Проблемы раннего обучения чтению
статья по логопедии на тему

В данной статье рассматриваются проблемы раннего обучения чтению, а также даны рекомендации и упражнения по обучению чтению. Статья предназначена для педагогов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_rannego_obucheniya_chteniyu.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы раннего обучения чтению

Проблема раннего обучения чтению обсуждается уже на протяжении многих лет. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, должна иметь положительный эффект.

        Учение-это игра, которую необходимо завершить прежде, чем  ребенок успеет устать от нее. Главное, чтобы дети были «недокормленными» и вставали из-за «стола знаний» с ощущением постоянной жажды узнать и познать еще больше.

Известно, что чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияния букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью, правильностью, осмысленностью.

        Причины трудностей при обучении чтению

  • Педагогическая запущенность, которая вызвана форсированностью темпов обучения; многочисленными пропусками занятий; недостаточным контролем за усвоением знаний; пассивностью со стороны педагогов в оказании помощи детям; равнодушием семьи.
  • Предрасположенность, которая может быть длительное время в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях выраженно «расцветает».

Многолетний опыт с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности.

        Для обучения чтению необходимо сформировать психологическую готовность.

При выборе методики обучения необходимо уточнить какой тип восприятия у ребенка является доминирующим – аналитический или синтетический, и только после этого строить работу с учетом этой особенности.

        Одни дети быстрее усваивают материал поэтапно с последующими синтезом, другие легче овладевают новым материалом глобально или полуглобально (слово, слог) и только потом выделают элементы: делят речевой поток на фразы, предложения –на слова, слова-на слоги, слоги-на звуки. Итогом работы является звуко-буквенный анализ.

        Таким образом, при обучении грамоте детей, имеющих речевые нарушения, ведущим  является аналитико-синтетический метод. Также необходимо уточнить, какой из анализаторов у детей функционально сильнее: зрительный, слуховой, кинестетический или тактильный. Учитывая компенсаторные, произносительные возможности  детей, педагог имеет возможность грамотно спланировать коррекционно-профилактическую работу в целом. Индивидуализируются как методы, так и темп обучения. Несоответствие  темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в своих силах, вызывает педагогическую запущенность.

        Помимо традиционных методов в процессе автоматизации звуков широко используется многократное проговаривание, чтение.

Упражнения

  • Выкладывание буквы из палочек помогает сформировать стабильный графический образ буквы
  • Сравнение сходных по написанию букв, выделение общих элементов предназначено для развития зрительно-пространственной ориентировки, помогает увидеть разницу в расположении букв, а также снижает количество оптических ошибок.
  • Обведение контура буквы пальцем
  • Дермолексия (рисуем буквы на ладони)
  • Тактильное опознавание буквы (игра «Чудесный мешочек»)

Трудности при выработке навыков слогослияния у детей с речевой патологией быстрее преодолеваются, если учитывать специфику обучения детей грамоте и произносительные возможности каждого ребенка в отдельности. Дети, имеющих речевые нарушения легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых. Не   задерживаясь на чтении слогов, переходим к чтению односложных слов с закрытым слогом. Далее вводится чтение 2-3- сложных слов с прямыми слогами, стечением согласных. В начале обучения чтению можно использовать дидактически игры: « Буквы ходят в гости», «Окошечки», затем слоговые таблицы Н. Зайцева.

У детей  с нарушением речи возникают трудности при  делении слов на слоги. Для преодоления этих трудностей используется различные задания:

  • Цветовая маркировка слогов
  • Деление слов на слоги с помощью вертикальных черточек
  • Игра «Телеграф»
  • Игра «Помоги Незнайке»
  • Преобразование слов путем смены одного слога.

При обучении чтению целесообразно использовать  книги с иллюстрациями, одноцветный или многоцветный текст, а также тексты, придуманные детьми к своим рисункам.

        Наиболее слабым звеном в развитии  устной и письменно речи ( при чтении) у детей с патологией речи является нарушение просодической стороны речи. Чтение таких детей монотонное, отсутствуют пунктуационные интонации и логические ударения. Для коррекции просодической стороны речи у детей используют диалоги.

Любые занятия важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны детям, доставляют им удовольствие. Это стимулирует        обучение, способствует успешности учащихся. При обучении важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать речевые особенности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема раннего обучения детей. За и против

Проблема раннего обучения детей возникла несколько десятилетий назад. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы.      Практич...

«Актуальность, проблемы, стратегия раннего обучения».

Дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности». Период дошкольного детства (как и период обучения в школе) включает в себя несколько этапов, начиная с раннего, 3-летнег...

Памятка для родителей "Раннее обучение чтению"

Эта методическая рекомендация-памятка для родителей поможет им хорошо подготовить  своего ребёнка к школе....

Проблемы при обучении чтению

Эта статья интересна учителям и родителям....

"Чем опасно раннее обучение чтению?"

Многие родители стремятся обучить ребенка чтению как можно раньше, предлагаю вашему вниманию несколько аргументов ПРОТИВ раннего обучения чтению....

Ранее обучение чтению.

Полезно или вредно рано учить детей чтению (2-5 лет)? На этот вопрос ответить однозначно не возможно, т.к. мнение каждого человека субъективно, ведь дети все разные. Кто-то в 4 года сам может выучить ...

статья "проблемы и перспективы раннего обучения иностранному языку "

статья посвящена проблемам и перспективам раннего обучения иностранному языку...