4. В предложениях. Для этого подбираются скороговорки или речёвки таким образом, чтобы в них были все звуки, которые ученик уже умеет произносить правильно. Например: ДАША ПОД ДУШЕМ МОЕТ ШЕЮ И УШИ. ТИШЕ, МЫШИ, КОТ – НА КРЫШЕ. ПЛЮШЕВОМУ МИШКЕ СШИЛИ ШУБКУ И ШТАНИШКИ.

Звук [Ж] получается точно так же как и [Ш], только дополнительно «включается голос». Рекомендуется при произнесении звука  [Ж] приставить руку к гортани, что почувствовать вибрацию в ней.

Введение звука [Ж] речь и его автоматизация проводятся так же, как и со звуком [Ш].

Инструкция по постановке звука [Ч]:

1 способ:

Звук [Ч] – это слияние звуков [Т’] и [Ш’]. Логопед предлагает логопату произносить сочетание звуков [т’] и [ш’] до из полного слияния в звук [ч]: «ТЬ-ШЬ, ТЬ-ШЬ, ТЬ-ШЬ…ТЬШЬ, ТЬШЬ, ТЬШЬ, …. Ч, Ч, Ч…». При этом губы сдвинуты вперед, в первый момент кончик языка прикасается к корням верхних резцов, а потом отходит назад, сузится, а весь язык приблизится к нёбу.

2 способ:

Звук [Ч] может быть получен от слога [а т’ш’]. Логопед предлагает произносить слог [а т’ш’] с увеличением темпа во время его произнесения.

Инструкция по постановке звука [Щ]:

Звук [Щ] – это удлиненный мягкий звук [Ш’]. Чтобы научить логопата произносить звук [Щ], надо предложить ему долго тянуть [Ш’].

После постановки звука следует та же работа по автоматизации шипящих звуков. Примеры упражнений для автоматизации звука:

  1. Произношение в слогах: АЩ, ОЩ, УЩ, ИЩ и т.д. ЩА, ЩО, ЩУ и т.д. АЩА, ОЩО, ОЩА, ЕЩА и т.д.
  2. Произношение звука в отдельных словах с использованием картинок: ЩЕТКА, ЯЩИК, ЩУКА, ОВОЩИ и т.д.
  3. В автоматизации звука в предложениях помогут скороговорки: ЩУКА ЩУРЁНКУ ПИЩУ НЕ ПОДЫЩЕТ. УДИЛЬЩИК ВЫТАЩИЛ ЩУКУ. ВЫРАЩУ ОВОЩИ ГУЩЕ И СЛАЩЕ. ГРУЩУ, ГРУЩУ, НО НЕ ПИЩУ! и т.д.

Аналогичная работа по автоматизации звука проводится с каждым шипящим звуком.  

Работа над подготовкой, вызыванием (постановкой) шипящих звуков и автоматизацией из в речи занимает от 4 до 6 месяцев.

2.3 Коррекционная работа над звуками [Л], [Л’]

Артикуляционный уклад при произнесении звука [Л]

ГУБЫ находятся в положении легкой улыбки. ЗУБЫ на незначительном расстоянии друг от друга. ЯЗЫК упирается своим кончиком в верхние резцы или дёсны. БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА не смыкаются с коренными зубами – по бокам проходы для выдыхаемого воздуха. Язык приобретает форму седла. МЯГКОЕ НЁБО поднято, закрывает проход в нос. ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ сомкнуты и вибрируют.

Артикуляционный уклад при произнесении звука [Л’]

При воспроизведения [Л’] у языка поднимается не корневая часть, а передне-средняя часть его спинки. При этом смыкается не только кончик языка с дёснами, но и поверхность передней части спинки языка с альвеолами.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для подготовки к произношению звуков [Л] и коррекции ламбдацизма включает в себя следующие упражнения:

  1. Упражнения для губ

Упражнение №1 «Улыбка (Заборчик)»,

Упражнение №2 «Хоботок»,

Упражнение №3: Чередование «Улыбка-Хоботок»

  1. Упражнения для языка

Упражнение №4: «Раскатаем язычок»,

Упражнение №5: «Лопаточка»

Упражнение №6: «Иголочка (Жало)»,

Упражнение №7: «Зарядка»,

Упражнение №15: «Дворник»

Упражнение №17: «Гудок» (для поднятия вверх корня языка)

Упражнение №18: «Индюк» (для укрепления мышц языка и выработки подъема языка вверх)

Упражнение №19: «Медленный маятник» (для тренировки смены различных положений языка)

Упражнение №20: «Лошадка»

Упражнение №21: «Разведчики»

Упражнение №22: «Парус»

        После месяца выполнения всех рекомендованных упражнений звук [Л]  появится по подражанию. Если звук не появился, то переходят к его постановке.

Инструкция по постановке звука [Л]:

1 способ:

Ученику необходимо приоткрыть рот, улыбнуться, поднять кончик языка и нажми им на десны за верхними зубами (как в Упражнении №21 «Парус») и подай голос – загудеть, как электровоз («Ы-Ы-Ы-ы-ы-ы-ы-ы»), но не опуская язык. Тогда появляется звук [Л].

2 способ:

Логопед предлагает ученику произнести звук [А], в момент произнесения кончик языка, то поднимать до соприкосновения с верхними резцами, то – опускать.

После постановки звука следует та же работа по постепенному введению в звука в речь. Примеры автоматизации звука [Л]:

  1. Произношение в слогах: ЛА, ЛО, ЛУ… и т.д., АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ и т.д.,  АЛА, ОЛО, ОЛА, ЕЛА и т.д., МАЛ, МЫЛ, ЛОТ, ЛОМ… т.д.
  2. Произношение звука в отдельных словах с использованием картинок: ЛАПА, ЛУК, ЛАМПА, ОДЕЯЛО, КУКЛА, ЯБЛОКО, КЛОУН и т.д.
  3. В автоматизации звука в предложениях и скороговорках: ОКОЛО СТОЛА СЛОМАННЫЙ СТУЛ. АЛЛА НАДЕЛА НА КУКЛУ лУШУ ПЛАТЬЕ. ВСЕ БЕЛО, БЕЛО, БЕЛО, ЛУЖИ СНЕГОМ ЗАНЕСЛО, ЗАМОРОЗИЛО. МИЛАЯ МИЛА МЫЛАСЬ МЫЛОМ. НАМЫЛИЛАСЬ, СМЫЛА – ВОДА, КАК ЧЕРНИЛА. ЁЛКА, ЁЛКА, ЁЛОЧКА, КОЛКАЯ ИГОЛОЧКА… и т.п.

