Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:
    Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

    Тип урока:  урок повторения.
     Цели урока:

    • Предметные:
    • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
    • Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак;
    • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
    • Обогащать словарный запас учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель  Волкова  Н.Г.

    Урок русского языка по теме:  «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. »  во  2 классе.

    Тип урока:  урок повторения.
     Цели урока:

    • Предметные:
    • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
    • Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак;
    • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
    • Обогащать словарный запас учащихся.

    Метапредметные:

    личностные действия

    • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
    • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

     регулятивные действия

    • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
    • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    познавательные действия

    • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

    коммуникативные действия

    • готовность слушать собеседника и вести диалог;
    • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
    • участвовать в групповом обсуждении.

    Ход урока.

    I.  Организационный этап.
    Цель: мотивировать к учебной деятельности
    Прозвенел для нас звонок -
    Начинается урок.

    Психологический настрой.

      Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

    II. Актуализация знаний.

    1) Минута чистописания. С какой буквой угадайте!

    Что за буква, кто узнает:

    Звука не обозначает,

    Может только показать Как согласную читать. (буква ь)

    2  )Словарно-орфографическая работа.  Игра  «Доскажи словечко».

    Слова-отгадки запишите в тетрадь, орфограмму подчеркните.

    -Мы едем в дальние края, прощайте верные … (друзья)

    -Громко у резных ворот резвый конь копытом …(бьет)

    На скамейке у ворот Лена громко слезы …(льет)

    Сейчас я пуговку свою крепко-накрепко… (пришью)

    Ко дню рожденья Кати мама сшила… (платье)

    О ком говорится в стихотворении С.Есенина «Поет зима ,аукает»? (воробьи)

    Назовите слово противоположное по смыслу слову «девочка». (мальчик)

    Работа в паре.

    Поменяйтесь тетрадями с соседями  по плечу, проверьте работу по образцу (на доске)

    Оцените.  

    ! –если все правильно,   ? –не все верно, над этим вопросом еще нужно поработать.

    Что объединяет все эти слова? (ь)

    Какое слово может быть среди них лишним? (мальчик)  Почему?

    Какую роль играет во всех остальных словах мягкий знак?

    Перед какими гласными написан мягкий разделительный знак? (е,ё,ю,я)

    После каких букв стоит мягкий знак?

    iii. Самоопределение к деятельности.

    Может ли буква ь обозначать звук?

    Сравните употребление  ь  в таких парах слов:

    Обувь- вьюга,  семь- семья

    (роль, что разделяет, от чего)

    Сформулируйте тему урока. Над чем мы сегодня будем работать?

    Тема урока:  Разделительный ь  знак.  Две функции мягкого знака в словах.

    IV.Работа по теме урока.

    Работа по учебнику (программа Перспектива)  Упр.201 стр.132

    Работаем по цепочке на доске и в тетрадях.

    Оставшиеся несколько слов –самостоятельно.

     Транскрипция слов вьюнок, пеньки. Сравнить.

    Проверка.

    V. Физкульт минутка.

    (по сингапурской системе) (двигаемся под музыку,  остановка , дети образуют пару,задается вопрос, пара обсуждает ответ)

    Отвечает тот ,у кого (например) синий бантик и т.д.

    Набор вопросов:

    Что такое орфограмма?

    Две функции  ь –знака?

    Перед какими гласными пишется разделительный  ь знак?

    Сильный. Есть ли ь знак? Роль?

    Стулья. Есть ли ь знак? Роль?

    Дочка. Есть ли ь знак? Почему?

    Ручной? Есть ли ь знак? Роль?

    Конь. Есть ли ь знак? Роль?

    V I.Продолжение работы по теме урока.

    Работа в группе.

    Замените словосочетания на каждой строке одним словом с разделительным мягким знаком.

    (на карточках)

    Снежная буря-……(вьюга)

    Мама, папа,  дети-……(семья)

    Ягоды , сваренные в сахаре-…..(варенье)

    Дом , жилище-…..(жилье)

    Домики  для  пчел-…..(ульи)

    Когда улетают лебеди?     (осенью)

    Спикеры из каждой группы по 1  словосочетанию читают. Доказывают место разделительного ь знака.

    Резервное задание. (сам-но)  учебник,  стр.132,  упр.200

    Проверка.

    V I I. Продолжение работы по теме урока.

    Начнем заносить в таблицу наши мысли (выводы)

    (заготовлены полоски с фразами, которые вставляются по ходу  рассуждений  в заранее заготовленную таблицу)

    Ь – показатель мягкости

    Ь - разделительный

    Пишется после согласных перед согласными или в конце слова

    коньки

    день

    Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И, обозначающих 2 звука и первый звук у которых [ Й’].

    Льёт [ л ‘й’ о т  ]

    Меняет лексическое значение слов

    угол - уголь

    Меняет лексическое значение слов

    семя - семья

    Это орфограмма

    Это орфограмма

    V I II. Рефлексия урока.

    Я понял …

    Я умею…

    Я узнал…

    Я удивился…

    Я знаю…

    IX.Домашнее задание.

    Рабочая тетрадь: стр.6

    X. Тест. Проверка после урока , анализируются  ошибки, планируется  работа над ошибками в течение следующих уроков.

    Тестирование

    Выберите правильный ответ.

    1. Разделительный мягкий знак пишется:

    А) в середине слова между согласными;

    Б) в конце слова;

    В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

    2.  Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

    А) пальчики;

    Б) вьюга;

    В) глазунья.

    3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

    А) солов…и;

    Б) руч…ка;

    В) ден…ки.

    4. Укажи слово с правильным переносом:

    А) вь-юга;

    Б) крыль-я;

    В) маль-чик.

    5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

    А) друзья;

    Б) стуля;

    В) очки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.

    Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний  мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия  Каждый этап урока сод...

    Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

    ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

    Презентация к уроку русского языка по теме Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

    В презентации помещены правила и материал для отработки написания разделительных знаков, а так же материал для работы в группах и парах....

    Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

    Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"...

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами"

    Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО в форме игры-путешествия....