Программа по коррекции остаточных явлений ОНР.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Программа по коррекции остаточных явлений ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_korrektsii_ostatochnyh_yavleniy_onr-converted_1.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте (Л.С. Волкова, 1995).
В структуре ОНР выделяются нарушения:
- функциональной речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, семантической);
- регулирующей функции речи;
- деятельности психических процессов.
Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Эта категория учащихся входит в так называемую группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.
Словарный запас учащихся с нарушением письменной речи ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, характеризуется неточностью значений (неправомерным расширением или сужением значений, смешением слов по смысловому и звуковому сходству), трудностями актуализации словаря. В речи этих детей имеются аграмматизмы, отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Особенно трудна для этих учащихся монологическая речь (А. В. Ястребова, 1997).
Нарушения лексико-грамматического оформления речи обнаруживаются в процессе выполнения специальных грамматических самостоятельных заданий, требующих сформированность морфологических и синтаксических обобщений, и приводят к значительным трудностям понимания вербальных инструкций, учебных заданий, овладения терминами, грамматическими понятиями, а также к трудностям выбора языковых средств в процессе порождения речи (Е. Н. Российская, 1999).
Цель: преодоление недоразвития всех компонентов речевой системы (фонетико- фонематической, лексико-грамматической), препятствующего полноценному освоению основ чтения и письма.
Задачи:
Расширение и систематизация словарного запаса. Формирование грамматических категорий.
Развитие операций фонематического восприятия. Обучение рассказыванию.
Основные направления работы:
- Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Литература.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи. — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.
- Парамонова Л.Г.Развитие словарного запаса у детей. Издательство: Детство-Пресс, 2010
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. – СПб: 2005.
- Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. – М.: Книголюб, 2008.
- Ткаченко Т.А. Развитие мышления и связной речи с помощью картин с проблемным сюжетом. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. (Выпуск 1,2,3). – М.: Гном и Д, 2005.
- Ткаченко Т.А. Легко и точно подбираем слова. – М,: ЮВЕНТА, 2008.
Тема занятия | Звуковой анализ | Словарь | Грамматический строй | Ча - сы |
Звук и буква А | Выделение звука из слова | «Фрукты» | Предлоги на, в, под | 2 |
Звук и буква О | Выделение звука из слова | «Овощи» | Предлоги на, в, под | 2 |
Звук и буква У | Выделение звука из слова | «Птицы» | Предлоги по, за, на. Наречия высоко, низко, вверху | 2 |
Звуки и буквы А, О, У | Первый звук в слове | «Фрукты»- «овощи» | Согласование прил. с сущ. в роде | 1 |
Звук и буква Ы | Последний звук в слове | «Деревья» | Им. падеж, мн. ч. сущ. | 2 |
Звук и буква Э | Первый звук в слове | «Птицы» | Согласование прил. с сущ. в роде | 2 |
Звук и буква М | Начало, середина, конец слова | «Цветы» | Согласование прил. с сущ. в роде | 2 |
Звук и буква Л | Начало, середина, конец слова | «Огород» | Согласование глаг. пр. вр. с сущ. в роде | 2 |
Звук и буква Р | Начало, середина, конец слова | «Фрукты»- «овощи» | Согласование прил. с сущ. в роде | 2 |
Звук и буква Н | Начало, середина, конец слова | «Зоопарк» | Предлоги на, в, под | 2 |
Сонорные звуки М, Н, Л, Р | Первый и последний звук в слове | «Лес» | Предлоги за, между, перед | 1 |
Звук и буква И | Звуковой анализ слов типа кит | «Инструменты » | Им. падеж, мн. ч. сущ. | 2 |
Буква Я | Звуковой анализ слов типа яма | «Мебель» | Им. падеж, мн. ч. сущ. | 2 |
Буква Ю | Звуковой анализ слов типа юла | «Игрушки» | Предлоги над, под, из-под | 2 |
