Практические упражнения при дисграфии
презентация к уроку по логопедии по теме

Девлесупова Оксана Владиславовна

В презентации раскрыта краткая теоретическая часть об организации письменной речи за счет блоков по Лурия А.Р., а также игры и упражнения на каждый функциональный блок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практические упражнения при дисграфии. Учитель-логопед НОЧУ СОШ «Премьерский лицей» Девлесупова О.В.

Слайд 2

Письменная речь – это сложная функциональная система, в состав которой входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. Каждый из этих компонентов играет свою особую роль, и недоразвитие любого из них ведёт к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом, что может привести к выраженным трудностями обучения. Функциональный состав письма обеспечивается следующим образом: I блок – блок регуляции тонуса и бодрствования. Поддержание активного тонуса коры при письме. II блок – блок приема, переработки и хранения информации.

Слайд 3

1. Переработка слухо – речевой информации – фонематическое распознание, опознание лексем, слухо – речевая память. 2. Переработка кинестетической информации – дифференциация артикулем ; кинестетический анализ графических движений. 3. Переработка зрительной информации – актуализация зрительных образов букв и слов. 4. Переработка полимодальной информации – ориентация элементов буквы, строки в пространстве, зрительно – моторная координация, актуализация зрительно – пространственных образов слов. III блок – блок программирования, регуляции и контроля .

Слайд 4

1 . Эфферентная (серийная )организация движений – моторное (кинетическое) программирование графических движений. 2. Регуляция психической деятельности – планирование, реализация и контроль акта письма. Дефекты каждого из перечисленных компонентов могут вызвать трудности письма.

Слайд 5

Блок регуляции тонуса и бодрствования . Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Упражнения: - дыхательная гимнастика; - самомассаж (растереть ладони и каждый палец руки, подрумянить щеки, помассировать активные точки, глазодвигательная гимнастика); - двигательный диктант, пальчиковая гимнастика.

Слайд 6

Блок приема, переработки и хранения информации (оптическая дисграфия, фонематическая дисграфия, кинестетическая моторная дисграфия) - Игры на развитие ориентировки в пространстве, на себе, на листе бумаги, для усвоения понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол Назови букву, которая находится: - в - в центральном квадрате, - в правом верхнем квадрате, - в левом нижнем квадрате, - в левом центральном квадрате, - в нижнем центральном квадрате Я О Э Ы А И Ю У Е

Слайд 7

-Игры на развитие зрительной и полимодальной информации Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв. Выкладывание букв, написанных на карточках, где представлены правильные и зеркальные варианты. Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами: определить букву, назвать, придумать слова, положить правильно. Обводка и штриховка картонных букв . Выкладывание букв из проволоки, палочек, пуговиц. « Буква сломалась» - дописать недостающие элементы. Демонстрация букв в различном положении, предъявление букв разного шрифта. Написание букв на ладони, в воздухе с закрытыми, открытыми глазами. Реконструирование букв с добавлением элементов: Л-А , К-Ж, З-В, Г-Б.

Слайд 8

- Игры на формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза . Назови картинки. Произнеси первый звук и напиши соответствующую букву.

Слайд 9

Назови картинки. Если слово начинается со звонкого согласного, рядом нарисуй колокольчик.

Слайд 10

Послушай, запомни и повтори ряды слогов. та – тя – тя – та ня – на – на – ня мя – ма – мя – мя – ма ба – ба – бя – ба – бя Подчеркни заданное слово в ряду буквосочетаний. к укла уклак кулка кукла каклу кактус каткус куктас каскту кактус окуни окнуи окину окуни коуни топор ропот потор тороп топор Составь слова из слогов. Ни – са , ка- шап , ка-де-душ, ны - мо -ли, ла- кук , ца - ри -ку, пу -гай-по, кат- мо - са , та-ка- рел , го -вор-раз.

Слайд 11

- Игры на формирование кинестетического праксиса «Потерянный объект» – поиск предмета по словесной инструкции – 5 шагов направо, поднять глаза наверх, руку протянуть влево, о пустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг левой ногой вперед и т.д. Написать слова только согласными (гласными) буквами, обозначая гласные(согласные) черточками. Мышка – м- шк -, банан – б-н-н, кресло – кр-сл -, и т.д. Карантин - -а-а- - и-, яблочко – я- - о- - о. «Арабское письмо» - записать слово задом наперед рыба – абыр , сорока – акорос , океан – наеко …

Слайд 12

«Домик» для слова - прочитай слово по буквам, найди каждой букве свою комнату и запиши. Книга, арбуз, лодка, ручка … «Волшебный» диктант – из всех букв слова пишутся только проблемные буквы, а все остальные черточками. д _ _ _ (дача), б _ _ _ (баня), м _ _ (мир), п _ _ _ (пила) К Н И Г А А Р Б У З Л О Д К А

Слайд 13

Блок программирования, регуляции и контроля . (кинетическая моторная дисграфия) - Замены по двигательному сходству Соедини схемы слов и картинки. П П Т Т Т П ТТ ПТ

Слайд 14

Составь словосочетания. Буквы к, н напиши разными ручками. цветной кино интересное кувшин сладкая карандаш красивый малина Запиши слова, вставляя пропущенные буквы х, ж . …воя, … ищник , … аворонок , … аба , … пету …, … ёлудь , су… ари , наде …да, пру… ина , возду …, … алва , у…а, ё… ик , пря…а, ара… ис , му …а.

Слайд 15

Слитное и раздельное написание предлогов и приставок Спиши текст. «Раскрыть скобки», слитно или раздельно написав заключенные в них приставки и предлоги. Выдели приставку и подчеркни предлог. (За) мели метели все тропинки, (С) крылись (за) сугробами осинки, Много снегу (на) мело (на) ёлки, Прямо (на) зелёные иголки.

Слайд 16

Точка. Большая буква. - Найди границы предложений. Поставь в конце каждого предложения точку. Спиши текст. Озаглавь его. - Соедини словосочетания так, чтобы получились предложения. Запиши получившиеся предложения и в конце каждого поставь цветную точку. - Составь из слов предложения. Первую букву предложения напиши цветной ручкой. Запиши их.

Слайд 17

Орфографические ошибки при знании соответствующих правил. Выбери и подчеркни проверочные слова. Почему ? Скв … рец (скворечник, с кворушка), с… лач (сильный, сильнее), сн … говик ( снежинка, снег) и т.д. Б или П ? Проверь парные согласные в корне слова. Хле … , коро …, клу … , оши …ка, хру …кий. Прочитай слова каждой строчки. Какое слово лишнее. Почему ? Рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать. Напольный, полевой, половица, подполье.

Слайд 18

Подбери к каждому слову синонимы, а затем родственные слова. Дорога – путь, т ропа. Дорога – дорожный, подорожник, дорожка. Смех ….. Разбери слова по составу. У - каз - к - а вылет, старушка, кленовый, походный.

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма (презентация)

Данная презентация была подготовлена для итогового занятия, постоянно действующего семинара для родителей начальной школы. На занятие были приглашены родители с детьми (1-2 класс), которые заним...

Урок русского языка в 4 классе (VII вида) по теме: "Практические упражнения в употреблении глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени"

Урок русского языка в 4 классе (VII вида) для детей с задержкой психического развития.Тема: "Практические упражнения в употреблении глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени. Опреде...

Слоговой анализ. Практические упражнения 2-3 класс.

Практические упражнения при коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза....

Статья «Практические упражнения на уроке «Математические представления и конструирование» как средство коррекции познавательной деятельности школьников с ОВЗ»

В статье говорится о роли математики в развитии познавательных способностей, мыслительной деятельности и др. процессах умственного развития детей с ОВЗ. Даны рекомендации по практическим упражнениям н...

Подборка практических упражнений. Упражнения.

Подборка практических упражнений. Упражнения....

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....

Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии. Дифференциация Б-П

Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии.Дифференциация б-п...