Рабочая программа по внеурочной деятельности " Грамотейка" 2 класс
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности ( логопедия) "Грамотейка" во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа ро внеурочной деятельности (логопедия)

« Грамотейка»     2 класс

Пояснительная записка.

         Учебная коррекционно-развивающая программа составлена на основе программы  Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Группа набирается по запросу родителей и результатам речевого обследования.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии.  

В программе нашли отражение  идеи ряда учёных (Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса письма у детей.  

    При составлении был также использован опыт работы учителей-логопедов Колпинского района  с младшими школьниками по проблеме становления навыков письма.

    При составлении учебной программы использованы системы  коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, А. В. Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В. Мазановой,  Козыревой Л.М.

 Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.  

 Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения.  Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся общеобразовательных школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.

Нарушения письменной речи у детей являются комплексной, наукоёмкой проблемой, требующей воздействия не только специалистов- логопедов, но и психологов, медиков и социологов.

    Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Данная рабочая программа составлена:

  • с учётом особенностей детей с дисграфией;
  • с опорой на программу обучения в начальной школе;
  • в соответствии с определением дисграфии в современной коррекционной педагогике.

      В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистике, логопедии.

 

Актуальность программы.
Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений

Цель программы:

-Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы.

Задачи программы:

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,предложения и текста;
  • Формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • Формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение слухо-произносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
  • Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,логического мышления.

 Адресат программы: учащиеся вторых классов, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.

Словарный запас учащихся с нарушением письменной речи ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, характеризуется неточностью значений (смешением слов по смысловому и звуковому сходству), трудностями актуализации словаря. В речи этих детей имеются аграмматизмы, отсутствуют сложные синтаксические конструкции.

Нарушения лексико- грамматического оформления речи обнаруживаются в процессе  выполнения специальных грамматических самостоятельных заданий, требующих сформированности морфологических и синтаксических обобщений, и приводит к значительным трудностям понимания вербальных инструкций, учебных заданий, овладения терминами, грамматическими понятиями.

Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Эта категория учащихся входит в так называемую группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.

С учащимися проводятся групповые занятия ( 12-14 человек), продолжительностью 40 минут. Программа рассчитана на 34 недели, с учетом проведения занятий 1 раза в неделю. Количество часов рассчитано на один учебный год.

Планируемые результаты: К концу курса учащиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:                                                                                  

  •  Узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;                                                                                                                                                
  • Понимать  по условно-графической схеме звуковой состав слова;                                                
  • Проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;                                                                                                                                                
  • Уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;                    
  • Узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;                                                      
  • Правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;                                                                          
  • Правильно употреблять предложно-падежные конструкции;                                                                  
  • Уметь распространять предложения.

                                          ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                           2 класс.

название раздела

количество часов

1

Звуко-слоговой состав слов

6 часов

2

Работа на лексико- грамматическом уровне

9 часов

3

Дифференциация гласных звуков и букв  

5 часов

4

Дифференциация согласных звуков , сходных по акустическим и артикуляционным признакам    

8 часов

5

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

6 часов

            КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Грамотейка»

                                                                      2 класс

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

Анализ предложений на слова.

1.09-7.09

2

Состав слова. Образование слов с помощью приставок.

8.09-14.09

3

Образование слов при помощи суффиксов.

15.09-21.09

4

Слоговой анализ слов. Ударение

5

Слоговой анализ слов. Перенос слов.

22.09-28.09

6

Звуко- буквенный анализ слов.

29.09-5.10

7

Слова, обозначающие предметы

6.10-12.10

8

Слова, обозначающие действия предметов

13.10-19.10

9

Слова, обозначающие признак предмета

20.10-26.10

10

Закрепление представлений о словах (предмет, признак, действие)

27.10-9.11

11

Составление предложений из слов

10.11-16.11

12

Слова, близкие по значению

17.11-23.11

13

Слова, противоположные по значению

24.11-30.11

14

Изменение имен прилагательных по родам и числам.

1.12-7.12

15

Работа с предлогами.

8.12-14.12

16

Органы речи. Гласные звуки и буквы   А-О-У-Ы-И-Э                

15.12-21.12

17

Различие звуков и букв А-О

22.12-28.12

18

Различие букв У-И

12.01-18.01

19

Различение звуков А-О, И-У.

19.01-25.01

20

Слоговой анализ и синтез

26.01-1.02

21

Понятие о звонких и глухих согласных Звуки и буквы Б-П

2.02-8.02

22

Звуки и буквы В-Ф

9.02-15.02

23

Звуки и буквы Г-К

16.02-22.02

24

 Звуки и буквы Д-Т

23.02-1.03

25

Звуки и буквы Ж-Ш

2.03-8.03

26

Звуки и буквы З-С

9.03-15.03

27

Звуки и буквы Ц-Ч-Щ

16.03-22.03

28

Безударные гласные в корне слова

23.03-5.04

29

Буква Ь в конце слога или слова, как показатель мягкости.

6.04-12.04

30

Буква Ь в середине слова

13.04-19.04

31

Словарные слова

20.04-26.04

32

Гласные буквы Е-Ё-Я-Ю

27.04-3.05

33

Списывание с рукописного текста

4.05-10.05

34

Диктант.

11.05-17.05

Средства обучения: демонстрационный и раздаточный дидактический материал, индивидуальные зеркала, сигнальные карточки, логопедическое лото.

Список использованной литературы:

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
  3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
  5. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996. .
  6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.
  7. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
  8. Л. М. Козырева Программно-методические материалы для логопедических занятий. Ярославль 2006
  9. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. С.П.:Литера,2001
  10. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
  11. Е.В.Кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999
  12. А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999
  13. З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.Детство-Пресс,2005
  14. О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
  15. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  16. Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов
    ГНОМ и Д 2006
  17. Мазанова Е.В.  Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. ГНОМ и Д 2007
  18. Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи  Каро 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...