Статья «Актуальность применения здоровье сберегающих образовательных технологий на логопедических занятиях»
статья по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему

Тележная Римма Дмитриевна

В статье раскрываются вопросы актуальности применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной практике учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberezhenie.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Актуальность применения здоровье сберегающих образовательных технологий на логопедических занятиях»

Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт- Петербурга Тележная Римма

     В настоящее время  здоровьесберегающие технологии - это хорошо продуманное, организованное взаимодействие детей и педагога, которое направлено на создание благоприятных  условий для  физического, психического развития и социального благополучия ребенка.

     Освоение здоровьесберегающих образовательных технологий логопедами актуально как никогда. Учебная нагрузка на обучающихся в школе детей растет небывалыми темпами. Дети с нарушениями речи, как правило, соматически ослаблены, многие имеют хронические заболевания, неустойчивую эмоционально-волевую сферу. К этим проблемам добавляется психологический дискомфорт,  возникающий на почве трудностей в обучении, который ребенок испытывает практически на каждом уроке. Все это приводит к  повышенной утомляемости, быстрой истощаемости и лабильности эмоциональной сферы. Поскольку сохранение и укрепление здоровья детей в процессе коррекционного обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом, активное внедрение здоровьесберегающих технологий становится необходимым и является залогом успешности коррекции речи.

       Применение здоровьесберегающих технологий важно еще и потому, что они вносят  разнообразие в ход логопедических занятий. Игровые приемы и методы, сохраняющие здоровье, преобразуют стандартный коррекционный урок в легкое интересное событие. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку у них меняется отношение к образовательному процессу в целом.  Уходят  негативные эмоции, связанные с трудностями при выполнении многочисленных коррекционных заданий, снижается значимость оценки деятельности обучающегося (со стороны других детей), появляются  позитивные впечатления, укрепляется здоровье.  Благодаря этому улучшается результативность коррекционной работы, приемы и методы логопедического воздействия становятся разнообразными, происходит оздоровление обучающихся.  

      Внедрение здоровьесберегающих технологий в коррекционную работу помогает решить логопеду следующие задачи:

1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;

2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;

4. Создать комфортную  психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;

5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

     К здоровьесберегающим технологиям относятся следующее:

       Дыхательная гимнастика имеет огромное оздоровительное значение. Она способствует насыщению организма кислородом, улучшает обменные процессы, повышает иммунитет, нормализует психоэмоциональное состояние ребенка.

      Дыхательные упражнения имеют большое значение для формирования правильной речи. Они вырабатывают навык продолжительного, равномерного выдоха, формируют сильную воздушную струю, совершенствуют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

       Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к  коррекционному процессу.

Гимнастика для глаз – это  упражнения для профилактики нарушений зрения. Они позволяют  снять напряжение и расслабить и укрепить мышцы глаз, улучшают аккомодацию,  развивают концентрацию внимания,  обеспечивают межполушарное взаимодействие, формируют навыки волевой регуляции и умение управлять движениями.

Одним из наиболее используемых на коррекционных занятиях является тренажер для глаз Базарного В.Ф.

Развитие тонкой моторики напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Эти упражнения, подготавливают руку к письму, помогают снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивают ручную умелость. 

     На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка,  избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

     При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии,  стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная.  В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г.А. Волкова)

      Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию,  нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. 

Кинезеологические упражнения служат развитию межполушарного взаимодействия.

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев)

     Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.).  

    Оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий  повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие образовательные технологии

Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением  деятельности любой школы во все времена. Однако результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесс...

Конспект урока по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»

Развернутый конспект и презентация к логопедическому занятию для первоклассников "Путешествие на радугу" дает возможность учителю-логопеду провести интересный и увлекательный урок, сопровождаемый крас...

Урок по русскому языку в 4 классе с применением здоровье-сберегающих технологий «Спряжение глаголов»

Здоровьесберегающий аспект:  работа по предупреждению и сохранению здоровья ...

Здоровье сберегающие образовательные технологии

—Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обу...

Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...

Педагогический совет "Здоровье сберегающие образовательные технологии"

С ним ничего не страшно,никакие испытания,его потерять – значит потерять все;без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки;    он...

Эффективность сочетания приемов сказкотерапии с инновационными и традиционными образовательными технологиями на логопедических занятиях.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе я стараюсь находить новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания...