Индивидуально-ориентированная программа, направленная на профилактику нарушения письма и чтения
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему

Пашкова Анна Михайловна

Индивидуально-ориентированная программа, направленная на профилактику нарушения письма и чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind-orientirov._programma.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнелюбажская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Фатежского района Курской области

           

УТВЕРЖДАЮ                                     ПРИНЯТА                                    РАССМОТРЕНА

Директор школы                                  на заседании МС                          на заседании МО

___________ А.А.Крюкова                 протокол № ________                  протокол______

Приказ № ______________                 от ___________ 2014 г.                от_______ 2014 г.

от _______________ 2014 г                 Председатель МС                        Руководитель МО                                            

                                                                     /З.П.Докукина/                        /О.В.Широких/                                                                      

                                                                                                   

Индивидуально-ориентированная программа, направленная на профилактику нарушения письма и чтения,  воспитанника 3-Б класса

                                                                            Разработала

                                                                                       учитель-логопед                                                                  

                                                                                 Пашкова А.М.

с. Верхний Любаж 2014 г.

                                                               Логопедическое заключение: «Нарушения письма и чтения, обусловленные недоразвитием речи    при ЗПР».

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для логопедической работы с  воспитанником с (3-б класс).

Логопедическое заключение: « Нарушение письма и чтения, обусловленные  недоразвитием речи легкой степени у ребенка с ЗПР с минимальными дизартрическими расстройствами». Логопедическая  программа коррекции пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи применяется на индивидуальных занятиях.  Необходимость  данной работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи.

Результаты обследования показали, звукопроизношение характеризуется искажениями,   заменами, недостаточной автоматизированностью звуков в речи.

У воспитанника наблюдаются затруднения в произношении слов со сложной слоговой структурой (пропуски слогов, неточное воспроизведение слова), голос тихий, слабо модулированный.

При обследовании фонематического слуха у воспитанника наблюдается недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова. При выполнении заданий ( придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук)  воспитанник требует помощи. При выполнении задания на воспроизведение  слогов, слов с оппозиционными звуками допускает неточности ( звуки к=г; т=д; п=б; ш=ж)

Словарный запас бедный. Не знает названия многих общеупотребительных слов (слова-названий цветов, деревьев, животных, птиц, транспорт).  Не знает названий месяцев и смешивает понятия «времена года» и «месяцы». Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами образует по образцу, приставочные глаголы не использует. В речи ребенка мало прилагательных, даже прилагательные, обозначающие цвет, представлены несколькими словами: белый, черный, красный, зеленый, синий. Из оценочных прилагательных чаще всего встречаются слова «хороший», «плохой», а пространственные ограничиваются парой «большой - маленький».

В устной речи ребенка наблюдается  большое количество аграмматизмов, речь ограничивается бытовой тематикой.  Пользуется простыми предложениями.часто встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов, словоизменении («был в лесе»); («пришел со школы»). При попытках же пересказа текста, составления рассказа по картинке количество ошибок в грамматическом оформлении фразы резко возрастает. Наибольшее количество ошибок в употреблении падежных форм.

Связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной активности, удовлетворенности уровнем бытового общения.  

При написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:

пропуски гласных букв в середине слова;

недописывание гласных букв на конце слова;

пропуски слогов;

перестановки букв;

вставка лишних букв;

персеверации.

В письменных работах Константина  встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв.

При чтении вслух отмечается большое количество замен, создается впечатление угадывания, большой неуверенности при чтении. У воспитанника  быстро наступает утомление и увеличивается количество ошибок.

Перечисленные выше особенности устной речи воспитанника с нарушением  письма и чтения, обусловленным  недоразвитием речи при ЗПР свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков и развитии всех компонентов речи воспитаннику будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у него могут возникнуть трудности в учебе.

Для предупреждения этих трудностей и для ликвидации отставания в развитии речи  ребенка создана настоящая  индивидуально-ориентированная  логопедическая программа.

 Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения воспитанником основной образовательной программы начального общего образования, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у недостатков устной и письменной речи. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы  логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: во 3 классе –  по 90 часов (3 часа в неделю).

Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.

Цель:

Своевременное преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по ликвидации всех видов дисграфии и дислексии у детей.

Задачи:

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :

на фонетическом уровне;

на лексико- грамматическом уровне;

на синтаксическом уровне.

Коррекционная работа на фонетическом уровне:

- коррекция дефектов произношения;

- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

- уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

-уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.

Предполагаемый результат.

Правильная организация комплексного коррекционного воздействия на воспитанника с речевой патологией позволяет вовремя устранить нарушения письма и чтения (как вторичного дефекта) и не допустить отставания в усвоении программы обучения по русскому языку. Программа легче усваивается, в письменной речи становится меньше дисграфических ошибок (замен, искажений, пропусков букв и слогов).

Ребёнок принимает активное участие в коллективном устном общении, использует в речи различные конструкции предложений;

строит связное высказывание, устанавливает логику (связность, последовательность);

точно и четко формулирует мысли в процессе подготовки связного высказывания.

вступает в диалог. Правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво начинает писать буквы и оформлять их соединение, адекватно оценивать каллиграфическую сторону своей записи.

Настоящая программа разработана на основе перспективного планирования, использованием методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г.,  Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на  общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку, автор Рамзаева Т.Г.

Программа  может быть дополнена, изменена по ходу работы над ней.

№ п/п

Содержание программы.

Количество часов.

1

Речь и предложение.

2

2

Слоговой анализ и синтез.

8

3

Звуки и буквы.

4

4

Обозначение мягкости с помощью буквы ь

4

5

Обозначение мягкости с помощью гласных

10

6

Парные звонкие и глухие согласные.

8

7

Дифференциация парных свистящих и шипящих согласных.

 12

8

Дифференциация сонорных звуков.

2

9

Предложения.

5

10

Морфологический состав слова.

14

11

Безударные гласные

5

12

Предлоги и приставки.

8

13

Связная речь.

5

14

Контрольный диктант

3

14

Итого

90

Тема учебного занятия.

Кол-во часов.

Дата проведения

По плану

По факту

1

Предложение и слово. Речь и предложение

1

2

Предложение и слово. Развитие общей и речевой моторики.

1

3

Слоговой анализ и синтез слова.

1

4

Слово и слог. Уточнение понятий. Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

1

5

Выделение первого слога в слове. Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания, памяти.

1

6

Слогообразующая роль гласных. Знакомство с артикуляцией звука «р».

1

7

Определение количества слогов в слове. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

1

8

Составление слов из слогов. Развитие подвижности кончика языка с механической помощью и без нее.

1

9

Составление слов из слогов. Коррекция изолированного звука «р».

1

10

Деление слов на слоги. Автоматизация звука «р» в открытом слоге.

1

11

Звуки и буквы. Уточнение понятий. Автоматизация звука «р» в закрытом слоге .

1

12

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Автоматизация звука «р» в звукосочетаниях.

1

13

Согласные звуки и буквы. Автоматизация звука «р» в начале слова.

1

14

Твердые и мягкие согласные. Автоматизация звука «р» в середине слова.

1

15

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.

1

16

Мягкий знак в конце слова. Автоматизация звука «р» в конце слова.

1

17

 Мягкий знак в середине слова. Автоматизация звука «р» в предложениях.

1

18

Разделительный мягкий знак. Автоматизация звука «р» в тексте.

1

Обозначение мягкости с помощью гласных.

19

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными  а-я.

1

20

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными  а-я.

1

21

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными  о-е

1

22

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными  о-е

1

23

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными у-ю

1

24

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными у-ю

1

25

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными ы-и.

1

26

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными ы-и.

1

27

Твердые и мягкие согласные звуки перед  е

1

28

Твердые и мягкие согласные звуки перед  е

1

Парные звонкие и глухие согласные.

29

Дифференциация П-Б в словах, предложениях

1

30

Дифференциация П-Б в связном тексте.

1

31

Дифференциация Д-Т в словах, предложениях.

1

32

Дифференциация Т-Д в связном тексте.

1

33

Дифференциация В-Ф в словах, предложениях.

1

34

Дифференциация В-Ф в связном тексте.

1

35

Дифференциация Г-К в словах, предложениях.

1

36

Дифференциация Г-К в связном тексте.

1

Дифференциация парных свистящих и шипящих согласных.

37

Дифференциация С-З в словах, предложениях.

1

38

Дифференциация С-З в связном тексте.

1

39

Дифференциация Ш-Ж в словах, предложениях.

1

40

Дифференциация Ш-Ж в словах, предложениях.

1

41

Дифференциация С-Ш в словах, предложениях.

1

42

Дифференциация С-Ш в связном тексте.

1

43

Дифференциация С-Ц в словах, предложениях.

1

44

Дифференциация С-Ц в связном тексте.

1

45

Дифференциация Ч-Щ в словах, предложениях.

1

46

Дифференциация Ч-Щ в связном тексте.

1

47

Дифференциация Ч-Ц в слова, предложениях.

1

48

Дифференциация Ч-Ц в связном тексте.

1

Дифференциация сонорных звуков.

49

Дифференциация Р-Л в словах, предложениях.

1

50

Дифференциация Р-Л в связном тексте.

1

51

Контрольный диктант

1

52

Предложения. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных  прилагательных.

1

53

Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных.

1

54

Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных

1

55

Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

1

56

Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

1

57

Морфологический состав слова. Корень как главная часть слова.

1

58

Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.

1

59

Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.

1

60

Однокоренные слова, не являющиеся родственными.

1

61

Однокоренные слова, не являющиеся родственными.

1

62

Дифференциация однокоренных и родственных слов.

1

63

Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.

1

64

Приставка. Префиксальный способ образования слов.

1

65

Приставка. Префиксальный способ образования слов.

1

66

Приставка. Префиксальный способ образования слов.

1

67

Суффикс. Суффиксальный способ образования слов.

1

68

Суффикс. Суффиксальный способ образования слов.

1

69

Суффикс. Суффиксальный способ образования слов.

1

70

Окончание.

1

71

Безударные гласные в корне .

1

72

Безударные гласные в корне.

1

73

Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

1

74

Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

1

75

Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

1

76

Контрольный диктант

1

77

Предлоги и приставки. Соотнесение слов и глагольных приставок.

1

78

Слова-синонимы.

1

79

Слова-синонимы

1

80

Слитное написание слов с приставками.

1

81

Слитное написание слов с приставками.

1

82

Раздельное написание слов с предлогами.

1

83

Раздельное написание слов с предлогами.

1

84

Соотнесение слов с глагольными приставками.  «Не» с глаголами.

1

85

Связная речь. Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.

1

86

Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

1

87

Пересказ текста по вопросам.

1

88

Пересказ текста по опорным словам.

1

89

Пересказ текста по предметным картинкам.

1

90

Закрепление.

1

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися.

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, Просвещение, 1991.
  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – Москва, Просвещение, 1991.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. –М..,Владос, 1998.
  5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,ТЦ Сфера, 2006-192с. (Логопед в школе).
  7. Парамонова Л.Г.Предупреждение преодоление дисграфии у детей. –СПб., 2001, 2004.
  8. Поваляева М.Л. Справочник логопеда. Ростов на –Дону, Феникс 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников.

В настоящее время увеличилось количество детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в овладении навыками письма и чтения. В большинстве случаев трудности сопровождаются проблемами в освоении...

Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников. Часть вторая

Игры и задания, направленные на преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников....

"Профилактика нарушений письма и чтения у первоклассников."

Консультация  для родителей "Профилактика нарушений письма и чтения у первоклассников"Цель: помочь родителям, вовремя исправить дефект речи ребёнка, направить в правильное русло развитие речи, на...

Профилактика нарушений письма и чтения у младших школьников с ОВЗ.

За последние годы все чаще стали наблюдаться случаи, когда ребенок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет. Родители и учителя жалуются на неусидчивость ребенка, невнимательность, нежелание...

Работа логопеда с учащимися начальной школы по профилактике и коррекции нарушений письма и чтения

Данная презентация знакомит учителей с нарушениями устной и письменной речи обучающихся,  влиянием этих нарушений на дальнейшее обучение....