Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников.
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Науменко Татьяна Владимировна

В настоящее время увеличилось количество детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в овладении навыками письма и чтения. В большинстве случаев трудности сопровождаются проблемами в освоении знаний по другим школьным дисциплинам, что может привести к тотальной школьной неуспеваемости. Именно поэтому данная проблема вызывает повышенный интерес современных исследователей в различных областях психологии, нейропсихологии, логопедии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников.

В настоящее время увеличилось количество детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в овладении навыками письма и чтения. В большинстве случаев трудности сопровождаются проблемами в освоении знаний по другим школьным дисциплинам, что может привести к тотальной школьной неуспеваемости. Именно поэтому данная проблема вызывает повышенный интерес современных исследователей в различных областях психологии, нейропсихологии, логопедии.

Как показывает теория и практика, в основе трудностей формирования письма лежат разнообразные механизмы, среди которых значительное место занимают нарушения устной речи.

В связи с этими профилактика и коррекция специфического нарушения письма – дисграфии – ориентирована прежде всего на развитие тех навыков устной речи, которые необходимы для письма. Это работа над звукопроизношением, фонематическим восприятием, звуковым анализом и синтезом, словарем и грамматическим строем речи.

Во-вторых, выделяются направления работы, связанные с развитием зрительных и зрительно-пространственных функций.

В то же время ряд исследователей обращает внимание на необходимость развития у младших школьников графо-моторных координаций и произвольной регуляции деятельности, несформированность которых усугубляет трудности усвоения грамоты.

Можно наглядно представить в виде таблицы возможные механизмы различных  ошибок на первом этапе освоения письменности у первоклассников.

Типичные ошибки письма и их возможные причины.

Вид ошибки

Возможные механизмы возникновения

Ошибки написания букв, неправильная траектория движений при выполнении графического элемента

1.Недостаточная сформированность зрительной памяти

2. Недостаточная сформированность зрительно-

пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций.

«Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы

1.Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти.

2. Нарушение произвольной регуляции, внимания.

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, сильный или слабый нажим, тремор)

1. Недостаточная сформированность моторных функций.

2. Нарушение зрительно-моторной координации.

3. Направильная поза, неправильное положение ручки.

4. Выраженное функциональное напряжение и утомление.

Смешения букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляторным признакам звуки.

1. Нарушения акустического анализа звуков.

2. Нарушения кинестетического анализа артикулем.

Пропуски букв, персеверации и антиципации букв, недописывание слов.

1. Нарушения звукового анализа и синтеза.

2. Нарушения динамических моторных функций.

3. Нарушения внимания и контроля деятельности (произвольной регуляции).

4. Нарушения оперативной памяти.

Перестановки букв.

1. Нарушения звукового анализа и синтеза.

2. Нарушения динамических моторных функций.

3. Несформированность стереотипа деятельности слева направо у учащихся-неправшей.

Смешения графически сходных букв.

1. Нарушение зрительных и зрительно-пространственных функций.

2. Нарушения динамических моторных функций (серийной организации движений).

3. Нарушения кинестетического анализа артикулем.

Зеркальные ошибки, ошибки в пространственном расположении элементов букв (в-д).

Нарушение зрительно-пространственных функций.

Ошибки согласования и управления слов

1. Проявление общего недоразвития речи.

2. Нарушение внимания.

3. Трудности слухо-речевой памяти.

Ошибки обозначения границ предложения и слова

1. Нарушения языкового анализа и синтеза.

2. Нарушения внимания и контроля деятельности (произвольной регуляции).

Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма у первоклассников.

Трудности, с которыми сталкиваются при обучении письму младшие школьники, имеют самый разнообразный характер.  

Поэтому наиболее эффективным является комплексный подход к коррекционной работе по устранению трудностей обучения грамоте.

В рамках этого комплексного подхода хотелось бы выделить следующие основные направления коррекционной работы с младшими школьниками:

- развитие речевых функций;

- развитие моторных функций;

- развитие зрительных и зрительно-пространственных функций;

- развитие регуляторных функций.

Развитие речевых функций.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

При реализации этого направления решаются следующие задачи:

А. Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза.

Б Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов, определение позиционных чередований).

Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза проводится по принципу от простого к сложному: сначала на материале отдельных звуков и букв, затем слогов типа СГ или ГС, затем односложных слов без стечения согласных, потом – двусложных слов без стечения согласных, и только после этого многосложных слов и слов со стечением согласных.

Упражнения:

1) Определите место заданного звука: на каком месте стоит? после какого звука? перед каким звуком? между какими звуками?

2) Из ряда букв выпиши только гласные буквы: б, д, е, а, р, о, с, ш, й, л, э, н, у, м, к, е, н.

3) Прочитай слова. Из ряда слов выпиши только те, где есть звук «д»:

Душ, дым, бык, рак, сад, шум, ода...

4) Рассмотри картинки. Подумай и скажи, какое ведро подойдет к какому колодцу? «Опусти» ведра в колодца. Прочитай и напиши получившиеся слова. Подчеркни гласные красной ручкой.

5) Замени в слове первый звук для получения нового слова: зайка — майка — чайка — гайка — шайка — сайка — лайка — Райка.

6) Придумай слово на заданное количество звуков или подходящее под схему. Например: . а..а, .у..о.

7) Игра "Слово рассыпалось". Соберите слово из букв (записаны на доске):

Н О Т Е                    К Ж Ё И                  Т С Ь О Г           Ь О Т С К

О М Т С                    Я М Е З                  П Ц Т И А          Я Л Т Е Д

8) Произнеси названия картинок. По первым буквам составь слова и запиши.

Картинки: корова, осел, шапка, курица, автобус;

свинья, арбуз, морковь, огурец, лимон, ёжик, тарелка;

шкаф, кастрюля, осленок, лиса, ананас.

9) Отгадайте загадки.  Определите наличие и место звука А в каждом слове. Запишите слова в три столбика, соответственно схемам (а в начале слова, в середине, в конце):

Рыжий хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это ... (белка).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

На носу повисла капля.

Ну конечно, это ... (цапля).

Лежит пузан на сельской грядке,

Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ... (машина).

Полосатая лошадка –

Вся как детская тетрадка.

Нет ни кляксы, ни пятна.

В Африке живет она. (Зебра)

Какое слово можно записать в два столбика? (Машина).

10) Вставить пропущенные буквы в слова: пл.щ, з.нт, вдр.г, л.сь, стр.ж, гр.м, п.рк, р.бак...

11) Упражнение «Буква заблудилась» (см. приложение В) на материале стихотворения А.Шибаева «Буква заблудилась», предложенное Садовниковой И.Н., развивает и речевое внимание, и логическое мышление.

12) Кроссворды. Ослик принёс необычную лесенку. Помогите ему вписать в ее ступеньки слова с буквой О. (Например: ох, осы, окна, окунь, остров.)

13) Придумать как можно больше слов из букв слова гастроном, апельсин, мороженое...

Развитие фонематического восприятия.

1) Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук.

2) Запиши только те слоги, в которых есть заданный звук.

3) Разложи картинки на три стопки: звук в начале слова, в середине, в конце. (Или запиши слова в три столбика).

4) Послушай рифмовку, найди «неправильное» слово и замени его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.

В ней всего-то три окна,

И за ёлкой не видна.

Хоть бела, но маловата

Небольшая наша ВАТА. (ХАТА)

Когда поранишь ты колено,

То покупаешь непременно,

Уверенный, что все пройдет,

Коричневую жидкость – МЁД.                            

                               (ЙОД)

Посмотрите в воду сами –

С очень длинными усами

Проплывает под мостом

Серый, скользкий, длинный ДОМ. (СОМ)

Много снега во дворе –

Едут ТАНКИ по горе.

                      (САНКИ)

Пес Барбос совсем не глуп,

Но не хочет рыбный ДУБ. (СУП)

Не случайно у сестрички

С ФАНТИКАМИ две косички.

                  (БАНТИКАМИ)

Отругала мама зайку –

Не надел под свитер ГАЙКУ.

                                 (МАЙКУ)

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.

                                   (БУДКЕ)

5) Прослушай предложение, назови слова со звуком «р»:

Рома и Рая ходили по грибы, и нашли грузди, рыжики, подберёзовики.

6) Прочитай каждый столбик слов. Назови пропущенные буквы.

.русника

.воздика

.катулка

б.усника

г.оздика

ш.атулка

бру.ника

гво.дика

шка.улка

брус.ика

гвоз.ика

шкату.ка

7) Внимательно прочитай текст. Найди ошибки.

Май – месяц зелёного наряда. Зеленым корвом сочных трав оделись поля и рощи. В изумруд листвы наряжаются берзки, пахучие тополя. Иргают ветры молдой листвой.

Развитие языкового анализа и синтеза.

1) Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста.

Могут быть предложены следующие виды работ:

  • Выделение слов и предложений в слитном тексте. ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ
  • Соединение частей разорванных предложений:

Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.

Падает липкий снег. Громко лает Шарик.

  • Исправьте ошибки в тексте на доске.

Дети выходят к доске, стирают ошибку, пишут правильно.

На доске написано:

Ярко светит, солнце поют, птицы дует, весенний ветер.

Надо исправить:

Ярко светит солнце. Поют птицы. Дует весенний ветер.

2) Формирование языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

На этапе коррекционной работы на синтаксическом уровне можно предложить следующие упражнения:

1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2. Придумать предложение с определенным количеством слов.

3. Увеличить количество слов в предложении.

4. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).

5. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.

6. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

7.  Составление предложений по схемам:

image040

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

8.            Составление предложений по интонационной схеме:

image042

Затем предлагается одно и то же предложение произнести с разной интонацией, учитывая конечный знак, либо подобрать несколько предложений к одной схеме.

9. Составить предложение из слов, данных в нужной грамматической форме.    Юли, красивая, кукла, у.

10. Составить предложение из слов, данных в начальной форме:

Лариса, читать, бабушка, интересная, книга.

Дождь, на, листва, капли, с падать, опавшая, шум.

Расположить, на, берег, ночлег, лесной, на, туристы, озеро.

11. Исправьте ошибку, вставив пропущенное слово.

а) Пропуск предлогов:

Мы гуляли ... лесу. Кошка сидит ... окне.

б) Пропуск существительных:

Яблоки растут на ... Мама положила книгу в ...

... играет с куклой. ... вяжет носки.

в) Пропуск прилагательных:

Летом листья клена зеленые, а осенью ..

Дай, пожалуйста, ленту не короткую, а ...

У белочки зимой шкурка серая, а летом ...

г) Пропуск наречий (Легче всего такой вид заданий давать на материале антонимов):

Скажу я слово высоко, а ты ответишь ... (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь ... (близко).

д) Пропуск глаголов:

Саша ... машину. Папа... из машины. Дети ... конфеты.

12. Закончите логически фразы:

Врач — это человек, который ... (лечит).

Ткачиха — это человек, который ... (ткет).

Портниха — это человек, который ... (шьет).

Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо ... (мыть, причесывать, заплетать, стричь).

Чтобы книга не портилась, ее необходимо ... (беречь).

Развитие слогового анализа и синтеза. 

В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных.

Упражнения:

1) Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2) Игра «Зашифрованное слово»: учитель на доске записывает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апельсин).

3) Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Например, СА: Сани, Сахар, Салют; поСАдка, уСАдьба, расСАда; лиСА, коСА, полоСА.

4)   Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука — красный цвет, для твердого согласного — синий цвет, для мягкого согласного — зеленый цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

5)   Чтение слогов по слоговым таблицам.

6) Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумаем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели — МУ. Вспомним слова с этим слогом: МУка, МУха, МУзей, МУсор — в начале слова; эМУ, почеМУ, панаМУ, (взял) — в конце слова; заМУтить, заМУчить, приМУла — в середине слова.

7)  Подбор слов к слоговым схемам: _ _ˈ _; _ _ _ˈ _; _ˈ _  и т.д.

8) Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:

та — дом, рак, лифт, пень, ...

тА-та — осень, кошка, санки, ...

та-тА — вода, коньки, лицо, ...

тА-та-та — Ванечка, девочка, улица, ...

та-тА-та — корова, подушка, малина, ...

та-та-тА — бегемот, телефон, пироги, ...

9) Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами.

Например:

image030

Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается.

10)        Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем врассыпную): мо, ряк; ста, рик; ти, ши, на; бро, та, до; лон, со,ка; ро, во, на.

11)        Разделение слова на слоги, а затем их перестановка. Например: на-вес (весна), мон-ли (лимон).

12) Игра «Зашифрованное слово»: учитель на доске записывает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апельсин).

Развитие словаря в системе коррекционной работы в школе неразрывно связано с развитием грамматического строя речи.

Содержанием занятий по развитию лексико-грамматических средств языка является:

- уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей;

- дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций;

- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями. Связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Для работы над развитием словарного запаса и языкового чутья учащимся могут быть предложены лексические упражнения, которые побуждают детей вдумываться в значение слов.

  • Ответьте на вопросы: С каким деревом «дружит» гриб подберезовик? Как поет кукушка? Почему растение назвали шиповником?
  • Подумай и подбери в каждое предложение подходящее по смыслу слово (из стоящих в скобках).

Три дня мы прожили в ... . Хозяева встречали гостей в ... . (гостиная, гостиница)

В ... доме открылась детская библиотека. Петр ходил смотреть футбол с ... мальчиком. (соседний, соседский)

... голодного не разумеет. Завтрак был очень ... .(сытный, сытый)

  • Подумай, правильно ли подобраны слова в предложениях. При необходимости исправь ошибки и докажи правильность своего выбора.

В саду росли пожилые березы. Артисты выступали с пожилой программой. В нашей школе много старых учителей.

На поляне рос полный дуб. Теплоход шёл толстым ходом. Нам повстречался толстый человек.

Отец отправился в иностранную командировку. Наш город посещает много заграничных туристов.

  • Прочитай.  Выбери из ряда слов-синонимов подходящие по смыслу и впиши их в предложения (Слова для справок: идти, ковылять, шагать, плестись, возвращаться, мчаться, ходить, скакать, двигаться, переступать).

Ребята бодро ... по дороге. Им нравилось ... в поход вместе. Они ... и весело пели песню. Ребята интересно провели время. Вечером они ... домой. Валера натер ногу и ... по обочине. Оля с Леной устали и еле ... .

  • Изменить окончания (в скобках) так, чтобы слова в словосочетании были связаны: сочн(ый) груша, грустн(ый) музыка, остр(ый) ножи, морозн(ый) дымка, глубок(ий) озёра. Выделить окончание.
  • Составить предложения из данных слов, изменяя, если нужно, окончания. Выделить окончания:

Ваня, обед, делает, уроки, после.

Вечер, мы, пили, чай, самовар, из.

Мохнатый, шмели, над, кружились, цветок.

  • Записать слова с предлогами, изменив окончание: над( цветы), по (дорога), из-за (туча), из-под (стол), в (болото), с (Нина), за (пригорок).
  • Игра «Один – много». Образовать форму множественного числа слов: стул – стулья, кол - …, перо - …, крыло - …; лев – львы, пень - …, сон - …, день - …, лоб - …. Записать пары слов, выделить окончание.
  • Назовите ласково: Оля – Олечка, Наташа – Наташенька, Саша - …, Алеша - …, Юра - …, Таня - …, Боря - …
  • Прочитай. Что надо сделать, чтобы предложения стали понятными? Составь правильно предложения. Запиши их. Выдели в словах окончания.

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную (тарелка) рубленных яиц. Она ставила (тарелка) возле (куст), а сама уходила. Как только утята подбегали к (тарелка), из (сад) вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними. Она так страшно стрекотала, что (перепуганный) утята убегали и прятались в (трава).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая  успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...

Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников. Часть вторая

Игры и задания, направленные на преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников....

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

 В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необхо...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...

Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...