Главные вкладки

    Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
    статья на тему

    Кузьмина Татьяна Михайловна

    В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

    Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной группе. Сейчас я в поисках нового интересного материала, по этой теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx22.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы по развитию мелкой моторики

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ангарска Детский сад № 8.

    Опыт работы

    по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы»

     

     

     

    Воспитатель: Кузьмина Татьяна Михайловна

    Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди   и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу. Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Свою работу по развитию мелкой моторики начала проводить с детьми 4-5 лет. По результатам диагностического обследования (по Т.Н Дороновой) детей на    начало учебного года 2015, преобладал недостаточный уровень развития мелкой моторики.

    Выявив проблемы и затруднения у детей определила цель своей работы:

    1. подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста.

    Исходя, из цели работы, были поставлены следующие задачи:

    • Создать условия, способствующие эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
    • Содействовать развитию графических навыков и подготовке руки ребенка к овладению письмом.
    • Способствовать накоплению ребёнком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости.
    • Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

    Использую принципы, которые легли в основу организации деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников:

    1. Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

    2. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.

    3Принцип интегрированности.  Взаимосвязь с разными видами деятельности.

    4. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    5.Принцип прочности. Заключается в многократном повторении и закреплении полученных умений.

    Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников, определила основные направления деятельности:

    1. Создание развивающей предметно-пространственной среды

    2. Работа с детьми

    3. Сотрудничество с родителями

    4.Взаимосвязь со специалистами детского сада

    5. Работа с педагогами

    • Создание предметно – развивающей среды:

                В группе создан центр «Ловкие пальчики», куда вошли различные картотеки, пособия, игры. Например: вкладыши различного типа, массажные мячики, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы, живой песок, картотеки с различными видами штриховок, графических заданий, диктантов, упражнений, лабиринтов. Для изготовления пособий использован природный и бросовый материал: ткань, пуговицы, картон, воздушные шарики с разным наполнителем и др. Преимущества которых состоят в следующем:                            - многофункциональность;                                                                                   

    - экономическая выгода;

    - общедоступность;

    -разнообразие.

     

     

    • Работа с детьми:

    Для работы с детьми по данному направлению разработан перспективный план. Приложением к перспективному плану является подборка занятий, картотек по развитию мелкой моторики.   

    Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные, такие как упражнения с круглой щеткой для волос, рисование пером, игры с различной крупой, костяшками от деревянных счет, пипетками, прищепками. По сравнению, с традиционными приемами нетрадиционные в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.

            Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры:

    • Пальчиковая гимнастика

    При выполнении гимнастики меняю темп, ритм, интонацию, громкость слова. Это помогает координировать движение, развивать чувство ритма.

    • Аквагимнастика. Специальные пальчиковые упражнения в воде.

    • Пальчиковые шаги.

    Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты.  Использую пособие "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.

    • Игры с предметами.

    Прокатить шарик (бусинку) по дорожке: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

    • Игры со счётными палочками.

     Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время.

    • Игры-мозаики, игры – шнуровки, являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
    • Игры-задания с использованием пинцета. Например, сортировка семян, игра «Выложи по образцу».

     Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

    В подготовительной группе, планирую, большое внимание уделять графическим упражнениям, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

    Особое место здесь займет штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей, гелиевых ручек.  Работа в тетрадях «Веселые прописи» не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму.                                                    

     Рисование по клеточкам – еще одно увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты можно выполнять в двух вариантах:                 

    1. Ребенку предлагается образец графического рисунка, и он повторяет точно такой же рисунок в тетради в клетку.

    2. Взрослый дает словесную инструкцию последовательности действий. Графические диктанты способствуют правильному развитию умения действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями. Важны для выработки красивого и четкого почерка.

    После проведённой мною работой, анализ уровня развития мелкой моторики у детей на начало учебного года 2015-2016 учебного года показал, что уровень повысился: средний на 13,4%, высокий на 6,4%, низкий уменьшился на 19,9%.   

     Совместно с детьми принимали участие в городских и всероссийских конкурсах «Подводный мир», «Игрушки у Петрушки».  В 4 международных конкурсах в номинациях «Лучшая поделка», «Развитие мелкой моторики рук», «Ярмарка детских поделок», «Мы фантазеры» заняли первые места.  

    • Работа с родителями:

    Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проведено анкетирование, которое показало, что 60% родителей не понимают, на сколько важно развитие мелкой моторики.

    Разработан план работы с родителями. Организованы консультации: ««Полезные советы родителям по пальчиковым играм»», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей», « Развиваем руки, чтобы учиться писать», родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.

    В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков».

    Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.

        Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.

    • Взаимосвязь со специалистами:

    Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшает качество результатов работы. С каждым специалистом имеется тетрадь взаимодействия.  Воспитатель по физкультуре проводит педагогическую диагностику, совершенствует моторные навыки через различные виды упражнений.

    Педагог по ИЗО деятельности и художественному труду использует нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами, которые эффективно влияют на развитие мелкой моторики.

    Таким образом, взаимодействие со специалистами в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.

    • Работа с педагогами.

     Для педагогов подготовила и провела консультации:

    • «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста».
    • «Уголок развития мелкой моторики в детском саду».
    • Мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики.

    Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации, консультаций, открытые НОД).

    Результаты на промежуточном этапе работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, показали высокий уровень повысился на 38, 1%, средний повысился 1,2 %, низкий уровень отсутствует.

     

     

     

    Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, способствовало развитию познавательных процессов, графических навыков, улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе), совершенствованию активной речи, словарного запаса. Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук

    Уважаемые коллеги! При подготовке к занятиям, нам приходится подбирать речевой, демонстрационный материал в соответствии с определённой лексической темой. Это требует дополнительных временных за...

    ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК С РЕЧЬЮ РЕБЕНКА.

    В статье даны практические рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук....

    Консультация для родителей.Роль упражнений,направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.

    В данном материале говорится о роли упражнений ,направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.Предназначен для родителей,воспитателей,учителей....

    Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

    Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

    Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

    Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...

    Организация психолого- коррекционной работы у детей с ОВЗ путем развития мелкой моторики пальцев рук.

    В нашей школе проживают и обучаются дети, которых принято называть особенными. В силу того, что каждый ребенок был вынужден с самого раннего детства столкнуться с такими недетскими проблемами, как нед...

    Проект по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей через приобщение к декоративно-прикладному искусству

    Задачи:- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме-провести диагностику уровня развития мелкой моторики воспитанников-создать условия, способствующие...