Главные вкладки

    Некоторые приемы и виды работ по развитию мелкой моторики мышц пальцев у учащихся 1 класса.(ЗПР)
    методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

    Анишина Наталья Николаевна

    У многих детей первого класса (ЗПР) отмечается нарушений мелкой моторики пальцев и кистей рук, поэтому в системе работы на каждом занятии вводятся упражнения, связанные с развитием данных функций. В системе коррекционно -  компенсаторной работы по преодолению моторной недостаточности очень значимы специальные упражнения, о которых я и  хочу рассказать. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Некоторые приемы и виды работ по развитию мелкой моторики мышц пальцев у учащихся 1 класса.

    (из опыта работы)

    У многих детей первого класса (ЗПР) отмечается нарушений мелкой моторики пальцев и кистей рук, поэтому в системе работы на каждом занятии вводятся упражнения, связанные с развитием данных функций. Даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных и целенаправленных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма и других форм деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальной. Изменение мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук, делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости движения становятся неточными. Иногда эти нарушения сочетаются с расстройством зрительно- двигательной координации. В таких случаях письмо ребенка отличается не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв (дисграфия).

    В системе коррекционно -  компенсаторной работы по преодолению моторной недостаточности очень значимы специальные упражнения, среди которых можно особенно отметить упражнения в конструктивной деятельности. В процессе конструктивной деятельности развиваются наряду с двигательными умениями различные стороны познания пространства: навыки пространственной ориентировки ( как мысленной, так и практической), пространственные представления о форме и величине предметов, об их пространственном расположении, соотношении друг с другом. После выполнения заданий по конструированию предмета, серии предметов, различных изделий важно осмысление понятий: высокий- низкий; широкий- низкий; над- под. Конструировать можно и целые картинки. Осмысливая последовательность изображаемых действий, дети постигают причинно- следственные и временные связи. Сначала с детьми анализируем понятие, представленное в образе, а затем вербальное воплощение его.

    Рисунок, графическая символизация – это предпосылки к правильному чтению, а затем письму слов. Полезны для закрепления образа рисование, обводка, срисовывание ( по образу и по памяти), дорисовывание. Оцениваем не столько результат, сколько правильность движения руки. Весь комплекс упражнений по развитию общей и тонкой моторики пальцев и кистей рук можно разделить на 3 части:

    • пальцевая гимнастика;
    • упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
    • работа в тетрадях.

    Последовательность упражнений может меняться. Обычно пальцевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут в начале занятия. Начинается она с разминки пальцев рук: сжимание в кулак и разжимание пальцев, сильное пожимание руки учителя и притягивание к себе. Затем идут упражнения на расслабление пальцев и кистей рук, имитирующие различные действия « Погладь котенка», « Веселые мастера», « Качаем лодочку», «Веселый оркестр», « Курочка пьет воду», « Зайчик», « Кольцо». Можно использовать упражнения на растягивание рук, сложенных « пальцы в пальцы»,в стороны( разрывание цепи); поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук; выполнение решетки из 2-х пальцев ( средний и указательный) каждой руки и попеременное укладывание их; соединение пальцев рук: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д. ; имитация движений « шитье на игрушечной машинке» ; шнуровка; завязывание узелков; застегивание пуговиц и т. д. Использую упражнение « Кошка выпускает когти», регулирующее мышечный тонус, а также упражнения на расслабление и напряжение различных мышц тела, например, свободное раскачивание руками, потряхивание рукой или ногой, опускание руки как « пустого рукава»; имитационные движения : « Самолеты летят», « Птицы летят», « Полоскание белья и т. д. С удовольствием дети выполняют эти упражнения в виде игры.

    Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: подражание, выполнение речевой инструкции и т.д. Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие произвольного внимания и автоматизацию действий:

    • « пальчики поздоровались»;
    • зайчик- кольцо- упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую;
    • « ладонь- кулак».

