Индивидуальное занятие
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Яковлева Марина Сергеевна

Конспект индивидуального занятия на дифференциацию звуков С-Ш

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

для 1 класса.

«Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Цель: уточнить умение дифференцировать звуки С-Ш
Задачи
Коррекционно-образовательные: 
- закрепление навыков дифференциации звуков и букв С-Ш
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевой выдох, силу голоса
- развивать фонематические процессы
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Приветствие.
В классе несколько надутых воздушных шаров и Мишка.

 2. Определение темы и цели занятия.

Л: Посмотри, кто к нам сегодня пришел. А что он держит? Как ты думаешь, какой общий звук в этих словах? Правильно, звук  Ш.  Давай поможем Мишке различать звуки С и Ш. 
Как ты думаешь, для чего мы должны научить его различать эти звуки?
У: Чтобы правильно произносить звуки С и Ш , чтобы не путать их в словах.

 3. Артикуляционная гимнастика 
Л: Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику

«Слоник»
Подражаю я слону. 
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, 
И на место возвращаю

«Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

«Лягушка»
Чтоб понравится лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам. 
Потяну и перестану,
И нисколько не устану. 

«Чашечка» 
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.

4. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам
Л: Произнеси звук С. Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции, когда мы произносим звук С. 
Чем отличаются звуки и буквы?
Верно, звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем.
Выложи палочками букву С
Произнеси звук Ш
Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции, когда произносим звук Ш.
Выложи с помощью палочек букву Ш.
Дай характеристику звукам С и Ш по опоре. 
В чем сходство и различие звуков С и Ш?

5. Развитие фонематического восприятия.
Л: Давай поиграем в игру «Поймай звук». Если услышишь звук Ш, то хлопни в ладоши один раз, если звук С – два раза.
Ш Л Д С Т В С К Р Ш Ф С

Молодец.

Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши один раз, когда услышишь слог со звуком Ш, и два раза – когда услышишь С.

ША-ТО-СИ-КА-СА-ЖУ-ШУ-ВЫ-СЫ

6. Дифференциация звуков С и Ш в словах. 

Л: Помоги Мишке рассадить животных по вагонам.

Лиса, лось, собака, лошадь, свинья, кошка,
В один вагон надо рассадить всех животных в названии которых есть звук Ш, в другой вагон всех животных в названии которых есть звук С.
- Молодец, правильно рассадил всех. 

7. Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Л: Пока наш паровоз едет, посмотри на картинки. Покажи где мишка? А где миска? Назови первую; вторую картинки. Скажи, похожи ли слова? Что обозначает первое, что второе слово? Обозначь в тетради звуки цветными кружками к этим словам. Можно ли путать звуки и буквы? Что произойдет, если мы будем путать звуки и буквы?


8. Динамическая пауза. Игра с мячом. 
Л: Поиграем с мячом.

Замени в словах звук С на Ш (перекидывают мяч друг другу). Будь внимателен.
Усы-…, крыса-…, нос-…, сок-…,каска-…,маска-…, сутки-…,брось-…, солить-…, вас-….
(Уши, крыша, нож, шок, кашка, Машка, шутки, брошь, шалить, ваш).

9. Развитие навыков слогового анализа.
Л:
Отгадай название животного на карточке и посади картинку с названием этого животного в свой вагон. В первом вагоне едут животные в названии которых один слог, во втором-2 слога, в третьем вагоне едут животные в названиях, которых 3 слога.
У: на карточке вставляет пропущенные буквы в словах, выбирает соответствующую предметную картинку и рассаживает по вагонам.
В 1 вагон-слон, еж, мышь.
Во 2 вагон - лиса, мишка, сова.
В 3 – барашек, петушок, лошадка.
Молодец. Ты справился с заданием.

10. Подбор признаков и действий на звуки С-Ш к предмету.
Л: Расскажи о каком-нибудь животном из тех, которых ты рассадил по вагонам как я. 
Лось (какой?) большой, статный, шикарный, добродушный, сильный.
(что делает?) стоит, ест, дышит, наступает, спит.
Мышь какая?
У: шустрая, смелая, слабая, серая, смешная, маленькая…
Л: Что делает?
У: шуршит, скребет, смешит, крошит, прячется…

11.  Динамическая пауза.

Игра развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С «Насос».

Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!

А теперь мы прокололи колесо – на выдохе произносим звук  "Ш-Ш-Ш"

 

12. Дифференциация звуков в предложениях.

Л: Повторяй за мной.

У Саши босоножки, а у Паши — сандалии.

Наша кошка съела всю кашку из миски.

Старушка несла мешок сушек.

Наташа связала пушистую шаль.

Антошка нашел игрушечный самолетик.

На полке стоит душистый шампунь.

Свежая вишня в миске на шкафу.

Маше в сапожки попали камушки.

Положи шляпу в мешок, а шарф в сумку.

13. Итог занятия
- Как ты думаешь, Мишка научились различать звуки С и Ш?
- Как ты ему в этом помог?
- Для чего нужно различать эти звуки?
- А что тебе понравилось больше всего?

-А что было труднее всего?
- Ты молодец. Мишка говорит тебе спасибо за помощь!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей».

Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей»....

Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР. Тема: Спорт.звуки т-д.

Восприятие незнакомых фраз и вопросов по теме на слух, слухо-зрительно. Опознавание на слух и слухо-зрительно нового речевого материала по теме:"Спорт". Работа над звуками т-д....

Индивидуальное занятие по РСиФП

Индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношенияс использованием аппарата для реабилитации и обучения лиц с нарушениями слуха и коррекции речевых расстройств по верботонально...

Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО

Тема:    Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке.           Тема:  Звук [т].Цель: авто...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, проведённого с учеником 2в класса (вариант 2.2) по теме: «Автоматизация Р»; рассказ «Скоро зима» (1 занятие).

Тема: «Автоматизация Р»;  1 занятие по рассказу «Скоро зима».Цель:   автоматизация звука Р в слогах, словах, словосочетаниях и во фразах; восприятие рассказа &la...