Звук [Л’] получают путем дополнительного подъема средней части спинки языка и смещения смычки к альвеолам. Затем автоматизируют в слогах, словах, предложениях.

Подготовительная работа, вызывание звука (или постановка его) и последующее закрепление в речи занимает около двух месяцев.

2.4 Коррекционная работа над звуком [Р]

Артикуляционный уклад при произнесении звука [Р] очень сложный:

ЗУБЫ  и ГУБЫ  открыты, НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ  и ВСЯ ПОЛОСТЬ РТА напряжены, ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ЯЗЫКА широко распластана, БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА утончены и упираются в верхние зубы, ВЕСЬ ЯЗЫК имеет форму ложки  с сужением, которое служит каналом для струи воздуха. СИЛЬНАЯ СТРУЯ ВОЗДУХА бьет в КОНЧИК ЯЗЫКА, неплотно прилегающий к верхним дёснам, и заставляет его периодически колебаться, ВИБРИРОВАТЬ. В результате этой сложнейшей артикуляции получается раскатистый вибрирующий звук [Р].

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для подготовки к произношению звуков [Р] и коррекции ротоцизма включает в себя следующие упражнения:

  1. Упражнения для губ

 Упражнение №1 «Улыбка (Заборчик)»,

Упражнение №2 «Хоботок»,

Упражнение №3: Чередование «Улыбка-Хоботок»

  1. Упражнения для языка

Упражнение №4: «Раскатаем язычок»,

Упражнения №8:  упражнения для кончика языка,

Упражнение №14: «Покрасим потолок»,

Упражнение №15: «Дворник»,

Упражнение №18: «Индюк»,

Упражнение №20: «Лошадка»

Упражнение №23: «Карусели»

Упражнение  №24: «Грибок»

Упражнение №25: «Орешек»

Упражнение №26: «Барабанщик»

  1. Упражнения для выработки центральной воздушной струи

 Упражнение №11 «Футбол»,

Упражнение №12: «Трубочка»,

Упражнение №13: «Ракетчик»

        Через 1,5 – 2 месяца занятий звук [Р] может появиться сам, так как упражнения подготовили органы артикуляции. Если звук [Р] не появился, то приступают к постановке звука.

Инструкция по постановке звука [Р]:

Для постановки звука выполняют Упражнение № 27 «Мотор»  для выполнения которого потребуется детская соска (обычная, без утолщения по середине),  наполненная ватой.

Некоторое время  вместо чистого звука [Р] будет получаться [ДР], но постепенно при выполнении упражнения «Мотор» звук [Д] будет прослушиваться все меньше,  и появится звук [Р].

После постановки звука следует та же работа по постепенному введению в звука в речь. Слоги и слова логопат должен вначале произносить вместе со взрослым, после взрослого, отраженно. При этом логопед произносит [Р] утрированно: «ШАРРР», «РРРАК». Примеры автоматизации звука [Р]:

  1. Произношение в слогах: РА, РО, РУ… и т.д., АР, ОР, УР, ИР и т.д.,  АРА, ОРО, ОРА, ЕРА и т.д., МАР, МЫР, РОК, РОП… т.д.
  2. Произношение звука в отдельных словах с использованием картинок: РАК, РАКЕТА, РАМА, РАДУГА, БАРАБАН, ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, КОРОВА, ПАРОХОД, ГОРЫ, ПАРТА, КРЫША, ГРУША и т.д.
  3. В автоматизации звука в предложениях, скороговорках: «ЮРА КРАСКАМИ КРАСИТ ЗАБОР, ИРА И РОМА КРАСЯТ ЗАБОР, БУДЕТ ОЧЕНЬ КРАСИВЫМ НАШ ДВОР!», «БАРАН ИГРАЕТ НА ТРУБЕ, ВЕРБЛЮД ИГРАЕТ НА КЛАРНЕТЕ, РАДЫ, РАДЫ ВСЕ ВОКРУГ – НА КОНЦЕРТ ПОПАЛИ ВДРУГ!» и т.п.

2.5 Коррекционная работа над произношением нёбных звуков:

 [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [j]

 Коррекционная работа над произношением звуков [к], [к’]

Артикуляционный уклад при произнесении звуков [К], [К’]

ГУБЫ принимают положение гласного, который следует за звуком [К]. Расстояние между верхними и нижними резцами - до 5мм. КОНЧИК ЯЗЫКА опущен и касается нижних резцов, ПЕРЕДНЯЯ И СРЕДНЯЯ ЧАСТИ СПИНКИ ЯЗЫКА опущены, ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ ЯЗЫКА смыкается с небом. БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА прижаты к задним верхним зубам. МЯГКОЕ НЁБО поднято и закрывает проход в полость носа. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и небом, в результате образуется характерный шум.

При произнесении [К’] ЯЗЫК подвигается вперед и производит смычку с небом. СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ СПИНКИ ЯЗЫКА приближается к твердому небу. ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ЯЗЫКА опущена. КОНЧИК ЯЗЫКА находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. ГУБЫ несколько растягиваются и открывают зубы.

Существуют следующие предрасполагающие факторы к появлению каппацизмов и паракаппацизмов: высокое и узкое твердое и мягкое небо; нарушение фонематического восприятия; слабость мышц языка; нарушение иннервации мышц языка; возможно - незначительное снижение физического слуха.

 Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для подготовки к произношению звуков [К], [К’], устранению каппацизма  и коррекции паракаппацизма включает в себя следующие упражнения:

  1. Упражнения для губ

 Упражнение №1 «Улыбка (Заборчик)»,

Упражнение №2 «Хоботок»,

Упражнение №3: Чередование «Улыбка-Хоботок»

  1. Упражнения для языка

Упражнение №5: «Лопаточка»

Упражнение №6: «Иголочка (Жало)»,

Упражнение №19: «Медленный маятник»

Упражнение  №24: «Грибок»

Упражнение № 25: «Орешек»

Упражнение №28: «Горка»

Упражнение №30: «Вкусное варенье»

Упражнение №31: «Кто сильнее?» (1-й и 2-й варианты)

Упражнение № 31: «Маляр»

III.Упражнения для выработки центральной воздушной струи

 Упражнение №10 «Футбол» и т.д. и все рекомендуемые упражнения для развития воздушной струи.

Инструкция по постановке звука [К]:

При постановке звука [К] необходимо помнить, что при дефекте строения периферического речевого аппарата - высокое готическое нёбо,  устранение недостатков произношения звука [К] практически невозможно. В этом случае не следует тормозить развитие глоточной артикуляции звука.

Постановка звука [К] осуществляется разными способами:

  1. По подражанию:

 1.1. Взрослый показывает перед зеркалом как круто выгибается задняя часть спинки языка. Затем предлагает ребенку сделать язык «горкой», и заднюю часть спинки языка поднять к нёбу. Затем логопед попросит сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесённой ко рту. В результате появляется характерный звук.

1.2. Введение игровых приёмов.

Логопед задает вопросы, которыми стимулирует соответствующий ответ: «Как курица зовет цыплят?» Ребенок отвечает: «Ко-ко-ко». «Как квакает лягушка?». Ребенок отвечает:  «Ква-ква».  «Как дождевые капли капают?» Ответ:  «кап-кап-кап». «Как кукушка кукует?» Ответ: «Ку-ку-ку». 

1.3. Применение моделей. Взрослый объясняет артикуляционный уклад звука на примере моделей.

  1. От опорных звуков:

Для звука [к] это звук [х]. Звук [х] - щелевой, поэтому, чтобы получить звук [к], надо изменить способ образования звука, а именно, щелевой звук сделать взрывным. Взрослый просит быстро произносить сочетание звуков ХК.

  1. Механическим способом.

Зондом-рамкой или шпателем от слога ТА. Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале [кя], затем [ка]. Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.

После постановки звука [К] - постепенное введение  звука в речь. Первоначально звук вводится в слоги, слова, предложения, и затем – в связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

Примеры автоматизации звука [К]:

  1. Произношение в слогах: КА, КО, КУ… и т.д., АК, ОК, УК, ИК и т.д.,  АКА, ОКО, ОКА, ЕКА и т.д., МАК, МЫК, КОМ, КОП… т.д.
  2. Произношение звука в отдельных словах с использованием картинок: КАП, КАПЛЯ, КАМЕНЬ, КОТ, КОНИ, КОЛЯСКА, УТКА, КУКУШКА, КОЛЯ, РАМКА, ПАРК и т.д.
  3. В автоматизации звука в предложениях, скороговорках: «ОКОЛО ДОМА КАЛИНА», «НА КАТКЕ КОСТЯ КАТАЕТСЯ НА КОНЬКАХ», «СИДИТ КУКУШКА НА СУКУ И ГОВОРИТ: «КУ-КУ-КУ-КУ» и т.п.

 Коррекционная работа над произношением звуков [г], [г’]

Артикуляционный уклад при произнесении звуков [Г], [Г’]

Звук [Г] от произношения звука [К] отличается наличием напряжения и вибрации голосовых складок. Артикуляция звука [Г’]отличается от [Г] тем, что при произнесении [Г'] средняя часть СПИНКИ ЯЗЫКА приближается к твердому нёбу, ЯЗЫК несколько продвигается вперед и смыкается со средней частью твердого нёба; КОНЧИК ЯЗЫКА находится несколько ближе к нижним резцам, а ГУБЫ немного растягиваются и открывают зубы.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для подготовки к произношению звуков [Г], [Г’], устранения гаммацизма и коррекции парагаммацизма включает в себя следующие упражнения:

  1. Упражнения для губ

 Упражнение №1 «Улыбка (Заборчик)»,

Упражнение №2 «Хоботок»,

Упражнение №3: Чередование «Улыбка-Хоботок»

Упражнение по артикулированию гласных звуков: [а], [о], [у]

  1. Упражнения для языка

 

Упражнение №16: «Чашечка»

Упражнение №20: «Лошадка»

Упражнение  №24: «Грибок»

Упражнение №31: «Кто сильнее?»

Упражнение № 31: «Маляр»

III.Упражнения для выработки центральной воздушной струи

Упражнение №10 «Футбол», упражнение со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.  и все рекомендуемые упражнения для развития воздушной струи.

Постановка звука [Г] осуществляется разными способами:

  1. По подражанию:

1.1. Взрослый показывает перед зеркалом как круто выгибается задняя часть спинки языка. Затем логопед предлагает ребенку сделать язык «горкой», и заднюю часть спинки языка поднять к нёбу. Затем логопед попросит сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесённой ко рту, при этом «включить» голос.

1.2. Введение игровых приёмов.

Логопед использует стихи-потешки, фольклор.

Например: - Гусь гогочет: «г-г-г».

1.3. Применение моделей.

Взрослый объясняет артикуляционный уклад звука на примере моделей.

2. От опорных звуков:

2.1. От звука [К]

Звук [к] - глухой, взрывной, поэтому, чтобы получить звук [г] логопед  предлагает ученику при произнесении звука [к] «включить» голосовые складки.

2.2. От звука [Д]

  • Согласный звук [г] можно получиться в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, да-га;
  • Второй способ получения звука [г] - от произнесения ряда слогов: звук [Г] вызывают путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [Г]. Например: «бабабага...»,  «бадага», «дадага». 

3.Механическим способом.

От слога «ДА» с помощью зонда-рамки, передвигая кончик языка зондом внутрь рта. Сначала слышим  [гя], затем - [га]. 

После постановки звука [Г] - начинается работа по автоматизации звука и постепенное введение  в речь. Примеры автоматизации:

  1. Произношение в прямых и обратных слогах и словосочетаниях: га-га — га-га-га,    га-го-гу-гы, го-го — го-го-го, го-гу-гы-га, аг-уг-иг … и т.д.   Бумага, год…, вагон, вьюга, книга…,  ягода, угодить, игра… и т.д.
  2. Произношение звука со стечением согласных в слогах и в отдельных словах: гда-гдо-гду-гды, гва-гвд-гву-гвы, гдо-гду-гды-гда, гво-гву-гвы-гва… и т.д. Гнать, выгнать, пингвин, когда… и т.д.
  3. Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях, скороговорках: Груть дугу, отгадать книгу, готовить говядину… и т.д. «Я бегу, бегу, бегу,отдыхая на бегу.Год бегу, два бегу - догнать годы не могу». «Га-га-га — дайте Гане пирога, дайте Гане пирога, пирога из творога». «Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Гага-га!». Галя не бойся. Гони гусей».  и т.п.

Автоматизация звука [Г’] проводится только в прямых слогах, словах и фразах с ними (обратные слоги с мягким звуком [Г’] не употребляются в фонетической системе русского языка).

  1. Произношение [Г’] в слогах: ги-ги — ги-ги-ги,  ге-ге-ге — ге-ге, гя-гя-гя — гя-гя, гю-гю — гю-гю-гю… и т.д.
  2. Произношение [Г’] в словах: гиббон, ангина, гибкий, боги, гигант, деньги, ноги и т.д.
  3. Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях, скороговорках: «Ги-ги-ги — Гена, на хоккей беги, ги-ги-ги — Гена Инге помоги. Маме купим утюги, Диме, Гене — две дуги, а для Инги — книги, папку и бумаги».

 Коррекционная работа над произношением звуков [х], [х’]

Артикуляционный уклад при произнесении звуков [Х], [Х’]

При произнесении звука [Х] ГУБЫ находятся принимают положение последующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм, КОНЧИК ЯЗЫКА опущен, ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ ЯЗЫКА поднята, образуя щель с твердым нёбом, БОКОВЫЕ КРАЯ языка прижимаются к верхним коренным зубам, МЯГКОЕ НЁБО поднято. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ разомкнуты.

ПРИ артикуляции [Х'] ЯЗЫК несколько продвигается вперед, и задняя часть спинки языка образует щель с нёбом. Средняя часть спинки языка стремится к твердому нёбу. КОНЧИК ЯЗЫКА - за нижними резцами и не касается их. ГУБЫ немного растягиваются, открывая зубы.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для подготовки к произношению звуков [Х], [Х’], устранению хитизма  и коррекции парахитизма включает в себя следующие упражнения:

  1. Упражнения для губ

 Упражнение №1 «Улыбка (Заборчик)»,

Упражнение №2 «Хоботок»,

Упражнение №3: Чередование «Улыбка-Хоботок»

Упражнение для вибрации губ

Упражнение по артикулированию гласных звуков: [а], [о], [у]

  1. Упражнения для языка

Упражнение №16: «Чашечка»

Упражнение №20: «Лошадка»

Упражнение  №24: «Грибок»

Упражнение №31: «Кто сильнее?»

Упражнение № 31: «Маляр»

III.Упражнения для выработки центральной воздушной струи

Упражнение №10 «Футбол», упражнение со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.  и все рекомендуемые упражнения для развития воздушной струи.

Постановка звука [Х] осуществляется разными способами:

  1. По подражанию:

1.1. Взрослый показывает перед зеркалом как круто выгибается задняя часть спинки языка. Затем логопед предлагает ребенку сделать язык «горкой», и заднюю часть спинки языка поднять к нёбу. Затем логопед попросит сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесённой ко рту.

1.2. Введение игровых приёмов.

Упражнение «Погрей руки». Логопед предлагает погреть ручки: «Замерзли ручки? Давай их погреем». Логопед вместе с учениками выполняет движение руками и изображают согревание ладоней дыханием. При дыхании на ладони логопед обращает внимание на положение кончика языка, кончик языка должен находиться внизу, задняя часть спинки языка поднята вверх.

1.3. Применение моделей.

Взрослый объясняет артикуляционный уклад звука на примере моделей.

  1. От опорных звуков:

От звука [К]:

Звук [к] - глухой, взрывной, поэтому, чтобы получить звук [Х] логопед  предлагает медленно произносить сочетание звуков КХ.  

3.Механическим способом.

От слога «СА» с помощью зонда-рамки или шпателя, передвигая кончик языка зондом внутрь рта. Сначала слышим [хя], затем - [га].

После постановки звука следует работа по постепенному введению в звука в речь. Примеры автоматизации звуков [Х], [Х’]:

  1. Произношение в слогах: Ха-ха---ха-ха-ха ;   ха-хо-ху-хы; Хо-хо---хо-хо-хо;  хо-ху-хы-ха  и т.д. Ах-ах ах---ах-ах, ах-ох-ух-их; ох-ох-ох---ох-ох, ох-их-ух-ах и т.д. хе-хе — хе-хе-хе, хя-хе-хю-хи и т.д.
  2. Произношение звука в отдельных словах: Хобот, хомяк, хохотать, хотеть, хоккей… хирург, химия…махать, муха, буханка, махать, походка….  Мах, дух, пух, мех, монах… духи, стихи, страхи… и т.д.
  3. Автоматизация звуков со стечением согласных: хва-хво-хву-хвы, ахва-охва-ухва-ыхва, вха-вхо-вху-вхы, овх-увх-ывх-авх и т.д. Хватать, хвоя, хвойный, хныкать, хныканье и т.д.
  4. В автоматизации звука в словосочетания, предложениях, скороговорках: «Отдыхать на юге, ходить в походы, ходить на охоту…»; 2 Юра пишет стихи»; «Ха-ха-ха — будет на обед уха, ха-ха-ха — очень вкусная уха, ху-ху-ху — на обед едим уху, хи-хи-хи — дети не хотят ухи». «Хи-хи-хи — мама купит мне духи, Кате — меха для дохи, Папе — яхту для утехи, Пете — пуха для потехи» и т.п.

 Коррекционная работа над произнесением звука [j]

Артикуляционный уклад при произнесении звуков [j]

ГУБЫ приближены к резцам, УГЛЫ РТА отодвинуты назад, КОНЧИК ЯЗЫКА упирается в нижние резцы. СПИНКА ЯЗЫКА поднимается и образует со средней частью нёба щель. МЯГКОЕ НЁБО  поднято и закрывает проход в носовую полость. ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ сомкнуты и вибрируют.

Русском языке звук [j] употребляется в двух значениях: 1) в нисходящей йотации. Например: май, майка 2) в восходящей йотации произносится звук [j] вместе с гласными [а],[ о], [у], [э] в составе дифтонгов [йа], [йо], [иу], [иэ], обозначаемых гласными буквами Е, Ё, Ю, Я: яма, ёлка, моя, моё, юла, пою.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для подготовки к произношению звуков [j], устранения йотацизма и коррекции парайотацизма включает в себя следующие упражнения:

  1. Упражнения для губ

 Упражнение №1 «Улыбка (Заборчик)»

  1. Упражнения для языка

Упражнение №5: «Лопаточка»

Упражнение №9: «Сердитый кот»

III.Упражнения для выработки центральной воздушной струи

Упражнение №10 «Футбол», упражнение со снежинками, с листиками, бабочками и т.д.  и все рекомендуемые упражнения для развития воздушной струи.

Постановка звука [j] осуществляется после устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров [р], [л], [р’], [л’] разными способами:

  1. По подражанию:

Способом отраженного (рефлекторное) и сопряженного (совместное произнесение звука логопеда с учеником) проговаривания звука [j]

  1. От опорных звуков:

2.1. От согласного звука [Х’] с включением голоса с одновременным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;

2.2. От гласного звука [И]. Логопед предлагает произносить с постепенным ускорением звукосочетания звука [И] с гласными [а], [о], [у], [э]: « иа-иа-иа — иа-иа-иа — йа-йа-йа»,  «ио-ио-ио — ио-ио-ио — йо-йо-йо»,  «иу-иу-иу — иу-иу-иу — йу-йу-йу»,  «иэ-иэ-иэ — иэ-иэ-иэ — йэ-йэ-й-э».

  1. Механический, используется в трудных случаях.

Звук [j] ставится от звука [з] с помощью шпателя или зонда: ученик произносит слог «за-за-за», в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка: «за-за-за», «зя-зя-зя», «йа-йа-йа».

         Автоматизация звука [j], как правило, начинается с восходящей йотации.   Примеры автоматизации звука [j]:

  1. Произнесение звукосочетаний с изменением ритмического рисунка и с изменением ударного слога: йа-йа-йа — йа-йа йа-йа — йа-йа-йа йо-йо-йо — йо-йо йо-йо — йо-йо-йо йу-йу-йу — йу-йу йу-йу — йу-йу-йу йэ-йэ-йэ — йэ-йэ йэ-йэ — йэ-йэ-йэ
  2. Произнесение звукосочетаний и слов восходящей йотации: я-я-я [йа-йа-йа] — ягода; я-я-я [йа-йа-йа] — яблоко; я-я-я[йа-йа-йа] — якорь; я-я-я [йа-йа-йа] — ящик;  я-я-я[йа-йа-йа]; ё-ё-ё [йо-йо-йо] — ёж; ё-ё-ё [йо-йо-йо] — ёлка; ю-ю-ю [йу-йу-йу] — юбка.
  3. Произнесение звукосочетаний и слов в нисходящей йотации: я-я-я [йа-йа-йа] — моя; я-я-я [йа-йа-йа] —змея я-я-я; [йа-йа-йа] — фея; ю-ю-ю [йу-йу-йу] – пою ю-ю-ю; [йо-йо-йо] — ружьё.
  4. В автоматизации звука в предложениях, скороговорках: «Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже»; «Сидит ёж у ёлки. У ежа иголки колки» и т.п.

 

 2.6 Коррекционная работа по устранению дефекта твердости и смягчения согласных звуков

 Согласные звуки в русском языке  имеют парные мягкие звуки ([в] — [в'], [н] — [н'] и т.д.). Исключением являются звуки , не имеющие  пар по мягкости – это [ш], [ж], [ц] и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар.

Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков:

1.Замены в речи мягких согласных звуков их парными твердыми согласными звуками (семь — [сэм]);

2.Смягчение в речи твердых согласных звуков, то есть замена их на парные мягкие звуки (там – [тям], [тамь], [тямь]);

Первые два варианта дефекта по своей структуре относятся к фонетикофонематическим дефектам.

3.Смешение твердых и мягких согласных звуков в речи, то есть одновременно с правильным произношением твердых и мягких согласных отмечаются замены мягких согласных звуков их парными твердыми согласными звуками и замены твердых согласных звуков их парными мягкими звуками. Это является фонематическим дефектом, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно.

Причинами, ведущими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков могут быть: узкая и высокая форма твердого нёба; слабость мышц языка; несформированность фонематических процессов; снижение физического слуха.

Приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков

Для исправления дефектов необходимо проводить артикуляционную гимнастику и параллельно выполнять упражнения для развития фонематического слуха. В данной программе рассматриваются артикуляционные приемы коррекции дефектов смягчения и твердости согласных звуков.

I. Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (описано выше), а затем — их дифференциации с мягкими звуками в следующей последовательности: изолированно, в слогах, словах, фразах.

II. Для коррекции дефекта мягкости, когда ребенок заменяет мягкие согласные звуки на твердые, логопед использует следующие приемы:

1.Выполнение артикуляционных упражнений на выгибание и опускание средней части спинки языка: Упражнение №28 «Горка», Упражнение 29 «Катушка», Упражнение №9 «Сердитый кот».

2. Прием воспроизведения согласных звуков по подражанию.

Прием предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (ма — мя, па — пя, ва — вя и т.д.). Логопед поясняет ребенку, что при произнесении твердых губных звуков  язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков спинка языка выгибается к твердому нёбу, кончик языка упирается в нижние резцы. Приоткрыв рот, надо показать ученику перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков логопед вводит слова с мягкими согласными.

3.Если прямое подражание неэффективно, то используют следующий прием. Логопату предлагают длительно произнести гласный [и], а затем слог пи.  При появлении смягчения  - несколько раз повторить тот же слог [пи] шепотом, постепенно укорачивая [и]. В результате, с некоторым придыханием, получается отчетливое [п']. Затем, логопед переходит к звукосочетанию [апи]. Вначале [апи] произносят громко, затем - шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так получают сочетание [апь].

4.После закрепления мягкого звука [п'] логопед переходит к формированию открытого слога «пя». Сначала, отделяя согласную фонему от гласной: [п'] — [а], а затем -  слияние их. За тем  следует работа по вводу слогов с другими гласными и слов.

5. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными.

6. В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки.

В качестве исходных используются простые по своим укладам согласные звуки [т], [д], [н]. Логопед предлагает ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог «та»,  удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка). Механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу. Таким образом автоматически получают изолированный звук [т'] или [т'] в открытом слоге «тя». Таким же способом из слога «ат» получают слог «ать». Такой способ постановки [т'] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т'] от [т]. После того как в результате упражнений  (с помощью шпателя, пальца ребенка) артикуляция будет закреплена, следует продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т'] в слогах и словах.

Тот же механический способ постановки звуков применяется для звуков [д'], [н'].

7.Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ученик легче овладевает произношением других мягких согласных звуков. Специалисты рекомендуют работать над звуками в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [р'], [л'].

8.Следующий этап работы - автоматизация мягких звуков на материале слов, слогов и фраз.

9. После автоматизации звуков  переходим к дифференциации с соответствующими твердыми звуками.

2.7 Коррекционная работа по устранению дефекта озвончения и оглушения

Дефекты озвончения и оглушения наблюдаются в произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару. Звуки каждой пары ([г] — [к], [в] — [ф], [г’] — [к’], [в’] — [ф’]  и т.д.) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга меньшим напряжением речевых органов, участием  голоса и воздушной струи для звонких звуков. Дефекты озвончения проявляется в замене звонких согласных звуков их парными глухими («Солушка поехала на пал»). Дефект оглушения обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков. Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.  (« Солушга бодеряла дувельгу»).

Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:  снижении физического слуха;  несформированности фонематических процессов;  нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными нарушениями.

Приемы исправления дефекта озвончения и оглушения согласных звуков

Коррекционная работа проводится в следующей последовательности:

1. Исправление недостатков произношения звонких согласных начинают с коррекции щелевых звуков, начиная со звука [в]. После звука [в] переходят к работе со звуками [з] и [ж], а затем - к взрывным звукам в последовательности: [б] - [д] - [г].   

2. Логопед с учеником выполняют подготовительные упражнения:  

  • поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе;
  • сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.

Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани.

3.Приёмы постановки звонких звуков:

  • Логопед произносит звонкий звук, а ученик прикладывает тыльную сторону кисти руки к гортани логопеда и ощущает дрожание в ее области. Далее ученик сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на гортани логопеда, а другую — на своей гортани. В результате - получается звонкий звук. Пальцами полезно слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.
  • Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем – громко.
  • После протяжного произнесения гласных переходят к аналогичному произношению нужного согласного звука. Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к]. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [э]; громко — [э]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].
  • Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом — «а. а. а. а...», громко — «а. а. а. а...», шепотом — «о. о. о. о...», громко — «о. о. о. о...», шепотом — «э. э. э. э...», громко — «э. э. э. э...», шепотом — «т. т. т. т...», громко — «д. д. д. д...» и т.д.
  • Щелевые звуки можно «озвончить» следующим способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.
  • Озвончения звука можно добиться через переход к нему от одного из сонорных звуков: [м], [н], [л], [р]. Например, для озвончения звука [б] ученик повторяет за логопедом: «мммба» , «нннба».
  • Для достижения озвончения согласного применяют сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из сонорных звуков между гласными. Например, для получения звонкого звука [д] произносят: «адма, адна, адра» и т.п.

Если перечисленные способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам.

1.Коррекционная работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж]. В качестве исходного используется звук [в].

2. Если звук [в] отсутствует, то сначала ставят от согласного [ф] способом включением голоса.

3. Если с помощью включения голоса звук [в] не появился, то логопату предлагают выполнить следующее упражнение:

  • Губы удерживать неплотно сомкнутыми и выполнить мощный выдох так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения периодически широко раскрывать рот до получения звуков [ва-ва-ва].  
  • Механическая помощь при постановки звука: логопед на выдохе с помощью пальца приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.

4. Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з]. Если прием не дает результатов, то логопед использует следующее:

  • Ребенок, установив органы речи в артикуляционном укладе звука [с] непрерывно на одном длительном выдохе голосом воспроизводит звуки [э] ([ы]) и осуществляет многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый звук [зз-з].
  • Звук [з] ставится с механической помощью от опорного щелевого звука [в]: Ребенок длительно произносит [в], в этот момент логопед пальцем прижимает нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: [вввззз]. Постепенно изолированное звучание звука [з] получается без механической помощи.

5.Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш].

Звук [ж] можно поставить и от звонкого [з]. Во время произнесения этого звука кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.

6. При постановке звонких взрывных [б], [д] и [г] начинать следует со звука [б], так как усвоение звука [б] служит базой для постановки [д].

Постановка звука [б]:

  • Звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом при произнесении утрированно удлиняют момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос  звучит непрерывно. Ребенку воспринимает  ряд слогов на слух и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях  произнесение звука [б] осуществляется с некоторым раздуванием щек.
  • Другой прием постановки звука [б] осуществляется от губно-губного [в]. У логопата губы сближены при воспроизведении гудящего звука [в]. В этот момент логопед прикладывает  указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, после чего быстрыми движениями пальца вверх — вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б-б-ббб...]. Постепенно логопед замедляет  движение пальца, что приводит к появлению ряда слогов [бэбэбэ...] или [быбыбы...]. Постепенно механическую помощь убирают и, в дальнейшем, проводят автоматизацию звука в речи. 

Постановка звука [д]:

  • При постановке звука [д] логопед предлагает ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: «фа — ва», «са — за», «ша — жа», «па — ба», «та — да».
  • Если этот способ оказался нерезультативным, то звук [д] вызывают путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б]. Например: «бабабада...» под контролем вибрации гортани.

  • Если и этот прием оказался нерезультативным, то следует воспользоваться следующим способом. Произносятся слоги «ба-баба...». Затем произносятся слоги «ба-баба...» при просунутом между зубами языке. В результате должно получиться межгубный звук [д], по звучанию среднее между звуками [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными: да, до, ды; ада, адо, ады. Затем переходят к постановка межзубного [д]. Для этого при произнесении слогов «да-да-да» логопед пальцами приподнять ребенку верхнюю губу. Язык автоматически прижимается к верхним резцам, и, в результате, получится межзубный звук [д], которой в дальнейшем при сжатии зубов превратиться в зазубный . звук [д].

Постановка звука [г]:

Овладение согласным [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука — [г], аналогичными приемами, описанные выше:

  • Звонкий согласный звук [г] можно получиться в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га;
  • Второй способ получения звука [г] - от произнесения ряда слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).
  • если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше).

Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих в следующей последовательности: в слогах – в словах – в предложениях. Длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.

III Ожидаемые  результаты реализации  «Образовательной программы по развитию артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения»

Оценка звукопроизношения осуществляется 2 раза в год: в сентябре первичная, а в мае – повторная с подведением итогов работы за учебный год. Результаты освоения программы по развитию  артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения одного ученика могут отличаться от результатов другого ученика. Это связано с  многими факторами: причины, вызвавшие недоразвитие речи; различный уровень у учеников уже сформированных артикуляционных навыков на момент начала обучения;  личностно-мотивационные причины; психологические барьеры и др. По результатам диагностики логопед определяет динамику изменения звукопроизношения и определяет перспективный план дальнейшей работы на следующий учебный год.

Ожидаемые результаты освоения программы:

  1. Артикуляционный аппарат подготовлен к овладению нормами звукопроизношения родного языка: развиты мимико-артикуляционные мышцы; сформированы и закреплены чёткие артикуляционные позиции губ и языка.  
  2. Сформировано правильное речевое дыхание.
  3. Расширен словарный запас в соответствии с возрастом.  
  4. Устранены недостатки звукопроизношения.

I V. Приложение: Описание артикуляционных упражнений и процедура их выполнения 

Упражнение №1 «Улыбка (Заборчик)»

Процедура:

1) Губы растянуты в улыбке, зубы не видны. Удерживать губы в улыбке 5-10 сек.

2) Улыбнемся, покажем в зеркало верхние и нижние зубы, зубы сомкнуты. Удерживать губы в улыбке от 5 до 10 сек. Следить, чтобы язык не проснулся между зубами, а губы не подворачивались внутрь.

Упражнение №2 «Хоботок»

Процедура: Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У.

Упражнение №3: Чередование «Улыбка-Хоботок»

Упражнение  выполняется после того, как ученик усвоит упражнения №1 и №2. Вместо упражнений 1 и 2 учащиеся выполняют упражнение «Улыбка-Хоботок». Цель: довести до автоматизации артикуляционные операции.

Процедура: Логопед командует: «Улыбка!Хоботок!» - и т.д. Ученик перед зеркалом, попеременно делает то «Улыбку», то «Хоботок».

Упражнение №4: «Раскатаем язычок»

Процедура: Перед зеркалом язык высунуть между зубами. Подержать язык распластанным между губами. Нажать губами и «прокатать» его (как каток раскатывает асфальт). Затем положить раскатанных язык только на нижнюю губу. Потом положить его между зубами и осторожно похлопать по нему зубками. В заключении – несколько раз с высунутым языком произнести: «Бя-бя-бя, мя-мя-мя, бя-мя, мя-бя».

Упражнение №5: «Лопаточка»

Процедура: Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с. Выполнять четко, медленно по 8-10 раз.

Упражнение №6: «Иголочка (Жало)»

Процедура: Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с. Выполнять четко, медленно по 8-10 раз.

Упражнение №7: «Зарядка»

Упражнение «Зарядка» выполняется после того, как ученик усвоит упражнения №4 и №5. Вместо упражнений 3 и 4 учащиеся выполняют упражнение «Зарядка». Цель: довести до автоматизации артикуляционные операции.

Процедура: Логопед командует: «Иголочка!» - «Лопатка!» - и т.д. Ученик перед зеркалом, высунув язык, попеременно делает то «Лопатку» (распластанный язык), то «Иголочку» (острый язык).

Упражнения №8:  упражнения для кончика языка:

  •  Поместить кончик языка на верхнюю губу - …за верхнюю губу - …за верхние резцы.
  • Поместить кончик языка на нижнюю губу - …за нижнюю губу - …за нижние резцы.
  • Попеременное чередование перемещения кончика языка: на верхнюю губу – на нижнюю губу, за верхнюю губу – за нижнюю губу, за верхние резцы – за нижние резцы

Упражнение №9 «Сердитый кот»

Процедура: Рот открыт. Кончик языка зацепить за нижние передние зубы и , не отрывая его от них, выгнуть спинку языка наружу, так, чтобы язык стал похож на спинку сердитого кота. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение №10 «Устойчивый язык»

Процедура: Сделать язык «Трубочкой» (как в упражнении №11), а губы, о широко раскрыть в улыбке, то коснуться ими желобка посредине язычка. Упражнение выполняется под команду логопеда: «Улыбнуться - коснуться!», «Улыбнуться - коснуться!» - с постепенно ускоряющем темпе.

Упражнение №11 «Футбол»

Процедура: Учащийся делает губы трубочкой, вытягивает из вперед и сильно дует на мячики из ваты, чтобы загнать из в ворота. (Мячики можно заготовить из комочков ваты, ворота сделать из проволоки.

Упражнение №12: «Трубочка»

Процедура: Высунуть широкий зык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 р.

Упражнение №13: «Ракетчик»

Процедура: На кончик носа положить маленький ватный комочек – «ракету». Язык чуть-чуть высунуть в форме желобка и приподнятым кончиком. Губы сдвинуты, видны верхние и нижние зубы. Надо – сильно дунуть, чтобы ватный комочек, как «ракета», взлетел вверх.

Упражнение №14: «Покрасим потолок»

Процедура: Открыть рот, улыбнуться, поднять язык вверх. Кончик языка проглаживает свод нёба от верхних резцов по направлению к мягкому нёбу  - и обратно -  язык «красит нёбо», водя, как кистью. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Упражнение №15: «Дворник»

Процедура: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Мы  образно «сметаем» с верхней губы «пыль», двигаясь языком сверху вниз по губе и отправляя «пыль» в «совочек»-рот.

Необходимо следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной. При этом язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Упражнение №16: «Чашечка»

Процедура: Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с. Выполнять четко, медленно по 8-10 раз. Сначала упражнение «Чашечка» выполняется вне ротовой полости, а затем – в ротовой полости.

