Программа по коррекции остаточных явлений ОНР.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Программа по коррекции остаточных явлений ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте (Л.С. Волкова, 1995).

В структуре ОНР выделяются нарушения:

  • функциональной речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, семантической);
  • регулирующей функции речи;
  • деятельности психических процессов.

Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Эта категория учащихся входит в так называемую группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.

Словарный запас учащихся с нарушением письменной речи ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, характеризуется неточностью значений (неправомерным расширением или сужением значений, смешением слов по смысловому и звуковому сходству), трудностями актуализации словаря. В речи этих детей имеются аграмматизмы, отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Особенно трудна для этих учащихся монологическая речь (А. В. Ястребова, 1997).

Нарушения лексико-грамматического оформления речи обнаруживаются в процессе выполнения специальных грамматических самостоятельных заданий, требующих сформированность морфологических и синтаксических обобщений, и приводят к значительным трудностям понимания вербальных инструкций, учебных заданий, овладения терминами, грамматическими понятиями, а также к трудностям выбора языковых средств в процессе порождения речи (Е. Н. Российская, 1999).

Цель: преодоление недоразвития всех компонентов речевой системы (фонетико- фонематической, лексико-грамматической), препятствующего полноценному освоению основ чтения и письма.

Задачи:

Расширение и систематизация словарного запаса. Формирование грамматических категорий.

Развитие операций фонематического восприятия. Обучение рассказыванию.


Основные направления работы:

  1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
  2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
  1. Формирование связной речи:
  • развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Литература.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи. — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.
  5. Парамонова Л.Г.Развитие словарного запаса у детей. Издательство: Детство-Пресс, 2010
  6. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. – СПб: 2005.
  7. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. –  М.: Книголюб, 2008.
  8. Ткаченко Т.А. Развитие мышления и связной речи с помощью картин с проблемным сюжетом. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. (Выпуск 1,2,3). – М.: Гном и Д, 2005.
  9. Ткаченко Т.А. Легко и точно подбираем слова. – М,: ЮВЕНТА, 2008.


Тема занятия

Звуковой анализ

Словарь

Грамматический строй

Ча

-

сы

Звук и буква А

Выделение звука из

слова

«Фрукты»

Предлоги на, в, под

2

Звук и буква О

Выделение звука из

слова

«Овощи»

Предлоги на, в, под

2

Звук и буква У

Выделение звука из слова

«Птицы»

Предлоги по, за, на. Наречия высоко, низко,

вверху

2

Звуки и буквы

А, О, У

Первый звук в слове

«Фрукты»-

«овощи»

Согласование прил. с сущ.

в роде

1

Звук и буква Ы

Последний звук в

слове

«Деревья»

Им. падеж, мн. ч. сущ.

2

Звук и буква Э

Первый звук в слове

«Птицы»

Согласование прил. с сущ.

в роде

2

Звук и буква М

Начало, середина,

конец слова

«Цветы»

Согласование прил. с сущ.

в роде

2

Звук и буква Л

Начало, середина,

конец слова

«Огород»

Согласование глаг. пр. вр. с

сущ. в роде

2

Звук и буква Р

Начало, середина,

конец слова

«Фрукты»-

«овощи»

Согласование прил. с сущ.

в роде

2

Звук и буква Н

Начало, середина,

конец слова

«Зоопарк»

Предлоги на, в, под

2

Сонорные звуки М, Н, Л, Р

Первый и

последний звук в слове

«Лес»

Предлоги за, между, перед

1

Звук и буква И

Звуковой анализ

слов типа кит

«Инструменты

»

Им. падеж, мн. ч. сущ.

2

Буква Я

Звуковой анализ

слов типа яма

«Мебель»

Им. падеж, мн. ч. сущ.

2

Буква Ю

Звуковой анализ

слов типа юла

«Игрушки»

Предлоги над, под, из-под

2

Буква Е

Звуковой анализ

слов типа ежи

«Животные»

Согласование глаг. пр. вр. с

сущ. в роде

2

Буква Ё

Звуковой анализ

слов типа ёрш

«Рыбы»

Предлоги над, под, из-под

2

Буква Ь

(смягчитель)

Звуковой анализ

слов типа конь

«Домашние

животные»

Согласование прил. с сущ.

в роде

2

Звуки М-М`

Звуковой анализ

слов типа мак, мил

«Цветы»

Согласование прил. с сущ.

в роде

1

Звуки Л-Л`

Звуковой анализ

слов типа лук, лис

«Овощи»

Согласование глаг. пр. вр. с

сущ. в роде

1

Звуки Н-Н`

Звуковой анализ

слов типа Нина

«Имена

людей»

Уменьшительно-

ласкательные суффиксы

1

Звуки Р-Р`

Звуковой анализ

слов типа рак, рис

«Животные

водоёмов»

Предлоги над, под, из-под

1

Звук и буква П

Звуковой анализ

слов типа плащ

«Одежда»

Предлоги в, на, с, из

1

Звук и буква Б

Звуковой анализ

слов типа боты

«Обувь»

Антонимические приставки

1

Звуки и буквы

П-Б

Звуковой анализ

слов типа шапка

«Головные

уборы»

Антонимические приставки

1


Звук и буква Т

Звуковой анализ

слов типа плот

«Транспорт»

Приставки на согл. Ъ после

приставок

1

Звук и буква Д

Звуковой анализ слов типа диск

«Спортивные вещи»

Наречия

пространственного значения

1

Звуки и буквы Т-Д

Звуковой анализ слов типа труба

«Музыкальны е

инструменты»

Наречия качетв. значения

тихо, громко и т.д.

1

Звук и буква К

Звуковой анализ слов типа карп

«Рыбы»

Приставки и предлоги пространственного

значения

1

Звук и буква Г

Звуковой анализ

слов типа тигр

«Зоопарк»

Согласование прил. с сущ.

в роде

1

Звуки и буквы К-Г

Звуковой анализ слов типа сокол

«Птицы»

Приставки и предлоги пространственного

значения

1

Звук и буква Ф

Звуковой анализ слов типа филин

«Птицы»

Приставки и предлоги

пространственного значения

1

Звук и буква В

Звуковой анализ слов типа ворона

«Птицы»

Приставки и предлоги пространственного

значения

1

Звуки и буквы Ф-В

Звуковой анализ слов типа воробей

«Птицы»

Приставки и предлоги пространственного

значения

1

Звук и буква С

Звуковой анализ

слов типа сахар

«Еда»

Согласование прил. с сущ.

в роде

1

Звук и буква З

Звуковой анализ

слов типа мозаика

«Игрушки»

Согласование глаг. пр. вр. с

сущ. в роде

1

Звуки и буквы

С-З

Звуковой анализ

слов типа зонтик

«Игрушки»

Согласование глаг. пр. вр. с

сущ. в роде

1

Звук и буква Ш

Звуковой анализ

слов типа кувшин

«Посуда»

Согласование прил. с сущ.

в роде

1

Звук и буква Ж

Звуковой анализ

слов типа жасмин

«Лекарственн

ые растения»

Согласование прил. с сущ.

в роде

1

Звуки и буквы

Ш-Ж

Звуковой анализ

слов типа шишки

«Плоды и

семена»

Согласование прил. с сущ.

в роде

1

Звук и буква Х

Звуковой анализ

слов типа халва

«Еда»

Согласование глаг. пр. вр. с

сущ. в роде

1

Звук и буква Й

Звуковой анализ

слов типа змей

«Игрушки»

Согласование глаг. пр. вр. с

сущ. в роде

1

Звук и буква Ц

Звуковой анализ слов типа цапля

«Птицы»

Приставки и предлоги пространственного

значения

1

Звук и буква Ч

Звуковой анализ слов типа чайник

«Птицы»

Приставки и предлоги пространственного

значения

1

Звук и буква Щ

Звуковой анализ

слов типа щенок

«Детёныши

животных»

Суффиксы –енок, -онок, -

ата, -ята

1

Буква Ь

(разделитель)

Звуковой анализ

слов типа семья

«Семья»

Уменьшительно-

ласкательные суффиксы

1

Буква Ъ

Звуковой анализ слов типа подъём

«Транспорт»

Приставки и предлоги

пространственного значения

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по коррекции оптической дисграфии

Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихс...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

рабочая программа по коррекции ФФНР

программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;различать на слух и в произношении см...

Рабочая программа ИЗО (коррекц.) для 1 класса по программе Воронковой

Рабочая программе по ИЗО составлена по коррекционной программе Воронковой для детей 8 вида...