Рабочая программа по развитию речи для учащихся 2 класса
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr.r.r.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений II вида, 2 класс, 2-е отделение (вариант II). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова. (Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва: «Просвещение», 2006г.). Программа рассчитана на 68 ч по 2 часа в неделю
Центральную задачу раздела «Развитие речи» составляют формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме. Ее решение предусматривает накопление и активизацию словарного запаса, обучение построению связных речевых высказываний (диалогических и монологических) с соблюдением лексической, грамматической и композиционно-логической правильности.
Учебный материал по развитию речи организуется тематически. Тема намечает внеречевое содержание урока, т. е. круг объектов, событий, ситуаций, которые надо отразить в речи. На уроках ознакомления с окружающим миром дети непосредственно постигают предметы, явления, свойства, признаки этого круга, иначе говоря, они приобретают практический опыт. Уже здесь они знакомятся со словесными обозначениями реалий — накапливают элементарный словарь.
На протяжении всего курса тематика раздела «Развитие речи» выстраивается не линейно, а концентрически. Темы имеют сквозной характер, и большинство из них повторяется на всех годах обучения. Возвращение к теме из класса в класс происходит как бы на новом витке. Углубляется и расширяется ее содержание. Повышается уровень обобщения материала. Усложняется языковое оформление речевых высказываний: растет используемый словарь, увеличивается запас употребляемых морфологических форм и синтаксических конструкций.
В содержание обучения по разделу «Развитие речи» включаются разные формы (диалогическая и монологическая), виды (устная и письменная) и типы речи (повествовательная, описательная, с элементами рассуждения).
Наряду с письменными рассказами (сочинениями) описательно-повествовательного характера основным средством развития письменной монологической речи является изложение. Как и весь учебный материал уроков развития речи, тексты для изложений содержательно связаны с определенными темами. Выбор конкретных текстов определяется их воспитательной значимостью, опытом и интересами детей. При этом учитывается доступность содержания и языкового оформления. В начале обучения предпочтение отдается повествованию.
Виды занятий во 2 классе: беседы; описание сюжетных картинок, предмета; составление рассказа; составление плана рассказа; написание писем, изложений, сочинений; наблюдения; практикумы; работа с текстом; различные виды игр; инсценировка; демонстрация действия.
Материально-техническое обеспечение программы представлено банком мультимедийных презентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, речевыми играми, различными дидактическими пособиями.
Итоговый контроль во 2 классе проводится в форме контрольного изложения.
Учебно-тематический план по развитию речи
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | До свидания, лето! | 5 |
2 | Осень пришла | 7 |
3 | Наша школа | 4 |
4 | Осенью | 3 |
5 | Мы зарядку делаем. | 2 |
6 | Что такое хорошо | 5 |
7 | Зимушка-зима | 3 |
8 | Новый год | 3 |
9 | Зимушка-зима | 9 |
10 | День защитников Отечества | 1 |
11 | Мамин день | 1 |
12 | Употребление сложных предложений с союзами | 3 |
13 | Что мы знаем о животных | 2 |
14 | Весной | 6 |
15 | Все работы хороши | 3 |
16 | Идет-ходит, едет-ездит, летает-летит | 3 |
17 | Праздник Победы | 1 |
18 | Как мы отдыхаем | 3 |
19 | Скоро лето | 3 |
20 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу II класса учащиеся должны уметь:
- составлять и записывать 6 – 8 предложений на определенную тему;
- делать устное и письменное сообщение о погоде, календарных данных.
Содержание тем учебного курса
Уточнение и обогащение словаря.
- Слова, обозначающие виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии.
- Слова, обозначающие детенышей животных.
- Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы).
Развитие связной речи.
- Понимание и употребление побудительных, повествовательных и вопросительных предложений.
- Распространение простых предложений за счет уточнения места, времени и обстоятельств действия, признаков предметов и др.
- Понимание и употребление сложных предложений с союзами и, а, но.
- Диалоги в вопросно-ответной форме с использованием тематического словаря. Составление и запись предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.), по сюжетной картинке, серии картинок.
- Составление устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (с помощью учителя).
Примерный перечень тем:
- До свидания, лето!
- Осень пришла.
- Как мы отдыхаем (об играх, прогулках, просмотре фильмов, телепередач и т.д.).
- Мы зарядку делаем (о занятиях физкультурой и спортивных играх).
- Что знаем о животных?
- Зимушка-зима.
- Что ты сделал хорошего (о хороших и плохих поступках)?
- Мы рисуем» танцуем, играем (о творческих занятиях детей).
- Посадили деревца (о природе и занятиях людей весной).
- Мамин день.
- Наши любимые сказки.
- Все работы хороши (о профессиях).
- Скоро лето.
Литература для учащихся
- Абрамова Т. А. , Зикеев А. Г., Коровин К. Г. Русский язык. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2 – е отделение). В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
- Бойко К. Д., Куприхина З. И. Развитие речи. Учебник для 2 класса школы глухих. – М.: Просвещение, 1988.
Пособия для учителя
- Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.
- Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса
Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....
Рабочая программа по развитию речи в 5 классе.
Данная программа ориентирована на работу в школе II вида....
рабочая программа по развитию речи для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
Рабочая программа по развитию речи составлена на основе рабочих тетрадей Л. В. Мищенковой Курс «РПС для массовой школы» 36 занятий для будущих отличников; Т. Н. Соколовой «Школа развития речи»....
рабочая программа по развитию речи для 2 класса для коррекционной школы 5 вида
Программа разработана на основе программы по развитию речи для 2 класса на материалах учебных пособий Т. Н. Соколовой «Школа развития речи» и Л. В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников»...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...