урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Голондарева Ирина Владимировна

Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся; воспитание бережного отношения к природе;формировать интерес к изучению родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_rus._yaz.___znaki.zip14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками».

Цель: продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся; воспитание бережного отношения к природе; формировать интерес к изучению родного языка.

                                                       Ход урока.

1. Организационный момент.  Нацеливание на продуктивную работу. Запись домашнего задания – стр. 119, упр. 6, 7.

«Заливистый школьный звонок позвал нас на урок».

-Русский народ создал огромную устную литературу: хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, мудрые пословицы и поговорки. Начать наш урок мне хотелось бы такой поговоркой: «Корень учения горек, да плод его сладок».

-Как вы понимаете эту поговорку? Сегодня мы проверим на практике так ли это.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.

а) минутка каллиграфии – ь, ъ.

 «В нашем русском языке            

Ходят «хитрые подружки».

Как узнать, писать какую –

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Но у нас не детский сад?

Мы решим проблему эту?

 И расскажем всему свету?

Предстоит сегодня нам

Все расставить по местам».

«Молчаливые знаки

Не произносятся никак!

Но нужны они словам.

Их учить придется вам:

Хотите – не хотите,

Стоят они в алфавите».

- Что это за буквы?

-Давайте пофантазируем как героиня из рассказа В. Бианки «Неслышимка». Что представляете, глядя на эти буквы? (Капли дождя по стеклу.)

--Говорят, уметь разборчиво писать первое правило вежливости. Я хочу, чтобы вы выросли воспитанными, вежливыми людьми. Давайте пропишем  красиво эти буквы.

б) сообщение темы урока

- Ребята, какую особенность имеют эти буквы? Что их еще объединяет? Вот сегодня на уроке мы и будем отрабатывать написание этих орфограмм. Когда надо писать разделительный ъ или ь знаки? (Выставляются карточки – орфограммы.)

в) минутка орфографии

- Но чтобы начать работать, давайте повторим ранее изученные орфограммы. Прочитайте предложения, какой клад может скрываться в словах? Обозначьте в словах знакомые орфограммы. Запишите по памяти.

«Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад».

(Учащиеся называют в словах знакомые орфограммы, а один ученик выставляет на наборное полотно карточки. Запись по памяти, взаимопроверка в парах.)

3. Словарная работа.

- Молодцы! Продолжим нашу работу и попробуем найти сокровища в каждом слове. Сейчас вам предстоит поработать лингвистами. (Учитель называет слово, учащиеся объясняют его лексическое значение.)

Календарь, пальто, дельфин, медведь, кровать, тетрадь, муравьи.

- К какой части речи относятся слова? Докажите.

- На какие две группы можно их разделить?

-Какое слово здесь лишнее? Почему? (Муравьи – разделительный ь знак.)

- Муравьишко-Вопросик спрашивает, что  вы знаете о муравьях? К какому виду животных он относится, мы сейчас узнаем.

(Знакомство с новым словом – насекомое. Работу проводит ученик.)

4.Коментированное письмо.

-Составьте предложение со словом муравьи, подобрав к нему сложное слово. (Н/р Трудолюбивые муравьи построили домик.)

-Разберите слово трудолюбивые по составу, найдите грамматическую основу предложения.

- Как называется дом, где живут муравьи? (Муравейник.)

- В среднем муравьи за 1 минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Рыжие муравьи 1 муравейника истребляют за один день до 3500 – 4500 насекомых.

5.Игра «Муравейник».

(Звучит музыка леса – голоса птиц, зверей, шум ветра.)

- Прислушайтесь, вот мы с вами попали в лес.

- Предлагаю построить свой муравейник. Девочки подбирают и записывают слова с разделительным ъ знаком, мальчики с разделительным ь знаком. (Звучит музыка, ребята работают самостоятельно у доски.)

6. Физминутка «Твердый или мягкий знак?»

Крылья, рысью, подъезд, жилье, счастье, серьезный, съесть, подъем, семья, объявление, съемка, объехать, судья. (ъ – присесть, ь – хлопок.)

7.  Работа по учебнику. (стр. 113, упр. 165)

- Предлагаю поиграть в «изыскателей». Кто такие изыскатели? Кто автор произведения «Сорок изыскателей»?  (Учащиеся самостоятельно работают, проверка аплодисментами.)

8.Буквенный диктант.

(Учитель диктует рифмовку, ученики в тетрадях пишут только твердый или мягкий знак, после записи открывается ответ – самопроверка.)

Объявил, полозья, съезд.

Объяснил, объедки, съест.

Обезьяна, льет, подъезд.

Вьюга, вьюн, семья, разъезд.

9. Рефлексия.

- Оцените свою работу. Что было интересным на уроке? За хорошую работу на уроке вы награждаетесь  шоколадными медальонами. Не зря народная мудрость гласит: «Корень учения горек, да плод его сладок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком" ( с использованием технологии проблемного обучения)

Применение технологий проблемного обучения на практике позволяет формировать у детей такие способности как: самостоятельное мышление, разрешение нестандартных проблем путем применения знаний, полученн...

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Тема: Правописание  слов с разделительным твёрдым знакомТип урока: ОНЗЦель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Конспект урока по русскому языку "Упражнения в правописании слов с разделительным Ъ и Ь знаком".

Урок по русскому языку для 3 класса по образовательной системе "Школа 2100". Разработан  с использованием информационных технологий,  технологии оценивания  соответсвует  требовани...

Презентация к уроку русского языка "Упражнения в правописании слов с разделительным Ъ и Ь знаком".

Красочная и яркая презентация поможет лучше усвоить материал учащимся....

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...


 

Комментарии

Голондарева Ирина Владимировна

Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся; воспитание бережного отношения к природе;формировать интерес к изучению родного языка.