Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ.
статья по логопедии на тему

Шевлягина Анна Александровна

 Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе  В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов. 


    С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы логопеда по преодолению заикания.
     Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
    В группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией.

   У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм.

     У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм.

    Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.


    У детей с ОНР нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса.

    Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

   У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.
     Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия логопедической ритмикой.
    Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. 
    Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.


   Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.


    В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. 


    Первое предусматривает развитие неречевых процессов: 

совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

   Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей  и корректирование их речевых нарушений. 


Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; 
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
    Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.


  Развитие неречевых процессов 

        Ходьба и маршировка
             
     Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. 
Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.


            Регуляция мышечного тонуса.


     У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.   

       
           Развитие внимания и памяти.


У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти.

Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у обучающихся постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей.

 Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость,  но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.


        Развитие чувства музыкального размера (метра)


  Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени.

 На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке.

Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.
   Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке. 
Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.
                  
       

  Развитие чувства музыкального темпа.


 Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей.

Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.   


        Развитие чувства музыкального ритма.


  У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.

 Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы. 
У таких детей возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки. 
  Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.

 

 

 Игра на музыкальных инструментах


  На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты. Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах).  

   Музицирование способствует развитию творческих способностей.

 

  Пальчиковые игры


  Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.
  Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

 

        Подвижные игры


  Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной 
цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.

 

          Слушание музыки


     Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна.

   Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное восприятие детей.
    Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

 

 История возникновения логоритмики.

 

    Родоначальником  ритмики был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он стал создателем системы ритмического воспитания, известной под названием «метода ритмической гимнастики».

    Её суть заключалась в том, что ученики должны упражняться в координации своих движений с движениями музыки, которую Э. Жак-Далькроз сделал регулятором движений. При помощи сочетания ритма, музыки и движения он развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

 

     С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Под руководством профессора  Владимира  Александровича Гиляровского  в 1929г.  в больнице для нервно-психических больных была разработана особая система занятий.  Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больного.  Затем  В. А. Гиляровский  ввёл занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.

     Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика.

 

    В 40-е годы логоритмика  вошла в комплекс воздействия на больных с афазией  (отсутствие или потеря сформировавшейся речи  из-за болезни).

 

    В 1960 году Вера  Ивановна  Рождественская в работе «Воспитание речи заикающихся дошкольников» подчеркнула значимость ритма производимых движений для нормализации речи и упражнений на сочетание слова с движением и музыкой.

 

    Логоритмика  встала в один ряд с другими разделами логопедии, но наиболее востребованной оставалась по-прежнему в комплексе мер по преодолению заикания.

 

Цели, задачи и средства  логоритмики.

 

     Логоритмика – одна из форм активной терапии, методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

    Цель логоритмического воздействия – преодоление  речевой патологии, через развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

 

    Если говорить проще: цель логоритмики-развивать у детей чувство ритма, координацию движений, умение двигаться в пространстве и соответствии речи и движения.

 

    Самое главное для нас с вами, это то, что все части комплекса логоритмики проводятся в игровой форме, что придаёт учебно-воспитательному  процессу привлекательность, облегчает освоение упражнений  и  повышает эмоциональный фон занятий.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика- это движение, музыка и речь.

    В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

    Первое предусматривает развитие неречевых процессов:

совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

   Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей  и корректирование их речевых нарушений.

Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

    Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

  Развитие неречевых процессов

        Ходьба и маршировка

             

     Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.

Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

            Регуляция мышечного тонуса.

     У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.  

       

           Развитие внимания и памяти.

У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти.

Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у обучающихся постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей.

 Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость,  но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.

        Развитие чувства музыкального размера (метра)

  Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени.

 На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке.

Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.

   Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.

Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.

                 

       

  Развитие чувства музыкального темпа.

 Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей.

Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.  

        Развитие чувства музыкального ритма.

  У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.

 Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.

У таких детей возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.

  Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.

 Игра на музыкальных инструментах

   На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты. Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах).  

   Музицирование способствует развитию творческих способностей.

  Пальчиковые игры

  Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.

   Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

        Подвижные игры

  Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной

цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.

          Слушание музыки

      Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна.

   Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное восприятие детей.

    Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

 История возникновения логоритмики.

    Родоначальником  ритмики был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он стал создателем системы ритмического воспитания, известной под названием «метода ритмической гимнастики».

    Её суть заключалась в том, что ученики должны упражняться в координации своих движений с движениями музыки, которую Э. Жак-Далькроз сделал регулятором движений. При помощи сочетания ритма, музыки и движения он развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

     С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Под руководством профессора  Владимира  Александровича Гиляровского  в 1929г.  в больнице для нервно-психических больных была разработана особая система занятий.  Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больного.  Затем  В. А. Гиляровский  ввёл занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.

     Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика.

    В 40-е годы логоритмика  вошла в комплекс воздействия на больных с афазией  (отсутствие или потеря сформировавшейся речи  из-за болезни).

    В 1960 году Вера  Ивановна  Рождественская в работе «Воспитание речи заикающихся дошкольников» подчеркнула значимость ритма производимых движений для нормализации речи и упражнений на сочетание слова с движением и музыкой.

    Логоритмика  встала в один ряд с другими разделами логопедии, но наиболее востребованной оставалась по-прежнему в комплексе мер по преодолению заикания.

Цели, задачи и средства  логоритмики.

     Логоритмика – одна из форм активной терапии, методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

    Цель логоритмического воздействия – преодоление  речевой патологии, через развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Если говорить проще: цель логоритмики-развивать у детей чувство ритма, координацию движений, умение двигаться в пространстве и соответствии речи и движения.

    Самое главное для нас с вами, это то, что все части комплекса логоритмики проводятся в игровой форме, что придаёт учебно-воспитательному  процессу привлекательность, облегчает освоение упражнений  и  повышает эмоциональный фон занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика как средство коррекции заикания

Логопедическая ритмика -  вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения, и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опира...

Игры с прищепками как средство преодоления речевых нарушений у детей с недостатками слуха в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I – II вида

Игры с прищепками очень интересны и разнообразны. Они стимулируют речевую активность у детей младшего школьного возраста, развивают мелкую моторику рук, формируют представления о цвете, форме, ве...

Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....

Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ

Цели, задачи и средства логоритмики. Преодоление речевой потологии, через развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Развитие неречевых процессов средствами логоритмики. Необходимост...

Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей с умственной отсталостью

Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи детей и направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуля...

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР

Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций....