Методическая разработка группового логопедического занятия для 3 класса. «Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т']»
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме

Яковлева Марина Сергеевна

«Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т']»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gruppovogo_zanyatiya_d-t.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия

для 3 класса.

«Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т']»

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'].

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Транспорт».

Тип занятия: повторение и закрепление материала на тему «Транспорт».

Группа: обучающие 3 класса

Цель занятия: дифференциация звуков [д] – [т], [д'] – [т'] в слогах, словах и предложениях с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить артикуляционный уклад при произношении звуков [д] -[т], [д']-[т'];
  • дифференцировать звуки [д] – [т],
  • предложениях и обозначение их на письме соответствующими буквами;
  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в заданном темпе;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать культуру произношения;
  • способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям.

Дидактический материал: изображение транспорта.

  1. Организационный момент.

(Приветствие)

Сядет тот чье имя начинается на звук  «С»

Сядет тот чье имя начинается на звук  «О»

Сядет тот чье имя начинается на звук  «Т»

Сядет тот чье имя начинается на звук  «А»

  1. Введение в тему.

Л: Ребята, повторите за мной:

  Да-да-да - в ручейке бежит вода,

Ду-ду-ду - за водой сейчас пойду,

Ды ды-ды - принесу домой воды.

Та-та-та - хвост пушистый у кота,

Ту-ту-ту - привязали бант коту,

От-от-от - под столом играет кот.

Л: О каких двух звуках будем сегодня говорить? Правильно [Д] и [Т]. И сегодня мы с вами научимся их различать.

(Дети записывают строчные и заглавные буквы Д и Т в тетрадях).

Звуки произносим слышим

Буквы мы в тетради пишем,

Будем мы писать, читать,

Звук от буквы отличать.

  1. Сопоставление по артикуляции.

Л: Давайте расскажем про этот звук

Положим руку к горлышку и послушаем,  дрожит ли оно при произношении звука Д-Д-Д? (дрожит) С голосом или без голоса произносится этот звук? (с голосом)

- А теперь произносим звук Т-Т-Т и послушаем, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без участия голоса.

  • [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;
  • [д'] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;
  • [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик с перечеркнутым колокольчиком;
  • [т'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик с перечеркнутым колокольчиком.

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы показывать мне таблички, с колокольчиками определяя какой согласный звук  [Д] или [Т] вы слышите.

Дом, дар, том, так, Дон, ток, дух, дуб, дым, пот, кит, кот, дочь, трон, друг, таз, тыква, дыня, туман, тайна, тумба, удар, вода.

Молодцы! Отлично справились.

  1. Развитие фонематического восприятия.

Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом (транспорт). Какие виды транспорта вы здесь видите? (наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский).

Какой вид транспорта вы не назвали? (если дети не называют какой-либо транспорт, логопед объясняет)

  1. Звуковой и слоговой анализ

Давайте отхлопаем, сколько слогов в словах: лодка,  самолёт, трамвай, велосипед. Определим, в каком слоге находятся наши звуки. Дайте характеристику этим звукам. Молодцы.

  1. Физкультминутка

Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны.)

Появился самолет (полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два» (повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите (повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (прыжки на месте)

Опустили руки вниз, (опустили руки)

И на место все садись! (сели на места)

  1. Дифференциация [Д] и [Т] в словах.

Л: А теперь откройте тетради и запишите слова в два столбика [Д] и [Т]

Слова: дом, трава, поезд, трамвай, велосипед, вертолет, автобус, лодка, дым, кот, том.

  1. Игра «Буквы потерялись».

Найти одинаковые буквы и соединить их между собой.

  1. Подведение итогов

Итак, что мы сегодня делали на занятии? Какие звуки учились выделять из слов, какие буквы писали, что узнали нового? (мы учились выделять звуки [д]-[т] и [д']-[т']. Писали буквы «Дэ» «Тэ».  Вспомнили все виды транспорта. Записали слова со звуками [д]-[т]. Молодцы ребята, до свидания!

Поблагодарить всех детей за работу, особо отмечая отдельных учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Конспект подгруппового логопедического занятия по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением  об...

Методическая разработка группового занятия по макраме на тему «Ангелок»

Цель занятия:        учить обучающихся работать коллективно; продолжать обучать выплетению, плетение изделия «Ангелок». Задачи:...

Методическая разработка на логопедическую тему "Этот совсем нетрудный звук [с]"

Методическая разработка "Этот совсем нетрудный звук [с] предназначена для педагогов, родителей с целью автоматизации звука [с] в слогах, в словах. В процессе занятия решаются и другие задачи: дет...

Методическая разработка: Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж]-[ш]. Дикие животные".

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж]-[ш]. Дикие животные" разаботан для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Предполагается проведение подгруппового з...

методическая разработка "Групповые формы работы на уроках в начальной школе"

В статье описываются виды групповых форм работы с учащимися начальной школы на уроках...

Методическая разработка коррекционного логопедического занятия "Звуки и буквы С и З"

Конспект и презентация логопедического занятия "Звуки и буквы С и З" позволит решить поставленные задачи и закрепить знания детей о звуках и буквах, в ходе занятия учащиеся научатся дифферен...

Методическая разработка групповой работы по сказке А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане» УМК «Планета знаний» 4 класс

Данную работу мы проводили на уроке закрепления знаний по сказкам А.С Пушкина. Дети с критериями оценивания знакомы, так же правило работы в группе знакомы каждому участнику команд....