Упражнение №17: «Гудок»

Процедура: Логопед предлагает длительно произносится звук «Ы», то есть: «Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы», как будто локомотив электровоз подает сигнал к отправлению поезда. Важное условие для правильного выполнения: корень языка поднят, а кончик языка – внизу, за нижними деснами, в глубине рта.

Упражнение №18: «Индюк»

Процедура: Логопед предлагает приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и двигать языком вперед-назад-вперед-назад по верхней губе без отрыва, чтобы получились звуки [БЛ-БЛ-БЛ-БЛ]. Необходимо следить за тем, чтобы язык был широким и «облизывал» верхнюю губу, а не выбрасывался вперед, движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
Скорость произнесения постепенно увеличивается и добавляется голос. В результате получаются звуки, имитирующие голос индюка [БЛ-БЛ-БЛ-БЛ].

Упражнение №19: «Медленный маятник» 

Процедура: Рот раскрыт в полуулыбке. Язык качается за зубами между верхними и нижними деснами с остановками 4-5 секунд. При выполнения упражнения губы должны оставаться неподвижными, а язык – широким.

Упражнение №20: «Лошадка»

Процедура: Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. 10-15 раз. Пощелкать кончиком языка, имитируя цокот копыт лошадки. Упражнение выполняется в медленно с постепенным увеличением темпа, при выполнении работает только язык, а нижняя челюсть не двигается.

Упражнение №21 «Разведчики»

Процедура: Упражнение выполняется также, как и Упражнение №19, но беззвучно. Логопед объясняет, что разведчики на лошадках отправляются в тыл врага, а лошадки должны скакать бесшумно. При выполнении упражнения язык не должен высовываться изо рта, кончик языка должен щелкать о верхние дёсны.

Упражнение №22 «Парус»

Процедура: Приоткрыть рот в улыбке. Кончик языка поднять и упереть в верхние резцы, боковые края языка опущены. Удерживать положение 5-6 секунд.

Упражнение №23 «Карусели»:

Процедура:  Рот открыт. Язык делает круговые движения по верхней и нижней губе, попеременно в двух направлениях: по часовой стрелке и против часовой стрелки. Темп выполнения: от медленного с возрастанием ускорения – до быстрого.

Упражнение  №24 «Грибок»

Процедура: Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен оторваться от нёба.

Упражнение №25 «Орешек»

Процедура: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка упираться то в одну щеку, то в другую щеку.

Упражнение №26 «Барабанщик»

Процедура: Кончик языка бьёт по деснам за верхними зубами: «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д…». Звук [Д] должен произноситься кратко, как удар, без прихлюпывания: «Д!-Д!-Д!...»

Упражнение № 27 «Мотор»

Процедура: Логопед предлагает ученику быстро «бить в барабан» (Упражнение №25 «Барабанщик»): «Д!-Д!-Д!-Д!-Д!..». В это время засунуть кончик соски под язык и очень быстро водить под кончиком языка справа-налево, слева-направо и т.д., то есть от одного уголка рта к другому. В процессе этого упражнения появиться «рокот»: «Д!-Д!-Д!-ДР-ДР-ДР-Р-Р-Р».

Упражнение № 28 «Горка»

Процедура: Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с. Выполнять четко, медленно по 8-10 раз

Упражнение № 29 «Катушка»

Процедура: Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать в глубь рта. 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.

Упражнение № 30 «Вкусное варенье»

Процедура: Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать в глубь рта. 15 раз.

Упражнение №31: «Кто сильнее?»

Процедура: Рот раскрыт, губы в улыбке. 1) Логопед берт через платочек кончик языка логопата и пытается «вытянуть» язык, одновременно логопат сопротивляется. 2) соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда: логопед нажимает на кончик языка и отодвигает язык в глубь рта, логопат пытается высунуть язык.

        Упражнение № 31: «Маляр»

Процедура: Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю губу, затем – нижнюю по кругу. Выполнять 10 раз, меняя направление.

Упражнения для тренировки мышц глотки и мягкого неба:

  1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
  2. Покашливание:

- Произвольно покашливать.
- Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
- Покашливать с высунутым языком.

  1. Полоскание горла:

- Имитация полоскания горла с запрокинутой головой.
- Полоскание горла тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

  1. Глотание воды:

- глотание воды маленькими порциями (20 — 30 глотков).
- глотание капли воды (сока)

  1. Надувание щек.
  2. Надувание воздушных шаров,  мыльных пузырей.
  3. Подражание: рычанию собаки, мычанию коровы, стону совы, свисту соловья, гудению самолета и т.д.
  4. Медленное произнесение звуков [к], [г], [т], [д].
  5. Произнесение гласных звуков [а], [э], [и], [о], [у] на твердой атаке. 

Список литературы

  1. Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000г.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр. соч. - М., 1982. -Т. 2.
  3. Городилова В.И, Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М.: Учпедгиз, 1956.
  4. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  5. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. - М., 1982.
  6. КоноваленкоВ.В. , Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. — Санкт-Петербург, ГНОМ, 2012 г.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  8. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - Москва, ГНОМ, 2013 г.
  9. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
  10. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.— Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009 г.
  11. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений /Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под. ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  12. Основы теории и практики логопеда // Под ред, Р. Е. Левиной. - М., 1968.
  13. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. — Москва, КАРО, 2009.
  14. Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. /Под ред. проф. Т.Б.Филичевой. - М.: Гном-Пресс, 1999.
  15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
  16. Шаблыко Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков. Пособие для логопедов ДОУ, школ, воспитателей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
  17. Хватцев М. Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношения.

Артикуляционная  гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношенияХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка ...

РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

В ДАННОЙ СТАТЬЕ СОБРАНЫ  АРТИКУЛЯЦИОНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ....

Развитие артикуляционной моторики у детей с СНР как эффективное средство коррекции звукопроизношения

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у детей с СНР с большим трудом формируются все языковые обобщения,замедленно усваиваются все закономерности языка.У таких детей ...

Долгосрочный педагогический проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка...

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребѐнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей....

МАСТЕР – КЛАСС «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

Данная работа содержит методические рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики...