«Разделительные ъ и ь знаки. Дифференциация на письме»
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Кормилицына Елена Сергеевна

«Разделительные ъ и ь знаки. Дифференциация на письме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx59 КБ
Office presentation icon konspekt.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в 3 классе.

Тема: «Разделительные ъ и ь знаки. Дифференциация на письме»

Цель:

Показать разделительную функцию ъ и ь знаков. Закрепить знания о правописании ъ и ь».

Задачи:

образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;

развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;

воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность;

социальные: формировать умение работать в группах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.

УУД:

Личностные – проявлять положительное отношение к изучению русского языка, интерес к исследовательской работе.

Регулятивные – демонстрировать умение решать предложенные задания, выполнять их в соответствии с указанием учебника и учителя.

Познавательные – осознавать разделительную функцию ъ и ь, проводить сравнение и анализ объекта.

Коммуникативные – воспринимать мнения одноклассников, принимать участие в работе парами, группами.

  1. Организационный момент.

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро всем, кто хочет знать, какую работу выполняют Ь и Ъ знаки!

-  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

II. Введение в тему

Л.: Ребята, хотелось бы начать наш урок с загадки.

Этот знак - хитрый знак

Не назвать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Л.: Что же это знак. На что он указывает?

Д.: Это Ь знак. Указывает на мягкость согласного звука.

Л.: А какие ещё буквы могут показывать мягкость согласных на письме?

Д.: Гласные буквы – И, Я, Ю, Ё, Е.

Л.: А вот вам ещё одна загадка.

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?                                                                                                  

Кто виновник?

(Твёрдый знак)

Л.: Что обозначают эти буквы?

Д.: Они не обозначают звуки, а показывают на мягкость и твёрдость согласных.

III. Объявление темы и целей урока

Л.: Ребята, сегодня тема нашего урока «Правописание разделительного твердого и мягкого знака»

IV. Усвоение знаний и способов действий.

Слайд с правилом.

- Когда необходимо писать разделительный Ъ? (после приставок, перед гласными е, ё, ю, я)

- Когда надо писать разделительный ь? (в середине слова, перед гласными е, ё, ю, я, и).

“Сборка” схемы-правила.

- Предлагаю “собрать” схему-правило написания разделительного Ъ знака.

Для этого воспользуйтесь деталями из конверта.

- А что о себе может рассказать разделительный Ь?

- А теперь “соберём” схему-правило для разделительного Ь знака.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611931/img1.jpg

V. Физкультминутка.

Л.: Ребята, давайте отдохнём.

"Вращение шеи"

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком.

 «Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

“Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Л.: Ну как? Отдохнули? Тогда давайте погреем руки и вперёд!

Берите свои ручки и покатайте и в ладонях. Разогрелись?

VI. Применение знаний и способов действий.

1. Найдите ошибки в словах. Обозначьте приставки, подчеркните гласные, перед которыми пишется разделительный Ъ знак.

Разяснение____________________________

Подём________________________________

Сёмка________________________________

Обявление____________________________

Разярённый___________________________

2. Филворд.

Слайд.

К

О

Р

Е

Н

Ь

Я

П

Л

Л

Ь

Ё

П

И

Т

Ь

Т

А

О

М

Т

Т

Ю

В

Ё

М

Т

Ч

Л

Ц

И

Г

Б

И

В

Ь

Ь

К

С

Ч

А

С

Т

Ь

Е

Я

О

К

Ь

Р

А

Р

Ю

П

У

Л

Ь

И

Д

О

И

Г

Р

В

Ь

Ё

Т

Х

О

И

А

У

Ц

Я

Д

Е

Р

Е

В

Ь

Я

К

О

Р

Е

Н

Ь

Я

П

Л

Л

Ь

Ё

П

И

Т

Ь

Т

А

О

М

Т

Т

Ю

В

Ё

М

Т

Ч

Л

Ц

И

Г

Б

И

В

Ь

Ь

К

С

Ч

А

С

Т

Ь

Е

Я

О

К

Ь

Р

А

Р

Ю

П

У

Л

Ь

И

Д

О

И

Г

Р

В

Ь

Ё

Т

Х

О

И

А

У

Ц

Я

Д

Е

Р

Е

В

Ь

Я

Не переключай слайды до 7 задания.

3.  Л.: Назовите одним словом:

Л.: Один учащийся пишет у доски, остальные в своих тетрадях.

Отец, мать, дети - это ….(семья)

Вход в здание – это…. (подъезд)

Снежная буря, метель... (вьюга)

Домики для пчел – это…. (ульи)

Пригодный для еды (съедобный)        

Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре - это…(варенье)

Растолковать, сделать понятным (объяснить).

4. Л.: Мне понадобятся 2 человека.

Разделите свой лист на 2 столбика. Я буду называть слова, а вы распределять в 2 столбика. В первый столбик запишем слова с разделительным ь знаком, а во второй с разделительным ъ. Объясните значение выделенного слова.

Ш___ёт, с____ел, в____ёт,  из_____ян, л_____ют,  ненаст____е, б____ют,  под____ём, весел____е, об____ятия, счаст____е, в____ехать, раз____яснение, с____езд, вороб__и,

Самооценка. Л.: У кого одна ошибка? А у кого 2?

5. Работа в паре.

Работа на карточках.

 Вставьте разделительный мягкий знак или разделительный ъ.

