Конспект группового занятия по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов с использованием мультимедийной презентации на тему: «Звук и буква А». «Путешествие кота Альфика».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Данное занятие имеет цель: учить чёткому произношению звука [а], соотнесению звука с буквой и символом, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа (выделение звука в начале, середине и конце слова) и слогового анализа слов, активизировать  и обогащать словарный запас по теме «Деревья», учить словообразованию относительных прилагательных, развивать буквенный гнозис, продолжать развивать память, мышление, мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Звук и буква А».19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия  по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов с использованием мультимедийной презентации на тему: «Звук и буква А».

«Путешествие кота Альфика».

Цели:

  • Учить чёткому произношению звука [а], соотнесению звука с буквой и символом.
  • Развивать фонематический слух.
  • Формировать навыки звукового анализа (выделение звука в начале, середине и конце слова) и слогового анализа слов.
  • Активизировать  и обогащать словарный запас по теме «Деревья».
  • Учить словообразованию относительных прилагательных.
  • Развивать буквенный гнозис.
  • Продолжать развивать память, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: Плакат «Путешествие кота Альфика», зеркала, звуковые домики, орехи, изображение наложенных букв А, тетради, ручки, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие вместе с котом по имени Альфик в страну гласных звуков и букв. Вы готовы? (Да). Это домик кота. А вот и сам Альфик.

2 Артикуляционная гимнастика.

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Добрый Альфик утром встал,

Чистить зубки побежал,

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощим ротик,

Как чистюля котик.

«РАСЧЕСКА»

Альфик наш расчёстку взял,

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем;

Всё покажем язычком.

«КИСКА СЕРДИТСЯ»

Дальше по порядку,

Делаем зарядку!

Альфик спинку выгибает.

«ПАРУС»

Альфик спинку прогибает.

«ФУТБОЛ»

А теперь язык наш – мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!

«БЛИНЧИК»

Вот и завтракать пора:

Альфик нам напек блины,

Со сметаною они.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Как сметану любит Альфик?

Оближи скорее ротик.

«ЧАШЕЧКА»

А теперь чаёк попьём.

Чай мы в чашечку нальем.

Альфик сыт, Альфик рад!

Альфик любит всех ребят!

3. Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам.

Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Альфик. Скажем хором имя кота. Какой первый звук в слове Альфик?( Звук А). Представьте, что у вас в руках ниточка. Растянем ниточку и поём звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук А мы можем петь и тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук А называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в красном замке.  Узнал про это Альфик и решил отправиться туда, чтобы Красная Фея-хозяйка этого замка, научила  писать его букву А.

4. Физ.минутка.

Вышел Альфик на улицу и встретил Сороку, спрашивает:

- Сорока, Сорока! Покажи дорогу в Красный Замок.

- Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Шагни правой ногой,

Шагни левой ногой,

Так и выйдешь на тропинку.

5. Развитие фонематического слуха.

Пошёл котик по тропинке, а по дороге на него комары налетели. Хлопает он лапами, ловит комариков, а когда услышит в названии комарика звук А , радостно кричит: «Поймал!». Поможем котику, слушайте внимательно комариков.

Звуки: а, о, и, э, а, у, э, о, э, а.

Слоги: эн, ин, ат, то, ув, эв, ам, ык, ал.

6.  Развитие звукового анализа и синтеза.

Идёт Альфик по лесной тропинке дальше и видит:

Рыжий хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко

Ну, конечно, это …. (Белка).

Белочки собирают орешки. Первая белочка собирает орехи со звуком А в начале слова, вторая – со звуком А в середине, а третья – со звуком А в конце слова. Поможем белочкам собирать орешки. (Дети изображают белочек). Слова-орехи: август, паук,  лиса, сад, пила, парус, апельсин, автобус, книга, сумка, замок, аист, уха, астры, дыра, луна, мак, ранец,

7. Закрепление лексической темы «Деревья».

Дальше на лесной тропинке повстречал Альфик ежа. Он нёс на себе листья деревьев. Посмотрите и скажите, от какого дерева этот лист? (Лист от клёна – кленовый лист).

8. Физ.минутка.

На зарядку становись!

Спины ровно, руки вниз.

Раз – присели, как бельчонок.

Два – привстали, как зайчонок.

Три – поскачем, как лосёнок,

И сначала по порядку…стоп!

9. Знакомство с буквой А. Развитие буквенного гнозиса.

Наконец-то пришёл наш котик в замок. Здесь Красная Фея стала учить Альфика. Звук А обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед  тобою буква А.

Букву можно прочитать и написать (Прописываем букву А – ведём линии сверху вниз, сверху вниз, слева - направо).  А теперь узнайте  и обведите букву А. Чтобы красиво получилось,  сделаем массаж пальчиков.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

10. Развитие графомоторных навыков.

Прощаясь с  Альфиком,   Фея подарила коту волшебный клубок, чтобы он мог быстрее вернуться домой.  Проведите  ниточку  по дорожке.

11. Развитие слогового анализа и синтеза.

 Вот и вернулся Альфик домой. Какие слова вы сегодня запомнили со звуком А. В  каком слоге слышится звук А? В каком слоге напишем букву А? (Вспомнить слова со звуком А и записать слоговые схемы).

12.Итог.

Наша умная головка думала сегодня ловко (погладить себя по голове).

Ушки всё услышали (погладить ушки),

Глазки посмотрели (погладить веки),

Ручки всё исполнили (погладить ладошки),

А ножки посидели (погладить ножки).

Использованная литература:

1.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009, - 128с.

2.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- СПб.: КАРО, 2008.- 320с.

3. Прокопьева Т.И. Методические рекомендации по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1-х классов. - Чебоксары, 2013.-88с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "Коррекция общего недоразвития речи у детей с ЗПР. ( 1 класс) Красиво говорим – грамотно пишем".

ПРОГРАММА "Коррекция  общего недоразвития речи у детей с ЗПР. ( 1 класс) Красиво говорим – грамотно пишем". Разработана для обучающихсяиз 1специальных (коррекционных) классов VIIвида....

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...

Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с использованием информационных компьютерных технологий

Календарно-тематическое планирование занятий  по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с  использованием информационных компьютерных технологий.  В ходе занятий  и...

Тема: "Рассказ-описание. Зимующие птицы". Коррекция общего недоразвития речи III уровня. Конспект логопедического занятия в 1 классе.

Цели и задачи: Формирование умения составлять рассказ описательного характера с опорой на схему. Упражнять в составлении полных ответов на вопросы. Расширение представлений обучающихся о животном мире...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для обучающихся 3-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на тему «Берёза – символ России»

В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку уви...