Коррекционная работа по преодолению дизорфографии
методическая разработка по логопедии (4 класс) на тему

Косова Анастасия Владимировна

Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в несколько  этапов: диагностический, подготовительный, коррекционный и итоговый.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по преодолению дизорфографии

проводится в четыре этапа.

1 – й этап  -  диагностический.

*  Проводится анализ письменных работ, процесса чтения.

*  Определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений; фонематического восприятия.

* Проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи.

* Выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как память, мышление, внимание.

* Выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

2  -  й  этап   -  подготовительный.

* Уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительное восприятие, оптико-пространственные представления).

* Проводится работа:

- по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление;

- по развитию внимания, памяти;

- по коррекции почерка (упражнения направленные на развитие мелкой моторики).

*  Совместная работа учителя с  психологом направляется на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.

Общая характеристика коррекционной работы.

- развитие общей и мелкой ручной моторики.

- Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

- Развитие внимания. Важно для нахождения «ошибко-опасных» мест в слове, нахождения собственных ошибок (корректурные пробы).

- Развитие памяти. Запоминание при  помощью ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, графической зашифровки объекта запоминания.

- Развитие мышления.

Общая характеристика коррекционной работы.

- Уточнение и развитие следующих понятий: алфавит, гласные и согласные буквы и звуки. Написание заглавной буквы в начале предложения. и именах собственных.

- работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударные гласные.

- Уточнение и повторение трудных слов; работа со словарем.

- Правописание непроизносимых согласных, звонких и глухих согласных в конце слова и в словах с течением согласных.

- Уточнение употребление правил переноса слов.

- Написание гласных после шипящих.

- Работа по коррекции употребления мягкого знака в середине и конце слова для смягчения мягкости согласного. Употребление разделительного твердого и мягкого знаков.

- Коррекционная работа по употреблению в устной и письменной речи омонимов, синонимов, антонимов. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.

- Рассмотрение тем: словоизменение и словообразование; состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.

- Уточнение понятий: части речи, имя существительное. Употребление мягкого знака после шипящих.

- Рассмотрение и уточнение понятий: глагол, неопределенная (начальная) форма глагола.

- Работа над дифференциацией прилагательных и причастий.

- Работа над дифференциацией приставок и предлогов.

- Работа  над компонентами речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика.

- рассмотрение и уточнение понятий: причастный и деепричастный оборот.

- Работа над развитием связной речи. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.

Итоговые работы после коррекционной работы.

        Проводится в виде контрольной работы, включающей в себя:

- диктант с грамматическим заданием;

- тестовое задание, по которому оцениваются усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;

- изложение и сочинение для оценки состояния речевого внимания и памяти;

- устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличие в ней аграмматизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционная работа по преодолению акустической дисграфии у младших школьников

материал для работы с детьми с акустической дисграфией...

"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....

Основные подходы в коррекционной работе по преодолению дизорфографии

Основные подходы в коррекционной работе по преодолению дизорфографии...

Презентация проекта «Коррекционная работа по преодолению неуспеваемости слабоуспевающих учеников» по русскому языку»

Цель проекта: оказание помощи слабоуспевающим школьникам по русскому языку с учётом психики, учебных трудностей и ошибок учеников....

Методическая разработка по теме: «Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников»

Акустическая дисграфия у детей базируется на дефектах фонемного распознавания – звонкие звуки заменяются на глухие, шипящие – на свистящие, твердые – на мягкие. Коррекция а...

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...

Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...