Буква Е | Звуковой анализ слов типа ежи | «Животные» | Согласование глаг. пр. вр. с сущ. в роде | 2 |
Буква Ё | Звуковой анализ слов типа ёрш | «Рыбы» | Предлоги над, под, из-под | 2 |
Буква Ь (смягчитель) | Звуковой анализ слов типа конь | «Домашние животные» | Согласование прил. с сущ. в роде | 2 |
Звуки М-М` | Звуковой анализ слов типа мак, мил | «Цветы» | Согласование прил. с сущ. в роде | 1 |
Звуки Л-Л` | Звуковой анализ слов типа лук, лис | «Овощи» | Согласование глаг. пр. вр. с сущ. в роде | 1 |
Звуки Н-Н` | Звуковой анализ слов типа Нина | «Имена людей» | Уменьшительно- ласкательные суффиксы | 1 |
Звуки Р-Р` | Звуковой анализ слов типа рак, рис | «Животные водоёмов» | Предлоги над, под, из-под | 1 |
Звук и буква П | Звуковой анализ слов типа плащ | «Одежда» | Предлоги в, на, с, из | 1 |
Звук и буква Б | Звуковой анализ слов типа боты | «Обувь» | Антонимические приставки | 1 |
Звуки и буквы П-Б | Звуковой анализ слов типа шапка | «Головные уборы» | Антонимические приставки | 1 |
Звук и буква Т | Звуковой анализ слов типа плот | «Транспорт» | Приставки на согл. Ъ после приставок | 1 |
Звук и буква Д | Звуковой анализ слов типа диск | «Спортивные вещи» | Наречия пространственного значения | 1 |
Звуки и буквы Т-Д | Звуковой анализ слов типа труба | «Музыкальны е инструменты» | Наречия качетв. значения тихо, громко и т.д. | 1 |
Звук и буква К | Звуковой анализ слов типа карп | «Рыбы» | Приставки и предлоги пространственного значения | 1 |
Звук и буква Г | Звуковой анализ слов типа тигр | «Зоопарк» | Согласование прил. с сущ. в роде | 1 |
Звуки и буквы К-Г | Звуковой анализ слов типа сокол | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения | 1 |
Звук и буква Ф | Звуковой анализ слов типа филин | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения | 1 |
Звук и буква В | Звуковой анализ слов типа ворона | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения | 1 |
Звуки и буквы Ф-В | Звуковой анализ слов типа воробей | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения | 1 |
Звук и буква С | Звуковой анализ слов типа сахар | «Еда» | Согласование прил. с сущ. в роде | 1 |
Звук и буква З | Звуковой анализ слов типа мозаика | «Игрушки» | Согласование глаг. пр. вр. с сущ. в роде | 1 |
Звуки и буквы С-З | Звуковой анализ слов типа зонтик | «Игрушки» | Согласование глаг. пр. вр. с сущ. в роде | 1 |
Звук и буква Ш | Звуковой анализ слов типа кувшин | «Посуда» | Согласование прил. с сущ. в роде | 1 |
Звук и буква Ж | Звуковой анализ слов типа жасмин | «Лекарственн ые растения» | Согласование прил. с сущ. в роде | 1 |
Звуки и буквы Ш-Ж | Звуковой анализ слов типа шишки | «Плоды и семена» | Согласование прил. с сущ. в роде | 1 |
Звук и буква Х | Звуковой анализ слов типа халва | «Еда» | Согласование глаг. пр. вр. с сущ. в роде | 1 |
Звук и буква Й | Звуковой анализ слов типа змей | «Игрушки» | Согласование глаг. пр. вр. с сущ. в роде | 1 |
Звук и буква Ц | Звуковой анализ слов типа цапля | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения | 1 |
Звук и буква Ч | Звуковой анализ слов типа чайник | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения | 1 |
Звук и буква Щ | Звуковой анализ слов типа щенок | «Детёныши животных» | Суффиксы –енок, -онок, - ата, -ята | 1 |
Буква Ь (разделитель) | Звуковой анализ слов типа семья | «Семья» | Уменьшительно- ласкательные суффиксы | 1 |
Буква Ъ | Звуковой анализ слов типа подъём | «Транспорт» | Приставки и предлоги пространственного значения | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по коррекции оптической дисграфии
Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихс...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
рабочая программа по коррекции ФФНР
программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;различать на слух и в произношении см...
Рабочая программа ИЗО (коррекц.) для 1 класса по программе Воронковой
Рабочая программе по ИЗО составлена по коррекционной программе Воронковой для детей 8 вида...