Индивидуальное занятие по РСиФП
план-конспект по логопедии по теме

Стародубцева Наталия Васильевна

 

Индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношенияс использованием аппарата для реабилитации и обучения лиц с нарушениями слуха и коррекции речевых расстройств по верботональному методу «Верботон ВТ15». Материалы были представлены на конкурс "Урок года" (2 место).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения.

  1. Тема: Дифференциация звуков В – Ф. Диалог «У окна».
  2. Методическая цель: показ освоения верботонального метода реабилитации детей с нарушениями слуха и речи с использованием аппарата «Верботон ВТ 15» в рамках школьного МО учителей индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения.
  3. Обучающийся: ученица 1 класса (2 отделение, 3 вариант) Наташа Т. Диагноз – Сенсоневральная тугоухость IV степени
  4. Общая дидактическая цель:

Создать условия для усвоения дифференцированного произношения звуков в речи, развития слухового восприятия.

  1. ТДЦ:
  1. Образовательная:

- учить различать на слух и правильно произносить звуки В – Ф;

- формировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;

- формировать умение вести диалог.

  1. Коррекционно-развивающая

- развивать слуховое восприятие;

- активизировать словарный запас;

- уточнять лексическое значение слов;

- развивать интонационную сторону речи;

- развивать словесно-логическое мышление.

  1. Воспитательная:

- способствовать формированию мотивации к речевой коммуникации;

- способствовать формированию мотивации к учению.

  1. Уровневая цель:

- правильное воспроизведение речевого материала;

- правильное воспроизведение речевого материала + соблюдение интонации;

- правильное воспроизведение речевого материала с интонационной окраской + осуществление переноса в новую ситуацию.

  1. Форма проведения занятия: индивидуальная.
  2. Методы: практические методы логопедического воздействия; верботональный метод.
  3. Средства: карточки, содержащие иллюстрации предметов и речевой материал для усвоения дифференцированного произношения звуков В – Ф; серия сюжетных картинок «У окна»; аппарат «Верботон ВТ 15».


Предварительный просмотр:

Этапы

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

Примечание

I Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

Подготовить учащегося к работе на уроке. Создать эмоционально благоприятную обстановку для общения на уроке.

Приветствие учителя. Сообщение темы и цели урока.

Приветствие. Внутреннее осознание цели своей деятельности. Осмысление личной цели урока.

Полная готовность ученика к работе. Организация внимания. Эмоциональный настрой на урок. Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности.

II Работа за экраном с «десятком слов».

Диагностика.

Читает слова за экраном.

Воспринимает на слух, воспроизводит.

Количество слов.

Ученик работает с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 6 м.

III Работа над произношением.

1. Фонетическая ритмика.

Коррекция произношения звуков ф, в.

Учитель произносит изолированные звуки и слоги с движениями, демонстрирует карточки с изображением данных движений.

Произносит речевой материал и выполняет движения по подражанию.

Правильное произношение звуков.

2. Артикуляционная гимнастика.

Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звуков

ф, в.

Показывает специальные упражнения.

Выполняет упражнения.

Готовность артикуляционного аппарата к произношению звуков.

Специальные упражнения для усвоения звуков

В – Ф выполняются перед зеркалом.

3. Изолированное произношение звуков В – Ф.

Научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам – акустическим и артикуляционным.

Учитель показывает картинки (ёж, ветер), задаёт вопросы: - Как воет ветер? Как фыркает ёж?

Учитель произносит звуки.

Учитель показывает картинки.

Произносит данные звуки, подключая тактильно-вибрационный контроль (В__-голос «поёт», Ф__- голос «спит».

Ученик показывает картинки.

Ученик произносит соответствующие звуки.

Различение на слух и правильное произношение изолированных звуков.

4. Произношение звуков В – Ф  в открытом слоге и между гласными.

Научить различать звуки при  их сопоставлении.

Даёт инструкцию.

Корректирует произношение, при необходимости подключает тактильно-вибрационный контроль.

Читает слоги.

Различение звуков на слух и правильное произношение в слоге.

5. Произношение звуков В – Ф  в словах.

Научить выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их при произношении.

Даёт инструкцию.

Корректирует произношение.

Называет предметы, изображённые на карточках. Выделяет дифференцируемые звуки. Выкладывает соответствующие буквы на карточки.

Объясняет свои действия.

Различение звуков на слух, умение выделять дифференцируемые звуки из слова, правильное произношение.

Слово футболист предлагается на карточке для дактильного проговаривания.

6. Произношение звуков В – Ф  во фразовой речи.

Формировать умения и навыки безошибочного употребления данных звуков речи в ситуациях общения.

Даёт инструкцию. Корректирует произношение.

Задаёт вопросы.

Составляет предложения по его началу и картинке. Проговаривает чистоговорки. Отвечает на вопросы.

Дифференцированное произношение звуков в речевом материале, ситуациях общения.

II. Работа над развитием слухового восприятия.

1. Пёстрый материал.

Развивать слуховое восприятие. Активизировать кору головного мозга. Развивать слуховую память.

Даёт инструкцию.

Задаёт вопросы на правое ухо, на левое ухо. Регулирует расстояние.

Снимает аппараты, закладывает уши ватой поочерёдно.

Отвечает на вопросы.

Расстояние и объём воспринимаемого материала. Расширение слухового поля. Формирование «слуховых картинок».

Расстояние:

Правое ухо – 5 см,

Левое ухо –  7-10 см.

Работа ведётся без индивидуальных слуховых аппаратов.

2. Работа с диалогом «У окна» с использованием аппарата «Верботон ВТ 15».

А) Восстановление серии сюжетных картинок.

Б) Воспроизведение диалога по серии сюжетных картинок.

В) Восприятие частей диалога на слух, показ соответствующей картинки и воспроизведение.

Г) Отработка речевого материала с индивидуальными слуховыми аппаратами.

Д) Перенос в новую ситуацию.

Развивать слуховое восприятие. Развивать интонационную сторону речи. Формировать коммуникативную функцию речи.

Учитель настраивает работу аппарата.

Даёт инструкцию за экраном.

Даёт инструкцию за экраном.

Учитель говорит часть диалога в микрофон за экраном.

Обучает правильной интонации.

Даёт инструкцию за экраном.

Распределяет роли.

Корректирует произношение.

Даёт инструкцию.

Ведёт диалог от своего лица.

Надевает наушники, фиксирует под ногой вибрационную кнопку.

Раскладывает по порядку серию сюжетных картинок.

Воспроизводит диалог в микрофон.

Ученик узнаёт часть диалога на слух, показывает соответствующую картинку, воспроизводит в микрофон с нужной интонацией.

Надевает индивидуальные слуховые аппараты.

Воспроизводит речевой материал по ролям.

Прячет в руке предмет на выбор, который открывается в конце диалога.  

Ведёт диалог от своего лица. Строит предложения, общаясь с учителем на «вы».

Умение вести диалог. Соблюдение интонации при ведении диалога.

Осуществление переноса в новую ситуацию.

Учитель ведёт диалог за экраном.

V Работа за экраном с «десятком слов».

Диагностика.

Читает слова за экраном.

Воспринимает на слух, воспроизводит.

Количество слов.

Ученик работает с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 6 м.

VI Итог урока. Рефлексия.

Мобилизация учащегося на рефлексию своей деятельности. Оценка успешности. Мотивация на следующий урок.

Оценочная деятельность.

Оценивание эмоционального состояния на уроке и личностно значимой цели.

Осмысление своей деятельности. Самооценка эмоционального состояния.



Предварительный просмотр:

Самоанализ индивидуального занятия по развитию слуха и

формированию произношения.

Тема: Дифференциация звуков В – Ф. Диалог «У окна».

Общая дидактическая цель:

Создать условия для усвоения дифференцированного произношения звуков в речи, развития слухового восприятия.

ТДЦ:

  1. Образовательная:

- учить различать на слух и правильно произносить звуки В – Ф;

- формировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;

- формировать умение вести диалог.

  1. Коррекционно-развивающая

- развивать слуховое восприятие;

- активизировать словарный запас;

- уточнять лексическое значение слов;

- развивать интонационную сторону речи;

- развивать словесно-логическое мышление.

