Рабочая программа по развитию речи для 1 класса для детей с ТНР
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Сюбарева Дина Александровна

Целями системы работы по развитию речи являются формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения у детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tnr_razvitie_rechi.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Целями системы работы по развитию речи являются формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения у детей с нарушениями речи.

        Задачи:

-формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной, т.е. монологической) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного и словесно-логического мышления);

-формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;

-практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;

-подготовка лексико-грамматического материала для других разделов работы по языку – обучение грамоте, грамматике и правописанию, а также чтению и другим учебным дисциплинам.

        Рабочая программа по развитию речи для 1 класса разработана в соответствии с требованиями:

1.  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России №1598 от 19.12.2014 г.)

2. Приложение №5 к Федеральному государственному  образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 г. (вариант 5.2.)

3. Проекта  «Примерной адаптированной  основной  общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»   от  30.03.2015 г.

Общая характеристика учебного курса.

        Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие  у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.

Новизна программы данного элективного курса состоит в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:

  • коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  • информационная - умение работать со всеми видами информации;
  • автономизационная -  умения саморазвития;
  • социальная - умение жить и работать с другими людьми;

Основной контингент детей, обучающихся по программе V вида,  составляют дети с ОНР II - III уровня.

Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ОНР характеризуется следующими проявлениями:

- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок

  фонематического типа;

- ограниченным словарным запасом;

- наличием многочисленных словесных замен;

- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием

   преимущественно простых распространенных предложений

        - связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития.

Таким образом, у детей с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).

        Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:

 – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.

             Появилась необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

В разработанной программе предусмотрена  работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).            

            Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

        Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

        Данная программа рассчитана на 66 учебных часа (33 учебные недели)               2 час в неделю.

        Формы организации учебного процесса: комбинированный урок.

        Технологии обучения:  деятельностный  подход, игровые и информационно-коммуникационные технологии обучения.

        Виды и формы контроля: текущий, фронтальный и индивидуальный опрос.

        Используется учебно-методический комплект:                

Грибова О.Е., Бессонова Т.П. «Развитие речи»

Содержание рабочей программы.

Программой предусмотрена взаимосвязь следующих разделов работы:

Работа над словом

Понимание и употребление в речи слов, выражающих поручения, приказания. Слова — названия предметов, действий, признаков предметов, признаков действий, время действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями. Понимание обобщающих значений слов. Один предмет в разных ситуациях (щетка — зубная, для чистки одежды, обуви, для подметания полов; складывать — цифры, одежду, учебные вещи).

Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности-ласкательности, увеличительности (существительные с суффиксами -ик, -ок, -к, -чек, -очк, -ечк, -иц); слов, обозначающих животных (существительные с суффиксом -онок, енок);  лиц по роду их деятельности (существительные с суффиксами -ист, -щик, -чик, -ниц(а), -тель, -арь);  движение, признаки предметов по цвету, форме, величине, вкусу, весу, температурным Свойствам, качеству и противоположных им по значению (твердый— мягкий); признаки действия (быстро, весело, хорошо); время действия (утром, вечером, сегодня) .

Выделение и название частей отдельных предметов. Распределение названий предметов по группам. Знание и употребление видовых и родовых обозначений.

Выработка умений пользоваться словом и правильной грамматической формой в зависимости от ее значения в составе предложений.

Работа над предложением

Понимание и употребление побудительных предложений, повествовательных нераспространенных и распространенных предложений (состоящих из 3—5 членов предложения). Составление предложений по моделям: простое предложение с глаголами в настоящем и прошедшем времени в единственном числе. Выделение предмета и действия по вопросам кто? что? что делает? что делал? и различение этих вопросов (о предмете, о действии или состоянии). Различение вопросов кто? что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросов что делает? что делал? как вопросов о действии, выраженном в настоящем пли прошедшем времени.

Образование формы множественного числа существительных (с окончанием -ы(-и), а (-я) и глаголов (настоящего и прошедшего времени).

Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в единственном и множественном числе.

Выделение грамматических признаков рода существительных в словосочетаниях с числительным и местоимением. Практическое овладение значением и способами употребления в предложения родовыми признаками существительных с глаголами прошедшего времени.

Составление и употребление в речи предложений (трех- пятичленных) со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет (моет чашку, пол). Различение окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку).

Орудие или средства действия (рисует карандашом, подметает метлой). Различение окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного.      Пространственные отношения в значении направления и места и действия. Словосочетания глагола с существительным в винительном падеже с предлогами в, на, под (поставил в (на, под)  стол,  положил в (на, под) книгу); в   предложном   падеже   с   предлогами в, на   (лежит в столе, на столе); в творительном падеже с предлогами под, над, -за (спрятался под (за) кустом); в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел  из дома, сошёл с поезда,  отъехал от магазина, стоит около киоска); в дательном падеже с предлогом к в значении лица или места, к которому направлено действие (подошёл к товарищу); в творительном падеже с предлогом с в значении совместности или сопровождения   (идёт с мамой); в дательном падеже в значении адресата.

Словосочетание существительного в родительном падеже с предлогом у, и без предлога в значении принадлежности предмет или его отрицания (у козы, нет козы).

Выделение из предложений слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам. Распространение словосочетаний и предложений по вопросам какой? какая? какое? какие? Согласование прилагательного с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного числа.

Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени).

Сочетание местоимений с глаголами 1-го, 2-го лица.

Сочетания числительного с существительным. Количественные отношения и признаки предмета по счету.

Связная речь

Понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отвечать на них, используя побудительные, вопросительные и повествовательные предложения. Точное формулирование вопросов учениками.

Развитие умения слушать рассказ учителя и товарищей, а также читаемый текст. Воспроизведение содержания текста, сказки, иллюстрации. Рисование с помощью учителя словесной картин с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным, или последующих.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторения и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений (4—6), объединенных общей темой или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Описание предмета по цвету, размеру, назначению.

Устные высказывания (с помощью учителя) о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, о событиях в школе, дома, полученных сведениях из календаря погоды, на экскурсии, по сюжету, предложенному учителем.

Понимание, что такое текст, выделение его особенностей — цельности и связности.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок.

Речевая этика. Понимание и использование предложений, выражающих приветствие, благодарность, извинение, просьбу.

Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

  1. Наш класс, наша школа.

  1. Осень.

  1. Наш город.

  1. Зима.

  1. Моя семья. Наш дом.

  1. Весна.

  1. Родная страна.

  1. Лето.

                                            Всего часов

Требования к уровню подготовки обучающихся.

        Обучающиеся должны знать:

-доступное определение терминов «слово», «словосочетание», «предложение»;

-доступное определение термина «текст», его основные особенности;

-названия и последовательность времен года, характеристику основных сезонных изменений в природе, название осенних, зимних, весенних и летних месяцев;

-профессии работников школы, людей, работающих на транспорте и в сфере торговли, занятых в сельском хозяйстве;

-названия и краткую характеристику 3-4 видов деревьев, кустарников, цветковых растений, комнатных растений;

-названия и краткую характеристику игрушек, учебных принадлежностей, предметов оборудования школы, елочных украшений (по 4-5);

-отличительную характеристику 3-4 домашних животных и птиц, а также обитателей живого уголка, их образ жизни, основы ухода;

-отличительную характеристику 3-4 диких животных и птиц, их образ жизни, места обитания;

-сходство и различия диких и домашних, зимующих и перелетных птиц;

-названия и характеристику основных видов транспорта (по 4-5), сезонных игр и развлечений, видов спорта (по 3-4);

-обобщение понятия: овощи, фрукты, ягоды, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы, насекомые, рыбы, сезонная одежда и обувь, их характеристики;

-имя, отчество и фамилию свои и родителей, свой возраст, день рождения, домашний адрес, номер телефона;

-названия родного города, государства, столицы, символики государства, рек (по 3-4), озер, крупных городов на территории России.

-правила поведения в классе и в школе, в гостях и дома, за столом;  режим дня школы;

-названия и назначение предметов санитарно-гигиенического ухода, правила личной гигиены;

-основы безопасного поведения в школе, в транспорте, на улице, в домашних условиях, при использовании электрических приборов и газового оборудования, при половодье, таянии льда на реке, ледоходе, оттепели и таянии сосулек, на водоеме, в лесу.

        Обучающиеся должны уметь:

-выделять и называть части некоторых предметов;

-распределять названия предметов по группам;

-пользоваться правильной грамматической формой слова в зависимости от ее значения в составе предложения;

-составлять предложения по моделям;

-выделять предмет, признак предмета и действие в предложении;

-различать вопросы кто? и что? как вопросы о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросы что делает? и что делал? Как вопросы о действии, осуществляемом в настоящем или прошедшем времени;

-образовывать формы множественного числа существительных с окончаниями –ы(-и),        -а(-я) и глаголов настоящего и прошедшего времени;

-составлять и употреблять в речи предложения (3-5-членные) со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет (моет чашку, пол);

-различать окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку, стол, парту);

-различать окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного

-выделять из предложений слова, обозначающие признаки предметов;

-распространять словосочетания и предложения словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?;

-согласовывать прилагательное с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного числа;

-формулировать вопросы;

-слушать рассказ (читаемый текст); воспроизводить содержание текста, сказки по иллюстрации;

-составлять с помощью учителя устный рассказ с использованием нескольких предложенных слов, объединенных общей ситуацией;

-пересказать знакомую сказку или рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя);

-составлять по картинке или серии картинок определенное количество предложений (4-6), объединенных общей темой, или небольшой рассказ с соблюдением логики развития сюжета;

-описывать предметы по цвету, размеру, назначению, месторасположению.

Литература и материально-технические средства обучения.

  1. Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2.  Предложение. Текст.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 302с.
  2. Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Устная связная речь. Лексика..: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 182 с.
  3. Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1.  Письменная связная речь.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 120 с.
  4. Грабчикова Е.С. Таблицы и тесты по развитию речи для учащихся начальных классов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.-128 с.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с.
  6. Мали Д. Уроки развития речи в первом классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
  7. Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии.  1 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.

Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;  телевизор;  видеомагнитофон;  магнитофон;  мультимедийный проектор;

компьютер;  сканер (по возможности);   принтер лазерный (по возможности);

Экранно - звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

-видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи  (по возможности);

-мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть    

урока

Тема урока

Кол-во

часов

1

Здравствуй школа! Познакомьтесь!

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Развитие умения употреблять личные местоимения.

1

2

Наш класс. Урок.

Обогащение словарного запаса. Школьная обстановка. Употребление глаголов.

Употребление глаголов единственного и множественного числа.

1

3

В классе. Предметы. Выражение просьбы. «Волшебные слова».

Развитие умения выполнять инструкции.

Обогащение активного и пассивного словаря.

1

4

Осень. Признаки осени.

Составление предложений.

1

5

Овощи. Огород.

Составление предложений по схемам и картинкам.

1

6

Фрукты. Ягоды. Сад.

Обогащение активного и пассивного словаря.

1

7

Перелетные птицы.

Составление рассказа-описания по картинному плану.

1

8

Животные осенью. Домашние животные. Дикие животные.

Составление рассказа-описания.

1

9

Осень обобщение.

Описательная беседа. Составление рассказа по картинке.

1

II четверть  

урока

Тема урока

Кол-во

часов

1.

Части тела.

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Уточнение словаря.

1

2

Распорядок дня.

Употребление глаголов настоящего и прошедшего  времени.

1

3

Спальня.

Обогащение и расширение словаря. Составление предложений по вопросам и схемам.

1

4

Одежда.

Составление предложений по вопросам и схемам.

1

5

Зима. Признаки зимы.

Составление рассказа.

1

6

Праздник елки.

Составление рассказа по впечатлениям.

1

7

Обобщающий урок

1

III четверть

урока

Тема урока

Кол-во

часов

1.

Столовая.

Предметный словарь. Составление предложений по картинкам.

1

2.

Продукты питания.

Составление рассказа по картинке.

1

3.

Наш город. Наше село.

Пересказ текста по вопросному плану.

1

4.

Завод и фабрика.

Составление предложений по картинкам и вопросам.

1

5.

Ферма и теплица.

Составление предложений по опорным словам и схемам.

1

6

Транспорт.

Составление предложений по картинкам и вопросам.

1

7

Игрушки.

Составление рассказа по картинке.

1

8

Моя семья.

Пересказ текста. Использование в речи местоимений.

1

9

Профессии.

Составление рассказа по плану.

1

10

Весна. Признаки весны. Составление рассказа-описания по картинке

Обобщающий урок.

1

VI четверть

урока

Тема урока

Кол-во

часов

1

Весна. Признаки весны.Составление рассказа-описания по картинке

1

2

День космонавтики.

Составление предложений по опорным словам и схемам.

1

3

Животные весной.

Составление рассказа по вопросному плану.

1

4

Здравствуйте птицы! Птицы весной.  Обобщение словаря. Составление рассказа-описания по опорным словам.

1

5

Весна в городе.

Составление предложений с данными словами.

1

6

Весенние цветы.

Составление рассказа-описания по картинному плану.

1

7

Обобщающий урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по развитию речи 3 класс

В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....

Рабочая программа по развитию речи 3 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с программой Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников».Целью занятий является направленное исправление дефектов общ...

Рабочая программа по развитию речи "Речевая копилка" для детей 7-10 лет

Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведени...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс VIII вид

Рабочая программа  по развитию речи 4 класс VIII вид...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...