Рабочая программа по развитию речи для учащихся 2 класса
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr.r.r.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи»

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений  II  вида, 2 класс, 2-е отделение (вариант II). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова. (Допущено Министерством образования Российской Федерации,  Москва:  «Просвещение»,  2006г.).        Программа рассчитана на 68 ч по 2 часа в неделю

Центральную задачу раздела «Развитие речи» составляют формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме. Ее решение предусматривает накопление и активизацию словарного запаса, обучение построению связных речевых высказываний (диалогических и монологических) с соблюдением лексической, грамматической и композиционно-логической правильности.

Учебный материал по развитию речи организуется тематически. Тема намечает внеречевое содержание урока, т. е. круг объектов, событий, ситуаций, которые надо отразить в речи. На уроках ознакомления с окружающим миром дети непосредственно постигают предметы, явления, свойства, признаки этого круга, иначе говоря, они приобретают практический опыт. Уже здесь они знакомятся со словесными обозначениями реалий — накапливают элементарный словарь.

На протяжении всего курса тематика раздела «Развитие речи» выстраивается не линейно, а концентрически. Темы имеют сквозной характер, и большинство из них повторяется на всех годах обучения. Возвращение к теме из класса в класс происходит как бы на новом витке. Углубляется и расширяется ее содержание. Повышается уровень обобщения материала. Усложняется языковое оформление речевых высказываний: растет используемый словарь, увеличивается запас употребляемых морфологических форм и синтаксических конструкций.

В содержание обучения по разделу «Развитие речи» включаются разные формы (диалогическая и монологическая), виды (устная и письменная) и типы речи (повествовательная, описательная, с элементами рассуждения).

Наряду с письменными рассказами (сочинениями) описательно-повествовательного характера основным средством развития письменной монологической речи является изложение. Как и весь учебный материал уроков развития речи, тексты для изложений содержательно связаны с определенными темами. Выбор конкретных текстов определяется их воспитательной значимостью, опытом и интересами детей. При этом учитывается доступность содержания и языкового оформления. В начале обучения предпочтение отдается повествованию.

Виды занятий во 2 классе: беседы; описание сюжетных картинок, предмета; составление рассказа; составление плана рассказа; написание писем, изложений, сочинений; наблюдения; практикумы; работа с текстом; различные виды игр;  инсценировка;  демонстрация действия.

Материально-техническое обеспечение программы представлено банком мультимедийных презентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, речевыми играми, различными дидактическими пособиями.

Итоговый контроль во 2 классе проводится в форме  контрольного изложения.

Учебно-тематический план по развитию речи

№ п\п

Наименование разделов

Количество часов

1

До свидания, лето!

5

2

Осень пришла

7

3

Наша школа

4

4

Осенью

3

5

Мы зарядку делаем.

2

6

Что такое хорошо

5

7

Зимушка-зима

3

8

Новый год

3

9

Зимушка-зима

9

10

День защитников Отечества

1

11

Мамин день

1

12

Употребление сложных предложений с союзами

3

13

Что мы знаем о животных

2

14

Весной

6

15

Все работы хороши

3

16

Идет-ходит, едет-ездит, летает-летит

3

17

Праздник Победы

1

18

Как мы отдыхаем

3

19

Скоро лето

3

20

Итоговая контрольная работа

1

Требования к уровню подготовки обучающихся:

К концу II класса учащиеся должны уметь:

  • составлять и записывать 6 – 8 предложений на определенную тему;
  • делать устное и письменное сообщение о погоде, календарных данных.

Содержание тем учебного курса

Уточнение и обогащение словаря.

  • Слова, обозначающие виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии.
  • Слова, обозначающие детенышей животных.
  • Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы).

Развитие связной речи.

  • Понимание и употребление побудительных, повествовательных и вопросительных предложений.
  • Распространение простых предложений за счет уточнения места, времени и обстоятельств действия, признаков предметов и др.
  • Понимание и  употребление сложных предложений с союзами и, а, но.
  • Диалоги в вопросно-ответной форме с использованием тематического словаря. Составление и запись предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.), по сюжетной картинке, серии картинок.
  • Составление устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (с помощью учителя).

Примерный перечень тем:

  1. До свидания, лето!
  2. Осень пришла.
  3. Как мы отдыхаем (об играх, прогулках, просмотре фильмов, телепередач и т.д.).
  4. Мы зарядку делаем (о занятиях физкультурой и спортивных играх).
  5. Что знаем о животных?
  6. Зимушка-зима.
  7. Что ты сделал хорошего (о хороших и плохих поступках)?
  8. Мы рисуем» танцуем, играем (о творческих занятиях детей).
  9. Посадили деревца (о природе и занятиях людей весной).
  10. Мамин день.
  11. Наши любимые сказки.
  12. Все работы хороши (о профессиях).
  13. Скоро лето.

Литература для учащихся

  1. Абрамова Т. А. , Зикеев А. Г., Коровин К. Г. Русский язык. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2 – е отделение). В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Бойко К. Д., Куприхина З. И. Развитие речи. Учебник для 2 класса школы глухих. – М.: Просвещение, 1988.

Пособия для учителя

  1. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса

Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по развитию речи в 5 классе.

Данная программа ориентирована на работу в школе II вида....

рабочая программа по развитию речи для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа по развитию речи составлена на основе рабочих тетрадей Л. В. Мищенковой Курс «РПС для массовой школы» 36 занятий для будущих отличников; Т. Н. Соколовой «Школа развития речи»....

рабочая программа по развитию речи для 2 класса для коррекционной школы 5 вида

Программа разработана на основе программы по развитию речи для 2 класса  на материалах учебных пособий Т. Н. Соколовой «Школа развития речи» и Л. В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников»...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...