    Когда дети осваивают комплексы простых движений, усложняются задания, появляются задания с более сложной ритмической организацией движения. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок  должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной « кинетической» мелодии. Такими движениями могут быть: хлопки, постукивание по столу и т. д. в заданном ритмо - темпе. Эти задания сначала выполняются совместно с учителем и детьми (показ, слуховое восприятие). Движения, цель которых – выработка навыков произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, начинаются с простейших инструкций: « Я хлопну один раз - поднимите одну руку; хлопну два раза - две руки». Затем предлагаются за стукну один раз - поднимаете красный флажок (левую руку); стукну два раза - поднимаете синий флажок( правую руку)». Графические работы в тетрадях способствуют лучшей ориентировке в условиях двухмерного пространства листа бумаги и готовят руку ребенка к письму. Для выработки точности и твердости работы руки лучшее задание - узоры, которые обводят, продолжают, видоизменяют, чередуют различные элементы. Трудно сделать точную копию увиденной фигуры, буквы, цифры.

    Одновременно дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. Узоры даются по принципу: от простого к сложному. Перед  выполнением узоров необходимы подготовительные упражнения, позволяющие ориентироваться на листе, находить пересечение линий и т.д., например:

    • кто сумеет правильно ставить точки в клеточках (в центре клеток)? Поставьте 2,3,4 точки и т.д. (точки можно ставить под счет);
    • кто умеет ставить точки на пересечении линий? (Задать можно любое число от 2 до 10, а в  качестве контрольного задания – достроить треугольник по двум сторонам из точек);
    • кто может провести прямую (снизу вверх, сверху вниз) вертикальную (уточнить термин) линию в тетради точно по линейке? (Можно длиной в 1 клетку, 2,3, 4 и т.д.);
    • кто может нарисовать маленькие кружочки в 1 клетку, 2, 3,4и т.д.? Целый ряд или в колонку;
    • кто нарисует маленький квадрат со стороной в 1 клетку, в 2клетки,3,4и т.д.?

    На данном этапе работы очень хорошо использовать «Рамки и вкладыши Монтессори», поскольку они позволяют: вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение;  готовит детей к овладению письмом и рисованием; вырабатывать умения проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу, на глаз; различать границы фигур и видеть линии- контуры. Одновременно дети знакомятся с геометрической терминологией. Важно, чтобы графические задания имели образно- смысловую значимость, поэтому для рисования выбирают такие объекты, как волны, радуги, клубы дыма, чешуйки у рыб. На этом этапе используется контурное раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для закрашивания, вырезание по прямой линии цветных полосок, а также фигур по контору. Необходимо осуществлять постепенный переход по заданной схеме действия. Например: «Нарисуй волны большие и маленькие, три больших и три маленьких». Учащимся предлагают дорисовать орнаменты и лабиринты с постепенным нарастание сложности.

    Большую пользу развитию мелкой моторики приносит разнообразная предметная деятельность: застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на специальных рамках; нанизывание колец на тесьму; сортировка бусинок и т.д., а также работы с мозаикой и различными наборами конструкторов. Работа с ними способствует развитию двигательной умелости и совершенствованию конструктивных навыков учащихся. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений и т.д.) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного двигательного действия и даже конкретной деятельности в целом. В процессе систематической работы осуществляется тесное взаимодействие двигательной сферы со всеми психическими процессами, эмоциональными особенностями ребенка. Очень любят учащиеся составлять фигурки из счетных палочек и других деталей со стихотворным сопровождением. Вот некоторые задания:

    • «Очки». Очки помогают книгу читать, писать, рисовать, готовить, вязать;
    • «Мельница». Мельница крыльями машет вдали. Будет мука, чтоб пирог испекли.

    Развитию мелкой моторики уделяется внимание не только на уроках, и на занятиях по логопедии, а также при подготовке и проведении досуговых занятий и детских праздников, таких как «Встреча Нового года», «Проводы зимы», «Пушкинский бал»: дети делали гирлянды, заштриховывали панно, готовили элементы игрушек, части декораций и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

    Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

    Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

    Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...

    План работы по развитию мелкой моторики.

    План работы по развитию мелкой моторики....

    Организация психолого- коррекционной работы у детей с ОВЗ путем развития мелкой моторики пальцев рук.

    В нашей школе проживают и обучаются дети, которых принято называть особенными. В силу того, что каждый ребенок был вынужден с самого раннего детства столкнуться с такими недетскими проблемами, как нед...

    Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

    В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной г...

    Система работы по развитию мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе

    В данном материале описываются формы и методы организации и проведения работы по развитию мелкой моторики рук детей в группе подготовки к школе.  Предлагается материал, используемый в работе....