Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная  

школа – интернат № 23  II, III, IV и VI видов г. Белгорода

«Согласовано»

Руководитель МО учителей нач. классов Мизернова И.Г.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Беликова Е.Г.

«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы-интерната №23    Годин А.Е.

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

Рабочая программа

по предмету «Развитие речи»

для учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта

на 2012-2013 учебный год

Составитель:

Мизернова И.Г.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Белгород, 2012 г.

«Развитие речи»

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений  II  вида, 1 класс, 2-е отделение (вариант II). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова.  (Допущено Министерством образования Российской Федерации,  Москва:  «Просвещение»,  2006г.).        

Программа рассчитана на 82 часа в год (I полугодие - 3ч. в неделю, II полугодие - 2ч. в неделю).

Специфика курса «Развитие речи» в 1 классе состоит в том, что учитель не столько упражняет детей в понимании речи, сколько учит их строить собственную речь. На уроках развития речи  в 1 классе детей обучают речевому общению. Естественнее и продуктивнее всего обучаться в ходе самого общения. Как известно, единицей общения является речевое высказывание или текст. Соответственно этому основной единицей учебного материала на уроках развития речи выступает текст, в отличие от уроков формирования грамматического строя речи, где исходной единицей обучения является словосочетание. На уроках развития речи работа над значением и смыслом слов, словосочетаний и предложений базируется на тексте и текстом обусловлена. Курс направлен на уточнение и обогащение словарного запаса, усвоение лексико-грамматического материала и развитие связной речи.

Целью уроков развития речи являются формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме.  В содержание обучения в 1 классе по разделу «Развитие речи» включаются разные формы (диалогическая и монологическая), виды (устная и письменная) и типы речи (повествовательная, описательная, с элементами рассуждения). Исходя из этого, изучение предмета «Развитие речи» способствует решению следующих задач:

1. Обогащение и накопление словарного запаса.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Формирование разговорной (диалогической речи).

5. Развитие монологической речи  

Принципы обучения

1.  Научность

2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.

3. Отбор учебного материала в соответствии с коммуникативной направленностью обучения языку

4. Взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.

5. Доступность, конкретность.

6. Концентричность.

7. Постепенное усложнение речевой деятельности.

Методические подходы

1. Уроки развития речи организуются тематически

2.  На уроках происходит комплексное обучение разным формам (устной и письменной) и видам (диалогической и монологической) речи.

3.   На уроке необходимо последовательно оперировать тематически обусловленным речевым материалом от его восприятия до момента использования в собственной речи.

4.   На уроке используются коммуникативные упражнения. Они ориентированы на связное речевое высказывание (текст) и строятся на ситуативно-тематической основе.

Методические особенности тем

На уроках развития речи в 1 классе набор рабочих тем остается таким же, что и на уроках ознакомления с окружающим миром и чтения. Тема намечает внеречевое содержание урока, т. е. круг объектов, событий, ситуаций, которые надо отразить в речи. На уроках ознакомления с окружающим миром дети непосредственно постигают предметы, явления, свойства, признаки этого круга, иначе говоря, они приобретают практический опыт. Уже здесь они знакомятся со словесными обозначениями реалий — накапливают элементарный словарь.

Слова, которые на чтении пополняли пассивный запас, переходят в активную речь. На уроке развития речи всегда есть возможность, оставаясь в рамках темы, дать больше микротем и сюжетно разнообразить тексты, которые предъявляются как речевые образцы, варьировать речевые задания и тем самым формировать речь слабослышащих детей во всем богатстве составляющих ее лексико-грамматических связей.

На протяжении всего курса тематика раздела «Развитие речи» выстраивается не линейно, а концентрически. Темы имеют сквозной характер, и большинство из них повторяется на всех годах обучения. Возвращение к теме из класса в класс происходит как бы на новом витке. Углубляется и расширяется ее содержание. Повышается уровень обобщения материала. Усложняется языковое оформление речевых высказываний: растет используемый словарь, увеличивается запас употребляемых морфологических форм и синтаксических конструкций.

Содержание программы носит  коррекционный характер.

Виды занятий в 1 классе: беседы, описание сюжетных картинок, наблюдения, практикумы, работа с текстом, различные виды игр, инсценировка, демонстрация действия.

Материально-техническое обеспечение программы представлено банком мультимедийных презентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, таблицами по ООМ, речевыми играми, различными дидактическими пособиями.

Итоговый контроль в 1 классе проводится в форме  описания учащимися сюжетной картинки (3-5 предложений) устно.

Содержание тем учебного курса

I полугодие - 3ч. в неделю, II полугодие - 2ч. в неделю.

Уточнение и обогащение словаря.

Слова, выражающие поручения, приказания.

Слова, обозначающие предметы, действия, местоположения, направление, временные отношения, качество предметов и действий окружающего мира.

Многозначные и обобщающие слова.

Развитие связной речи.

Применение и употребление в речи побудительных предложений, организующих учебный  процесс; повествовательных простых нераспространенных и распространенных предложений, предложений с отрицанием, предложений с обращением.

Краткие и полные ответы на вопросы.

Составление вопросов устно и письменно.    

Речевой этикет. Выражение приветствия, благодарности, извинения, просьбы, слова, используемые при знакомстве.  

Перечень тем:

  1. Мы идем учиться.
  2. В классе.
  3. Мы играем.
  4. Осенью.
  5. Моя семья.
  6. В нашем доме.
  7. Зимой.
  8. Про животных и птиц.
  9. В саду, в лесу, в огороде.
  10. Весной.
  11. На улице.
  12. Летом.

Тематический план

1 четверть

Тема

Количество часов

Школа.

5

Игрушки.

3

Овощи и фрукты.

7

Моя семья.

3

Осень.

6

Итого

24

2 четверть

Тема

Количество часов

Осенние каникулы.

2

Режим дня.

3

Домашние и дикие животные.

9

Поздняя осень.

5

Зима.

5

Итого

24

3 четверть

Тема

Количество часов

Зимние каникулы.

2

Зимующие птицы.

4

Зима.

5

Дома.

2

Наши мамы.

2

Весна.

3

Итого

18

4 четверть

Тема

Количество часов

Весенние каникулы.

3

Весна.

8

Улица.

3

Итоговая контрольная работа.

1

Итого

15

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу I класса учащиеся должны  уметь:

   устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;

   с помощью вопросов учителя делать устные сообщения о погоде, календарных данных, распорядке учебного дня.

Литература для учащихся:

  1. Зыкова Т.С., Кузьмичева Е.П. Развитие речи. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида. – М: «Просвещение», 2000
  2. Зыков С.А., Кузьмичева Е.П., Зыкова Т.С. Звездочка. Учебное пособие по развитию речи детей с недостатками слуха (подготовительный - первый класс). – М: «Просвещение», 1992

Пособия для учителя:

  1. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по развитию речи в 5 классе.

Данная программа ориентирована на работу в школе II вида....

рабочая программа по развитию речи для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа по развитию речи составлена на основе рабочих тетрадей Л. В. Мищенковой Курс «РПС для массовой школы» 36 занятий для будущих отличников; Т. Н. Соколовой «Школа развития речи»....

рабочая программа по развитию речи для 2 класса для коррекционной школы 5 вида

Программа разработана на основе программы по развитию речи для 2 класса  на материалах учебных пособий Т. Н. Соколовой «Школа развития речи» и Л. В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников»...

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...