Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г
материал на тему

Федот Ольга Сергеевна

Доклад. Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chteniya_3.11.16g.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уваринская средняя общеобразовательная школа имени Чилимского В.Я.»

Педагогические чтения.

Тема:

Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Федот Ольга Сергеевна

Учитель начальных классов

1 категория

Тел. 89275616548

2016г.

Содержание

  1. Введение –                                                                                                   стр.3

  1. Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС –                                                стр.4-7

  1. Заключение –                                                                                               стр.8

  1. Список литературы –                                                                                  стр.9

Введение.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.

И в настоящее время учитель ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, направляющая на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Давайте сравним, из каких этапов состоит урок?

Традиционный урок

Современный урок

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний.

Объяснение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

Закрепление.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу.

Итог урока.

Домашнее задание.

Выставление оценок.

Включение знаний в систему знаний.

Рефлексия.

Домашнее задание.

На примере данной таблицы видны изменения в структуре урока.

Следует отметить, что современный урок отличается тем, что представляет собой урок-систему. Каждый последующий урок является продолжением предыдущего урока. И если учитель не выработает систему, то результаты будут плачевными.

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом необычные (нестандартные) уроки.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:
- Урок - семинар
- Урок - лекция
- Урок – беседа
- Урок - практикум (Урок – экскурсия; Урок – исследование; Урок – игра )
- Урок - КВН
- Урок - защита проекта
- Урок – диспут
- Урок - конференция
- Урок - театрализованное представление
- Урок - маскарад
- Урок – путешествие
- Урок - зачет
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Урок строится таким образом, что учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом самоанализа и самоконтроля.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? 

Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.

Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом:

  • 1-й этап — изучение учебной программы;
  • 2-й этап — изучение методической литературы;
  •   3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике;
  • 4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока;
  •  5-й этап — разработка плана урока.

План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают:    1) тему и номер урока в теме; 2) базовый учебник; 3) цель; урока; 4) задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); 5) тип урока; 6) формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.); 7) перечень и место учебных демонстраций; 8) время на каждый этап урока; 9) необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия; 10) структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане - конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

  • Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
  • Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  • Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
  • Сообщение нового материала.
  • Решение учебной задачи.
  • Усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
  • Закрепление изученного материала.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
  • Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
  • Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Выделяют следующие  типы уроков:

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет,  смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

В современной дидактике выделяют следующие активные методы обучения: 

  • словесные методы (источником является устное или печатное слово, например: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, семинар, экскурсия, самостоятельная работа (работа с учебником и книгой, конспектирование, составление плана текста));
  • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия, например: метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практические методы (учащиеся  получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, например: устные и письменные упражнения, творческие работы, лабораторные работы, практические работы);
  • методы проблемного обучения (сообщающее изложение с элементами проблемности; познавательное проблемное изложение; диалогическое проблемное изложение; эвристический или частично-поисковый метод; исследовательский метод.)

Эти методы можно применять на многих уроках. Новые формы уроков позволяют использовать эти методы, оптимально сочетая их, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся.

Самым главным условием изменения профессионализма  учительских кадров для получения новых образовательных результатов учащихся (компетентностей) является изменение  педагогических технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

систему   инновационной оценки «портфолио»; здоровьесберегающую технологию; информационно-коммуникационные технологии; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие   видов обучающих игр; технологию  развития «критического мышления»; проблемное обучение;  разноуровневое обучение;  исследовательские методы  в обучении; проектные методы обучения; лекционно-семинарско-зачетную систему обучения и т.д.

Заключение.

В последние годы существенно изменились приоритеты образования, особенно начального, т.к. все начальные классы перешли работать по новым ФГОС. Сегодня его главные цели – развитие творческой личности ученика.

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса, без внутренней мотивации освоения не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. На уроке должны быть созданы условия, способствующие становлению и развитию у младших школьников личностных функций свободы и избирательности в поведении к учебной деятельности, нравственной рефлексии.

Исключительное значение для ребёнка имеет возможность делиться на уроке своими личными наблюдениями. При этом учитель не теряет своей руководящей, организующей роли, но в то же время становится участником коллективного процесса познания. В его работе исчезнут те нотки «командования», которые обычно звучат от учителя, особенно учителя начальных классов.

Говорить о современном уроке можно много и долго. Но самое главное, по-моему, это способность самого учителя учиться, осваивать что-то новое, желание изучать и внедрять в свою практику инновации, умение зажечь жаждой познания своих учеников.

        

Список литературы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]:официальный сайт/URL:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

2. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

3.Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.

4.Анализ современного урока. – М, 2001.

5Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / Директор школы. – 2005. – № 7.

6.Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса)