Рабочая программа по развитию речи 4 класс VIII вид
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

 Рабочая программа  по развитию речи 4 класс VIII вид

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_4_klass.rar39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида 11»

Утверждаю ЗДУР                                                                 Утверждаю директор                                            Согласовано на МО

________Л.И. Пушкарева                                                   ________ С.М. Крымзина                                      Протокол  № __ от «___» ______2013г

«_____» _________2013 г                                                   «____» __________2013 г                                       Рук.МО    _______ (Шишканова С.Е.)

Рабочая программа

  по развитию  устной речи на основе ознакомления с окружающей действительностью в 4 классе

Разработала учитель начальных классов

КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11

Шишканова Снежана Егоровна

2013-2014 учебный год

п. Ванино

Тематический план учебного материала на 2013-2014 учебный год

Название предмета: развитие устной речи на основе с окружающей действительности

Учитель: Шишканова С.Е.

Класс 4

Количество часов по учебному плану: 2

Общее количество часов  в соответствии с программой:  70

Планирование составлено на основе программы В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида  для  подготовительных, 1-4 классов» М.: «Просвещение» 2009.

 Учебник:

Авторы –  Худенко Е.Д., Терехова И.А. «Знакомство с окружающим миром» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  - Москва «Аркти», 2004г.

Пояснительная записка

  1. Цели и задачи программы

Основанием разработки рабочей программы по письму и развитию речи является программа В.В.Воронковой по письму и развитию речи «Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида  для  подготовительных, 1-4 классов» М.: «Просвещение» 2009.

 Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Данные цели будут достигнуты, если необходимое внимание будет уделяться формированию  элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.

 Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.

  1. Комплекс знаний умений и навыков учащихся

 Учащиеся должны уметь:
      называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
      активно участвовать в беседе;
      связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
      выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
      соблюдать правила личной гигиены;
      соблюдать правила дорожного движения.
      Учащиеся должны
знать:
      названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
      правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить

Автобус, автомобиль, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, газета, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телефон, телевизор, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыпленок, человек, шофер, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.

  1. Содержание учебной программы в 4 классе

Рабочая программа состоит из разделов

  1. Сезонные изменения в природе 21 ч
  2. Наше село                                     8 ч
  3. Наш быт                                        8 ч
  4. Растения и животные                  21 ч
  5. Охрана здоровья                        12 ч

_______________________________

           Итого   часов                                         70 ч

Календарно-тематическое планирование уроков

по  развитию речи

на основе ознакомления с окружающей действительностью в 4 классе

в 4 классе

Разработала учитель начальных классов

КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11

Шишканова Снежана Егоровна

2013-2014 учебный год

№ урока

Тема урока

Виды учебной деятельности

Кол-во

Вид контроля

Планируемые результаты

Оборудование

Дата

1 четверть – 18 часов

Времена года: лето.

Работа с иллюстрациями, подбор «действий» к картинкам составление рассказа «Как я провел лето»

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Систематизация знаний обучающихся о времени года –лете, умение составить 3-4 предложения о каникулах.

ИД Смарт

Начало осени.

Сбор урожая.

Работа с деформированным текстом, образование прилагательных от существительных.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Познакомить с сезонными изменениями в природе осенью, сбором урожая.

электронное приложение к учебнику

Документ камера

Начало осени.

Сбор урожая. Овощи и фрукты.

Составление предложений . Рассматривание муляжей овощей и фруктов

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Называть и характеризовать овощи и фрукты.

ИД Смарт

Растение сада и огорода: овощи, фрукты, ягоды.

Составление рассказа « Что готовят из овощей»

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сравнивать и классифицировать овощи и фрукты .Активно участвовать в  бесе.

ИД Смарт

презентация

Разнообразие животных

Лес. Растения леса.

Работа с иллюстрациями. Рассматривание гербария. Составление предложений.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Познакомить с растениями леса, классифицировать растения на съедобные и ядовитые.

таблицы

Смарт

Растения леса. Грибы.

Дид. игра «Узнай по описанию» Отгадывание загадок.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Познакомить с грибами, уметь называть их и классифицировать

муляжи грибов

таблицы

Сентябрь-начало осени

Закончить предложение по образцу.

1

Практическая работа Беседа

Систематизировать знания о сезонных изменениях осенью, называть и характеризовать явления природы.

ИД Смарт

комплект оборудования

Сезонные изменения в природе. Осень. Экскурсия.

Игра «четвертый лишний» Составление рассказа «осень» по плану.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Систематизировать знания об осенних изменениях в природе, устанавливать элементарную зависимость

Комплект оборудования

Тепловые явления

Полевые растения и их использование.

Называние частей растений. Составление рассказа по картинкам, «Как хлеб на стол пришел»

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Называть и характеризовать полевые растения и продукты , которые из них получают .

Гербарий

Комплект

Документ камера ИД Смарт

Город. Поведение в городе.

Составление рассказа о городе.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Знание правил дорожного движения поведения в городе.

Комплект оборудования

Органы чувств

Светлое и темное

Город. Правила дорожного движения.

Составление рассказа «Городское утро»

1

Практическая работа

Связное высказывание на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.

Комплект оборудования

Органы чувств

акустика

Село, деревня.

Составление рассказа «Деревенское утро»

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Связано высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.

система опросов смарт

Труд людей  осенью в городе.

Подбор слов-действий.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Называть виды сельхоз. труда, уметь составить рассказ на предложенную тему.

электронное приложение к учебнику

Труд людей осенью в деревне, селе.

Подбор слов – признаков.

1

Практическая работа Беседа

Называть виды сельхоз. труда, уметь составить рассказ на предложенную тему.

ИД

документ камера

Золотой октябрь.

Работа с иллюстрациями и деформированным текстом.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Систематизировать знания о времени года – осень, характеризовать явление природы – листопад.

ИД Смарт Система опросов смарт

Листопад.

Чтение заучивание стихов, поговорок, примет осени.

1

Беседа  Коллективное чтение

Активное участие в беседе по теме. Составление предложений.

электронное приложение к учебнику

Дикие обитатели леса.

Беседа, составление предложений «как животные готовятся к зиме»

1

Беседа  Коллективное чтение

Называть диких обитателей леса, уметь связано высказываться на предложенную тему.

ИД Смарт Система опросов смарт

Проверочная работа. Итоги четверти.

Составить рассказ по картинкам

1

Выявление знаний обучающихся

Система опросов смарт

2 четверть – 15 часов

Время года: осень.

Беседа. Составление рассказа по картинкам.

1

Беседа  Коллективное чтение

Систематизация знаний о сезонных изменениях осенью

Система опросов смарт

Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

Работа с календарем природы. Наблюдение.

1

Практическая работа Беседа

Умение наблюдать за объектами и явлениями природы

Комплект оборудования

Тепловые явления

Орехи

Подбор слов-действий, признаков.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Активное участие в беседе по теме

ИД Смарт

Деревья, кустарники, травы.

Подбор слов-действий, признаков. Составление предложений.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Умение классифицировать и сравнивать деревья и кустарники

ИД Смарт Система опросов смарт

Разнообразие животных в природе. Перелетные птицы.

Подбор слов признаков. Работа с иллюстрациями. Составление рассказа  о перелетных птицах.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Познакомить с разнообразием животного мира Умение классифицировать птиц

электронное приложение к учебнику

Жизнь и быт школьника. Режим дня.

Работа с иллюстрациями. Составление рассказа. Загадки.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Умение составить режим дня, активно участвовать в беседе по теме.

Комплект оборудования

Органы чувств

Квартира. Комната.

Работа с картинками. Закончить фразу, задать вопрос.

1

Коллективное чтение, беседа, практическая работа

Умение правильно   строить предложения описывая предметы

электронное приложение к учебнику

Мебель. Быт школьника: уход за мебелью

Работа с картинками. Закончить фразу, задать вопрос.

1

Беседа, практическая работа

Правильное построение предложений

ИД Смарт

Посуда и уход за ней.

Дид. игра: «Четвертый лишний»

1

Беседа, практическая работа

Называть и характеризовать виды посуды, знать средства по уходу за ней.

таблицы

Сезонные изменения в природе. Декабрь.

Наблюдения, опыты. Дид. игра: «Бюро погоды» игра «знакомство»

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Активно участвовать в беседе на основе наблюдений

Комплект оборудования

Тепловые явления

Зимняя экскурсия.

Наблюдения. Игры, опыты.

1

Беседа, практическая работа

Умение отметить сезонные изменения в природе зимой

Термометр. Сезонные изменения в природе.

Работа с иллюстрациями. Составление предложений.

1

Беседа, практическая работа

Практическое знакомство с термометром

Комплект оборудования

Тепловые явления

Труд людей зимой

Чтение. Работа над поговорками, загадками

1

Коллективное чтение, беседа

Систематизация знаний о труде людей в зимний период

Комплект оборудования

Тепловые явления

Охрана здоровья и отдых зимой.

Чтение стихов и загадок.

Дид. игра «Хорошо и плохо»

1

Составление рассказа

Связано высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений

Комплект оборудования

Органы чувств

Проверочная работа за 2 четверть

Самостоятельная работа. Ответы на вопросы.

1

Проверочная работа

Выявление знаний и умений за четверть

Система опросов смарт

3 четверть -  21 час

Зима начало года.

Как я провел каникулы.

Рассказ – беседа

«С кем дружит ель»

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Систематизация знаний о времени года -зима

Система опросов смарт

Растения зимой. Хвойные.

Сравнение сосны и ели.

Рисование, составление предложений.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Называть изменения в растительном мире зимой

электронное приложение к учебнику

Домашние животные.

Составление предложений.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Называть и классифицировать домашних животных

ИД Смарт

ЦОР

Домашние животные зимой: корова

Чтение. Составление рассказа, на основе текста.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Знание видов домашних животных , конкретизация знаний о корове

ИД Смарт

ЦОР

Дом. животное: лошадь и уход за ней.

Игра, назови профессии. Беседа.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Знакомство с видами труда на ферме в зимнее время

таблицы

Дикие животные зимой

Чтение рассказа из книги Радзиевской

«Круглый год»

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Называть и классифицировать диких животных

таблицы

Дикие животные зимой: лось, олень.

Сравнение диких и домашних животных. Отгадывание загадок.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Умение сравнивать и классифицировать изучаемые предметы

таблицы

Экскурсия. Сезонные изменения в природе.

Наблюдения. Игры, опыты.

1

Беседа, практическая работа

Составлять предложения и короткий рассказ на основе наблюдений

Февраль – месяц метелей и вьюг.

Беседа, работа по иллюстрациям составление и дополнение предложений.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Систематизировать знания детей о зимних месяцах, знакомство с приметами-февраля

ЦОР

Снег и лед.

Наблюдение. Работа с таблицей.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Нахождения сходства и различия между снегом и льдом

электронное приложение к учебнику

Труд людей зимой: профессии.

Беседа работа по картинкам. Составление предложений

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Знакомство с характерными видами труда в зимний период

Система опросов смарт

Режим школьника

Составление режима дня школьника.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Активное участие в беседе

электронное приложение к учебнику

Голубой март

Наблюдения, опыты, работа с таблицей.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Систематизировать знания детей о весенних месяцах

электронное приложение к учебнику

Домашние птицы. гусь

Ответы на вопросы.

Зарисовка, составление предложений.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Называть и классифицировать изучаемые предметы

электронное приложение к учебнику

15-16

Дом. птицы: индюк.

Чтение, ответы на вопросы, сравнение лебедя и гуся.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Знакомство с разновидностями домашней птицы

таблицы

17

Сезонные изменения. Весна

Наблюдения.

Экскурсия. Игры.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Умение отмечать изменения в живой и неживой природе весной

Комплект оборудования

Тепловые явления

18

Дикие птицы

Чтение сборника

«Звуки земли» Дид.игра «Загадки – отгадки»

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сравнение и классификация домашних и  диких птиц

электронное приложение к учебнику

19-20

Дикие  птицы: лебедь и гусь

Чтение. Пересказ текста по памяти

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Активное участие в беседе на предложенную тему

ЦОР

21

Проверочная работа за 3 четверть

Самостоятельная работа. Ответы на вопросы.

1

Проверочная работа

Выявление знаний и умений за четверть

Система опросов смарт

4 четверть -  16 часов

1-2

Зимующие и перелетные птицы

Работа с деформированным текстом.

2

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сравнение и классификация птиц

электронное приложение к учебнику

3

Весна в апреле

Наблюдение беседа.

Составление рассказа по серии картинок.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Умение отметить изменения в живой и неживой природе весной

Комплект оборудования

Тепловые явления

4-5

Вредные и полезные насекомые

Описание насекомых по образцу.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сравнение и классификация насекомых

Система опросов смарт

6

Рыбы

Дид.игра «Загадки и отгадки». Составление предложений.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Активное участие в беседе на предложенную тему

таблицы

ЦОР

7

Земноводные

Работа с деформированным текстом

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Умение составить 3-4 предложения по теме

электронное приложение к учебнику

8

Все мы – звенья одной цепи

Дид.игра«Хорошо-плохо». Составление предложений ответы на вопросы.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Умение сделать простейший вывод и обобщение

9

Человек-часть природы

Составление рассказа по серии картинок.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Анализ ситуации, умение сделать вывод по теме

ЦОР

10

Как я познаю окружающий мир

Наблюдения, опыты, сравнения.

1

Коллективное чтение, практическая работа ,беседа

Активное участие в беседе на предложенную тему

оборудования

Органы чувств

11-12

Здоровье человека

Рисование плаката о вреде курения. Чтение, беседа.

2

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Анализ ситуаций , умение сделать необходимые выводы о пользе здорового образа жизни

электронное приложение к учебнику

ЦОР

13

Экскурсия. Сезонные изменения в природе

Наблюдения. Игры, опыты.

1

Беседа ,практическая работа

Умение отметить изменения в живой и неживой природе

14

Наше питание

Чтение. Дид.игра «Веселый, грустный зубик»

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Знакомство с основами здорового питания

Комплект оборудования

Органы чувств

Светлое и темное

15

Наш сон

Составление предложений по серии картинок.

1

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

систематизация знаний детей о здоровом образе жизни человека

Комплект оборудования

Светлое и темное

16

Май- конец весны Итоги года

1

Проверочная работа

Выявление знаний и умений за год

Система опросов смарт

Список используемой литературы:

Литература для учителя    

  1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004.
  2. Ф.П.Сергеев «Речевые ошибки и их предупреждение». Издательство «Учитель» Волгоград, 2005.
  3. Е.В.Скопина, О.Е.Жиренко, А.А.Обухова «Поурочные разработки по русскому языку» (игровой материал).
  4. О.В.Узорова,Е.А.Нефедова «Словарные слова» 3класс. М.:АСТ. Астрель. 2004.
  5. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ на основе знакомства с окружающим миром» в 4  классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.  Издательство АРКТИ  Москва 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по развитию речи 3 класс

В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса

Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...