Современные подходы к организации и содержанию индивидуальных занятий по РСВ и ФП в условиях ФГОС
материал по логопедии на тему

Бондарева Ольга Леонидовна

Представлен материал по теме "Современные подходы к организации  и содержанию индивидуальных занятий по РСВ и ФП в условиях ФГОС" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_k_organizatsii.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                             АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Школа–интернат № 18»

МКОУ «Ш-И №18»

Современные подходы к организации

и содержанию индивидуальных занятий по РСВ и ФП в условиях ФГОС

( из опыта работы)

Составитель:

учитель – дефектолог

Бондарева О.Л.

2018

 (Слайд №1) Современные подходы к организации и содержанию проведения индивидуальной работы  по РСВ и ФП в условиях ФГОС

( из опыта работы)

        «Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание  с ним вместе, учит его строительству»

( А. Дистервег)

        В научной интерпретации современный подход - это осознанная ориентация педагога-исследователя или педагога-практика на реализацию в своей деятельности определенной совокупности взаимосвязанных ценностей, целей, принципов, методов исследовательской или практической педагогической деятельности. 

(Слайд №2) Системно – деятельностный  подход

В связи с переходом на ФГОС образования для детей с ОВЗ  встаёт  необходимость  пересмотра  системы  организации   коррекционной  работы,  которая  ориентирована  на  развитие  личности учащихся имеющих нарушения слуха.   Модернизация образования  предполагает внесение кардинальных изменений в содержание, формы и методы коррекционной работы по РСВ и ФП. Современный  подход применительно к работе учителя – дефектолога предполагает полноценное  слухо -речевое развитие ребёнка во всех видах деятельности  (игровой, коммуникативной, учебной) на  основе  базовых  учебных  действий.  

(Слайд №3) Требования, предъявляемые  к современному  коррекционному занятию  

Образовательную деятельность  строю в соответствии с требованиями, предъявляемые  к современному коррекционному занятию.  Моей  главной  задачей  является  заинтересовать учащихся, привлечь их внимание, чтобы они захотели овладеть необходимыми для них речевыми умениями и навыками;  научить их добывать знания, потому что только тогда знания, переданные детям,  надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на  который будет опираться  всё  дальнейшее образование школьника;  организовать   условия,  инициирующие  детское действие. Программа коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.  

На основе обобщения, систематизации материалов педагогической литературы и личного практического опыта хочу представить вам систему коррекционной работы по данной теме.

(Слайд №4) Современные подходы к организации и содержанию коррекционной работы по РСВ и ФП

Для осуществления личностно-ориентированного подхода на индивидуальных занятиях следую формуле Марии Монтессори – «помоги мне сделать это самому». Стараюсь не столько быть «источником информации» и «контролером», сколько помощником своим ученицам. Побуждаю их высказываться, не бояться допускать ошибки, поощряю инициативу в постановке и решении проблемы словами: «Хорошо, молодец, верно, ты работаешь хорошо!», создаю  условия равноправного партнёрства. Предлагаю  помощь, сначала направляющую, «активизирующую» внимание вопросами: «Не спеши», «Подумай», «Посмотри внимательней», затем – «организующую»,  и если это не помогает – «обучающую». Применяю  игровую форму учебного процесса в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение опыта, так как игровое обучение больше всех подходит для организации личностно-ориентированного подхода и позволяет  ученицам занять активную позицию, проявить личные знания, интеллектуальные и коммуникативные способности.  Фиксирую динамику слухоречевого развития каждого ребёнка.

Характерной чертой системно – деятельностного подхода является   способность  ученика проектировать   предстоящую деятельность,  быть хозяином своей деятельности. Использование данного подхода  в коррекционной работе по РСВ и ФП позволяет  мне оптимизировать нагрузку на учениц, а значит, сохранить здоровье, добиваться большей результативности формирования ключевых компетенций. Этот подход на коррекционном занятии помогает ребёнку на первых этапах обучения преодолевать немалые трудности, не допускать ошибок, старательно, аккуратно выполнять задания, поверить в свои силы, улучшить результаты, а также с интересом относиться к занятиям.

Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. На своих занятиях формирую у учащихся основные речевые компетенции (восприятие и воспроизведение речи, практику общения) посредством использования речевого материала. Развиваю у своих учениц  активное речевое поведение в процессе практической деятельности, умение  формулировать свои высказывания, проговаривать свои  действия при выполнении задания и упражнения по РСВ и ФП,  предъявлять требования к качеству собственной речи: полный (краткий) ответ на вопрос; вариативность ответов на один вопрос, связный монологический ответ. Создаю оптимальную обстановку и ситуации, способствующие активизации речевого общения.

 (Слайд №5) Педагогические технологии

Современные подходы органично сочетаются с различными современными технологиями. Сегодня существует обширный перечень разных образовательных технологий.  Использование данных технологий, представленных на слайде,  являются актуальным направлением в формировании универсальных учебных действий в организации процесса обучения  по РСВ и ФП, для решения  проблемы учебной мотивации, способов воздействия на процессы  развития, обучения и здоровья ребенка.

 Коррекционную  работу  строю на основе дифференцированного

подхода к обучению учащихся, учитываю уровень общего и речевого развития, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции, индивидуальные и психофизические возможности  учащихся.          