  1. Воспитательная:

- способствовать формированию мотивации к речевой коммуникации;

- способствовать формированию мотивации к учению.

В школе II вида согласно учебному плану выделяется 3 часа в неделю на одного обучающегося для обязательных индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения.

В 2007 г. школа принимала участие во Всероссийском конкурсе среди специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II видов, реабилитационных центров, внедряющих инновационные образовательные программы, в том числе верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха и речи. Школой приобретён аппарат для реабилитации и обучения лиц с нарушениями слуха и коррекции речевых расстройств по верботональному методу «Верботон ВТ15».

Методическая цель открытого занятия – показ  освоения верботонального метода реабилитации детей с нарушениями слуха и речи с использованием аппарата «Верботон ВТ 15» в рамках школьного МО учителей индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения.

Индивидуальное занятие проведено с учащейся 1 класса (2 отделение, 3 вариант) Наташей Т. Диагноз – Сенсоневральная тугоухость IV степени. Девочка поступила в школу с полным отсутствием речи и обучается 4-ый год (2 года – дошкольная группа, подготовительный класс, 1 класс); слухопротезирована двумя индивидуальными аппаратами «Отикон».

Состояние слуха:

С аппаратом

Без аппарата

шепотная речь

разговорная речь

шепотная речь

разговорная речь

правое ухо

левое ухо

правое ухо

левое ухо

правое ухо

левое ухо

правое ухо

левое ухо

0

0

5 м

5 м

0

0

5 см

10 см

Основные программные требования к умениям учащихся по развитию слухового восприятия и обучению произношению относительно данного урока следующие: учащиеся к концу 1 класса должны уметь воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящейся к учебной деятельности учащихся, типа Возьми мяч. У тебя есть кукла? Возьми семь палочек. Сколько в классе учеников?; воспринимать на слух указанный речевой материал а) без аппарата 5 – 7 см, б) с аппаратом 0,5 – 0,7 м.; дифференцированно произносить звуки, родственные по артикуляции, в ходе их усвоения.

Формирование интонационной стороны речи начинается с обучения учащихся выделять ритмическую структуру слова, фразы, а затем – с воспроизведения повествовательной и вопросительной интонации.

Расстояние при работе над слуховым восприятием на данном занятии без аппарата – соответствует программным требованиям, с аппаратом – значительно превышает программные требования для 1 класса.

Цели учебного занятия конкретны; коррекционно-развивающие цели поставлены с учётом структуры дефекта обучающегося.

Структура урока, распределение времени традиционные и являются оптимальными для решения поставленных задач.

Тема урока в части обучения произношению выбрана в соответствии с календарно-тематическим планирование, которое составляется на каждого обучающегося индивидуально. Соответственно этапам работы по дифференциации звуков в занятие включены 4 вида работы: изолированное произношение звуков В – Ф, произношение звуков В – Ф  в открытом слоге и между гласными, произношение звуков В – Ф  в словах, произношение звуков В – Ф  во фразовой речи. Использование карточек-символов при изолированном произношении дифференцируемых звуков позволило в игровой форме (звукоподражание) сопоставить звуки по акустическим и артикуляционным признакам. На протяжении обучения произношению при необходимости подключался тактильно-вибрационный контроль. Осуществлялась работа по формированию самоконтроля при произношении. При обучении различению звуков на слух и умению выделять дифференцируемые звуки из слова осуществлялась связь с уроками обучения грамоте.  

Успешной работе по реализации ТДЦ способствовал выбор практических методов логопедического воздействия:

  1. Подражательно-исполнительские упражнения – выполнялись в соответствии с образцом, например, артикуляционные упражнения, изолированное произношение звуков с тактильно-вибрационным контролем, «Повтори чистоговорку».
  2. Упражнения творческого характера – усвоенные способы использовались в новой ситуации, на новом речевом материале, например, «Составь предложения по его началу и картинке».

Методы обеспечили эффективное сотрудничество педагога и обучающегося, мотивацию деятельности обучающегося.

Формированию умения дифференцированного произношения звуков В – Ф способствовали:

-  чёткие инструкции, правильный показ способов выполнения;

-  осознание учащимся цели;

- постепенное усложнение речевого материала;

- осознанное выполнение учащимся практических и речевых действий.