Лис___я нора, с___ехать с горы, хлопать двер___ю, деревянная скам___я, с___есть грушу, под___езд дома, об___яснить задачу, крутой под____ём, с___едобный гриб, птич___и пер__я, вз___ерошенный воробей.

Л.: Теперь поменяйтесь карточками с соседом и проверьте друг у друга правильность написания.

Оцените её при помощи знаков.

 «!» -Молодец, ты всё написал правильно.

«+» Хорошо, но ещё не много ошибаешься.

 «-» Тебе нужна помощь.

Проверка учителя:  Поднимите руки  кому поставили  +,   -,   !

6.  Работа в группах:

Л.:  - У вас на столе лист бумаги со словами с пропущенными разделительными Ъ или Ь знаками.

Задание: вставьте пропущенные буквы

1 группа

Сем..я, в..ехал, бул..он,  Ил..я, раз..яренный, руж..е, из..ян.

2 группа

Пол_ёшь, под_ём,  в_ехал, плат_е, с_ел, друз_я, об…яснить.

3 группа

Лист…я, в..езжать, с..ежилась, об..явление, стул…я, об…езд, жил…ё, птич…и, дерев….я, пер…я.

Один человек из группы выходит к доске и называет слова со вставленными буквами, остальные показывают знак согласия или несогласия. Если согласны - палец вверх, если нет – вниз.

7 . Игра в снежки

Л.: Ребята, скоро наступит зима. Какие зимние забавы вы знаете.

Д.: Катание на коньках, катание с горок, лыжи, снеговики.

Л.: Сейчас мы с вами поиграем в снежки! У вас на бумаге написаны предложения. Вставьте пропущенную букву. Теперь сделайте из бумаги комок. А я буду   по очереди называть имена, и те кого я назову кидают свой комок в любого кого захотят. В кого попадёт снежок, тот и отвечает, правильно ли вставили пропущенную букву. После запишите предложение в тетрадь.

На лыжах.
Ночью шёл снег, мела вьюга. В субботу на двери школы появилось объявление. На воскресенье был объявлен пробег на лыжах. Утром у подъезда школы собрались ученики. Учитель физкультуры объяснил правила пробега. Все классы отъехали гурьбой. Скоро въехали в лес и разъехались в разные стороны. На деревьях лежал пушистый снег. Ребята объехали лесную опушку и подъехали к горе. Подъём в гору был крутой. Дети поехали в объезд. После пробега все вернулись домой бодрые и довольные.

Л.: Как можно озаглавить текст?

Д.: На лыжах!

Рефлексия урока. 

– Представьте, что я корреспондент познавательного журнала. Прошу вас ответить на мои вопросы:

– О какой орфограмме мы сегодня говорили?  (алгоритм написания разделительного знака)

– Где же пишется разделительный Ь? (после приставок, перед гласными е, ё, ю, я)

- А где пишется разделительный Ъ? (в середине слова, перед гласными е, ё, ю, я, и).

– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что помогало вам в работе?

Опрос на карточках.

Л. Ребята, ответьте на несколько вопросов.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разделительные ъ и ь знаки Подготовила Кормилицына Е.С

Слайд 2

Этот знак - хитрый знак Не назвать его никак Он не произносится, в слово часто просится .

Слайд 4

Было сели, стало съели. Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник?

Слайд 8

Найди ошибку! Разяснение____________________________ Подём________________________________ Сёмка________________________________ Обявление____________________________ Разярённый___________________________

Слайд 9

К О Р Е Н Ь Я П Л Л Ь Ё П И Т Ь Т А О М Т Т Ю В Ё М Т Ч Л Ц И Г Б И В Ь Ь К С Ч А С Т Ь Е Я О К Ь Р А Р Ю П У Л Ь И Д О И Г Р В Ь Ё Т Х О И А У Ц Я Д Е Р Е В Ь Я

Слайд 11

Ноч_ю шёл снег, мела в_юга. В субботу на двери школы появилось об_явление. На воскресен_е был об_явлен пробег на лыжах. Утром у под_езда школы собрались ученики. Учитель физкультуры об_яснил правила пробега. Все классы от_ехали гурьбой. Скоро в_ехали в лес и раз_ехались в разные стороны. На дерев_ях лежал пушистый снег. Ребята об_ехали лесную опушку и под_ехали к горе. Под_ём в гору был крутой. Дети поехали в об_езд. После пробега все вернулись домой бодрые и довольные.

Слайд 12

Для добавления заголовка щелкните мышью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в уроку русского языка в 3 классе "Разделительные Ь и Ъ знаки". Закрепление.

В презентации представлен учебный материал урока-закрепления знаний по теме "Разделительные Ь и Ъ знаки". Рекомендации по использованию презентации даны в заметках к слайдам....

урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."

Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...

"Разделительный мягкий знак. Использование на письме"

Отработка правил употребления мягкого знака в словах...

Состав слова и разделительные ъ и ь знаки. Перенос слов с разделит, ъ и ь знаком.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) –личностные: - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.метапредметные:коммуникативные: - развивать умени...

Дифференциация разделительного и смягчающего мягких знаков.

Формировать умения сравнивать правила, уточнить значения о разделительном и смягчающем мягком знаке....

«Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Разделительный ь», 2 класс

Конспект и презентация урока по русскому языку «Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Разделительный ь.»...