На индивидуальных занятиях  отрабатываю материал  об окружающем мире не в виде уже готовой системы, а в процессе их собственной активности, что позволяет усвоить различные механизмы поиска знаний,  улучшающие  высшие психические функции, активизировать  речевую практику, формировать все стороны речи: звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связную речь, диалогическую речь.  В процессе работы использую аналитико-синтетический, концентрический полисенсорный метод  обучения. Занятие строю на  активном,  эмоционально окрашенном  общении. Применение компьютерных технологий позволяют повысить мотивацию к занятию, подобрать разные варианты преподнесения  информации, использовать различные модальности восприятия (зрительную, слуховую,  кинестетическую).

(Слайд №6)   Коррекционно – развивающие технологии

Использую современные развивающие методы и приемы коррекции фонематических нарушений, речевого дыхания, голоса, развития связной речи, мелкой и артикуляционной моторики, для регуляции работы речевого аппарата и мышечного тонуса (зондовый, точечный, пальчиковый массаж,   артикуляционную гимнастику, элементы фоноритмики).

Включение  развивающих упражнений на индивидуальных занятиях  позволяют совершенствовать психические процессы  ребенка, способствуют более успешному восприятию речи на слух. Остановлюсь на них более детально.

Например: предлагаю сравнить артикуляционный уклад звуков по тактильным ощущениям, предметов, слов; провести анализ: «Какой звук ты  услышала?», «Назови первый слог»;   выбрать нужную  картинку, профиль или слово; выполнить поручение; исправить нелепицу, путаницу; добавить, переставить, заменить слово, предмет;  сделать  предположение «Как  ты думаешь? Почему? Что было бы? Зачем?»; провести классификацию и группировку – «Рассели слоги, заполни в пустые клетки цифры (слоги)»; предлагаю выполнить задания творческого характера:  «Сложи слово из слогов, образуй новое слово из слогов », составить диалог из «рассыпного» текста, выполнить задания и поручения на слух и т.д.

(Слайд №7)

        Реализую на индивидуальных занятиях данные подходы, через использование  активных  приёмов и методов  включения ребёнка в активную интеллектуальную и слухо - речевую деятельность.  Для повышения мотивации к обучению применяю разные игровые приёмы, которые помогают включить детей с первых минут занятия в учебную деятельность, например: использование персонажей известных сказок и мультфильмов. Начало занятия организую   работу  таким образом, чтобы  ученица «додумалась» над какими звуками и темой  по РСВ будем работать по схеме «вспомнить → узнать → научиться». При подборе речевого материала  опираюсь на дидактический принцип: переход от простого к сложному. Практические действия, выполняемые ребёнком на занятии, дают ему возможность самостоятельно освоить способы достижения поставленной цели, способы получения знаний. Например, прошу определить характеристику звука  (в каком положении губы, зубы? Где находится кончик языка? Голос есть?). На индивидуальных занятиях использую такие приёмы, как создание проблемной ситуации. Например: подбери картинки  под каждое предложение (но количество картинок меньше, чем предложений); задания «Что изменилось?», «Что перепутал художник?», «Чем отличаются?» и т.д. Используя проблемные методы: направляющие вопросы, подводящий диалог, незаметно помогаю детям выйти из проблемной ситуации. Например:  «Ты  умеешь определять первый звук в словах, как можно определить, какой гласный звук спрятался  в середине слова?»). Использование приёма работы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), в коррекции речевых нарушений  помогает  автоматизировать звуки в речи, пополнить активный словарь и повысить логичность, точность, содержательность и оригинальность высказывания детей, при этом совершенствуя такие ценные для учащихся психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству. Например, задаю вопрос: «О ком или о чем можно сказать «летит?», Кто бывает злым?», «Что бывает синим?» и т.д. Стараюсь дозировать свою помощь, так как  ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него. Особое внимание уделяю выразительности эмоций, мимике, выразительности движений. Не скуплюсь на похвалу и поощрение «Я знала, что ты справишься!», «Ты быстро научилась!». 

Развиваю у своих учениц коммуникативные  навыки, создаю творческую атмосферу сотрудничества, побуждаю учениц  к высказыванию, постановке вопросов, участию в диалоге, тем самым  формирую мотив речевого высказывания. Учу различать и опознавать на слух речевой материал, включающий слова, словосочетания и фразы обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью учащихся, соответствующие жизненному и эмоциональному опыту каждого ребенка, содействие их личностному развитию, расширению и обогащению познавательных интересов.  В конце каждого занятия  подвожу  учениц  к рефлексии учебной деятельности  для выявления реальной самооценки  через  различные приёмы: Например: приёма "Короткой строкой".  "Над  какими звуками  работали на занятии?», «Как ты говорила?», «Что для тебя было трудно?", «Что нового ты узнала?», «Чему ты научилась?»),   «Незаконченное предложение»,  «Верное утверждение», «Солнышко и туча», «Дерево знаний», «Цветные бабочки», « Светофор» и т.д.

(Слайд №8) Спасибо за внимание.

        Таким образом, практический опыт работы с ученицами первого дополнительного класса показывает, что современные подходы к организации и содержанию проведения индивидуальных занятий по РСВ и ФП являются продуктивными в обучении детей с нарушениями слуха.         Данные подходы  способствуют преодолению трудностей речевой коммуникации,  созданию условий для положительной мотивации учения, развитию личностных качеств, познавательного, творческого потенциала, что является  основой формирования у детей готовности к саморазвитию. И хотелось бы закончить своё выступление высказыванием Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей ЗАВТРА».