Для артикуляционной гимнастики были подобраны специальные упражнения для усвоения звуков В – Ф, что обеспечило готовность артикуляционного аппарата к произношению звуков.

 В этап обучения произношению традиционно включён метод фонетической ритмики. Использовались специальные движения, характер которых определён особенностями артикуляции звуков В – Ф. Предложены карточки с изображением движений. При использовании движений обучающийся безошибочно произнёс речевой материал фонетической ритмики.

Речевой материал аудиовизуального курса подобран с частотным употреблением звуков В – Ф.

        Созданные условия для дифференцированного произношения звуков В – Ф способствовали формированию умения и навыка безошибочного употребления данных звуков речи во всех ситуациях общения.

Целью работы по развитию слухового восприятия является формирование у слабослышащего школьника навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия на данном уроке велась при использовании индивидуальных слуховых аппаратов и аппарата «Верботон ВТ 15» (работа с диалогом «У окна»), а также на слух без аппаратуры («пёстрый материал»). Проводилась  работа по увеличению расстояния воспринимаемого речевого материала. Расстояние и объём воспринимаемого «пёстрого материала» соответствовал программным требованиям. Соблюдены требования к речи педагога (произнесение речевого материала голосом раз говорной громкости, в нормальном темпе, с правильным вы делением ударного слова, с соблюдением норм орфоэпии; интонированность и  эмоциональная окраска речи). При работе  над диалогом с использованием аппарата «Верботон ВТ 15» обучающиеся получают возможность более точно и в большем объёме воспринять на слух речевой материал и воспроизвести его с соблюдением интонации. Т.о., речевой материал на данном занятии был успешно закреплён при его отработке с индивидуальными слуховыми аппаратами. Построение работы над диалогом способствовало  развитию словесно-логического мышления.

 Речевой материал данного занятия можно считать усвоенным. Прогнозируемый результат этапа достигнут. Обучающимся правильно воспроизведён диалог, соблюдена интонация при ведении диалога. Осуществлён перенос в новую ситуацию.

Для специального этапа «десятки слов», который проводится с целью диагностики,  отобран материал из текстов аудиовизуального курса.  Результаты, зафиксированные в таблицах, показывают положительную динамику (5 – 10).  Обучающийся воспринял на слух (без зрительной основы) и безошибочно воспроизвёл в полном объёме речевой материал на расстоянии 6 м после обучения (V этап – повторная диагностика).

Индивидуальное занятие было эмоционально окрашено, создан благоприятный психологический климат. Обучающегося отличала активность, высокая мотивация к обучению.

Обучение по верботональному методу с использованием аппарата   «Верботон ВТ 15» является эффективным для развития слухового восприятия и правильного воспроизведения устной речи, развития интонационной стороны речи слабослышащих учащихся со значительной потерей слуха (IV степень). Способствует формированию мотивации к речевой коммуникации; формированию мотивации к учению и в результате формированию коммуникативной функции речи.

Методическая цель показа занятия достигнута. В рамках школьного МО учителей индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения предложено дальнейшее распространение и обобщение опыта педагогов по освоению верботонального метода реабилитации детей с нарушениями слуха и речи с использованием аппарата «Верботон ВТ 15».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей».

Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей»....

Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР. Тема: Спорт.звуки т-д.

Восприятие незнакомых фраз и вопросов по теме на слух, слухо-зрительно. Опознавание на слух и слухо-зрительно нового речевого материала по теме:"Спорт". Работа над звуками т-д....

Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО

Тема:    Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке.           Тема:  Звук [т].Цель: авто...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, проведённого с учеником 2в класса (вариант 2.2) по теме: «Автоматизация Р»; рассказ «Скоро зима» (1 занятие).

Тема: «Автоматизация Р»;  1 занятие по рассказу «Скоро зима».Цель:   автоматизация звука Р в слогах, словах, словосочетаниях и во фразах; восприятие рассказа &la...

Конспект индивидуального занятия Тема занятия: «Представление о времени».

Цель занятия: сформировать представление о времени (час, минута, секунда), познакомить с разными видами часов, сформировать чувство времени, развивать навык определения времени и закрепить умение...