Организация психолого- коррекционной работы у детей с ОВЗ путем развития мелкой моторики пальцев рук.
статья (3 класс) на тему
В нашей школе проживают и обучаются дети, которых принято называть особенными. В силу того, что каждый ребенок был вынужден с самого раннего детства столкнуться с такими недетскими проблемами, как недуги, зачастую недоброжелательное отношение в семье или вовсе ее отсутствие, другие жизненные ситуации, внимания такой ребенок требует особенного. Именно поэтому именно от нас сотрудников школы, зависит то, насколько эти дети справятся с трудностями, комфортно будут чувствовать себя в своей взрослой жизни- в обществе здоровых и благополучных семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitiya_melkoy_motoriki_paltsev_ruk.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация психолого- коррекционной работы у детей с ОВЗ путем развития мелкой моторики пальцев рук.
Воспитатель ГБОУ Новоскольской специальной общеобразовательной школы-интернат
Дикарева В.В.
В нашей школе проживают и обучаются дети, которых принято называть особенными. В силу того, что каждый ребенок был вынужден с самого раннего детства столкнуться с такими недетскими проблемами, как недуги, зачастую недоброжелательное отношение в семье или вовсе ее отсутствие, другие жизненные ситуации, внимания такой ребенок требует особенного. Именно поэтому именно от нас сотрудников школы, зависит то, насколько эти дети справятся с трудностями, комфортно будут чувствовать себя в своей взрослой жизни- в обществе здоровых и благополучных семей.
На всестороннее развитие ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, т.к. оно помогает ему познать форму, величину предметов, как они расположены в пространстве. Непросто проходит этот процесс у наших подопечных, имеющих нарушения умственного развития, нарушение речи, моторики рук, психических процессов, восприятия предметов в пространстве.
Взять, например, моих «третьеклашек». Маленькие, беспомощные, за редким исключением не знающие толком, что такое полноценная семья и родительская ласка. Смотрят с надеждой на нас взрослых. Готовы откликнуться на каждое доброе слово, изо всех сил стараются постигать все новое, если им это интересно.
Сразу обращаешь внимание на недостатки развития моторики рук у таких детей. Это и неуклюжесть, неравномерный характер движений, что обусловлено неустойчивостью внимания.
На развитие мелкой моторики рук уделяю внимание на коррекционных занятиях, занятиях по интересам, во внеурочное время.
Занятия направлены на общее развитие мелкой моторики, упражнения, развивающие ловкость пальцев, координацию движений. Это помогает детям научиться распознавать предметы, их форму, размер.
В моей группе есть дети с синдромом Дауна, ДЦП, частичным аутизмом. Практически все с речевыми дефектами. Дети не умеют выражать свои мысли, отвечать правильно на вопросы. Поэтому работа по развитию мелкой моторики просто необходима.
Остановлюсь на средствах развития мелкой моторики:
Бисероплетение. Занимаюсь с детьми третий год. Чем нам нравиться этот вид декоративно-прикладного творчества. Во-первых, он способствует развитию мелкой моторики, потому что овладение техникой плетения требует от ребенка внимания, усидчивости, аккуратности, терпения. На этих занятиях дети развивают эстетический вкус, фантазию, при плетении ребенок неоднократно повторяет одинаковые движения, что помогает рукам запомнить их.
Надо видеть с каким интересом дети раскладывают бисер различной формы, цвета, как старательно нанизывают бусины на проволоку. Здесь уже в работе обе руки ребенка, что очень важно. Дети знаю, что они будут делать из бисера, а это нацеливает их на конечный результат. На каждом занятии повторяем уже усвоенное и учим новым навыкам: встречные бусинки, чередование их, плетение крестиком и т.д.
На таких занятиях развивается и мелкая моторика, и двигательная память. Все работы ребят мы оформляем в рамочки. Надо видеть лица моих ребят, когда они понимают, что из яркого бисера они сделали рябинку, подснежники, ландыши, браслетики. Я уверена, что этот вид рукоделия очень способствует развитию мелкой моторики. На занятиях дети сами определяют, что именно они хотят сделать, обсуждают какой цвет бисера надо взять, на какой фон наклеить готовое изделие.
У каждого ребенка есть свой набор для работы. Они самостоятельно его раскрадывают, что приучает их к самостоятельности, аккуратности, формированию той же моторики.
Бисероплетение помогает учиться считать, различать цвета, форму. Руки ребенка в работе, а это импульс в речевые центры мозга. Поэтому этот вид занятий прекрасно помогает развивать память, мышление, речь.
Еще использую в своей работе игры с конструктором, мозаикой, складывание пазлов. Очень эффективны в развитии мелкой моторики игры с крупами. Такие игры оказывают оздоровительное, развивающее и тонизирующее действие.
Очень любят ребята упражнения с макаронами, которые раскрашивают в свои любимые цвета, выкладывают из них различные фигурки, делают бусы.
Ежедневно провожу пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики рук. Начинаем с массажа пальчиков («Гуси-гуси», «Капуста» и др), пальчиковые игры. Особенно любят ребята игры с пальчиковыми куклами, что тоже развивает воображение, фантазию.
Не могу не остановиться и на занятиях по изготовлению различных фигурок из бумаги. Это еще один вид наших любимых занятий, которые развивают мелкую моторику, тактильно-двигательное восприятие.
Занятия оригами позволяют детям овладевать навыками письма, научиться рисовать, фантазировать, что несомненно помогает им в школьных занятиях, легче адаптироваться в социуме, познать многие явления окружающего мира.
Ежегодно я провожу в начале и конце учебного года диагностику развития мелкой моторики и вижу положительную динамику практически у каждого ребенка. Дети стали увереннее в себе, лучше держат в руках карандаш, ручку, стали лучше писать.
В заключении хочу сказать, что постоянно добавляю в эту работу что-то новое, но главным остается одно - учитывать индивидуальные особенности ребенка, его желание, возможности.
Быть рядом, помочь, объяснить, заинтересовать - вот моя главная задача как воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук
Уважаемые коллеги! При подготовке к занятиям, нам приходится подбирать речевой, демонстрационный материал в соответствии с определённой лексической темой. Это требует дополнительных временных за...
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)
Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)
Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...
Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной г...
Проект по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей через приобщение к декоративно-прикладному искусству
Задачи:- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме-провести диагностику уровня развития мелкой моторики воспитанников-создать условия, способствующие...
Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста
Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста....
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
По мнению ученых, самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Имен...