Деятельность учителя - дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
консультация по логопедии на тему
Одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации является решение задач по вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых требуют постоянной специализированной помощи и предоставление специальных условий. Таким образом, основная цель деятельности учителя-дефектолога: максимальная образовательная адаптация ребенка с ограниченными возможностями в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи обучающимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_uchitelya_-_defektologa.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя – дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Скубриева Светлана Владимировна,
учитель-дефектолог
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
Основной целью модернизации системы образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В последние годы в нашей школе наблюдается увеличение количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Количество обучающихся с ОВЗ в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
2016-2017 | 2017-2018 | 2018 - 2019 |
76 чел. | 99 чел. | 95 |
Среди данных категорий детей наибольшее количество составляют дети с отклонениями в умственном развитии (дети с задержкой психического развития и дети с нарушением интеллекта).
Виды ограничения | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018 - 2019 |
Дети с ЗПР | 17 чел. | 32 чел. | 30 чел. |
Дети с нарушением зрения | 1 чел. | 1чел. | - |
Дети с нарушением слух | - | 1 чел. | - |
Дети с расстройством аутистического спектра | 2 чел. | 2 чел. | 2 чел. |
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | 51 чел. | 63 чел. | 60 чел |
Дети-инвалиды | 14 чел. |
| 14чел. |
Учебный процесс осуществляется в разных организационных формах: общеобразовательные классы - 33 класса; классы с углубленным изучением отдельных предметов - 6, профильные классы - 2.
Дети с ОВЗ обучаются в 20 общеобразовательных классах; в 5 классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), индивидуальное обучение на дому получают 17 обучающихся.
Расширяется кадровое обеспечение, необходимое для обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ: два социальных педагога, три педагога – психолога, два учителя – логопеда, три учителя – дефектолога, педагог организатор по работе с детьми с ОВЗ, тьютер, учитель адаптивной физической культуры, учителя начальных классов, учителя – предметники.
Современные социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности, дефектологическимзнаниям педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Поэтому все педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации. Три педагога прошли курсы профессиональной переподготовки.
Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. В школе созданы и успешно и эффективно функционируют:
- психолого-социально-логопедическая служба;
- психолого-медико-педагогический консилиум;
- центр психолого-социально-медицинской помощи;
- методическое объединение учителей, работающих в классах для детей с ОВЗ.
Психолого-медико-педагогический консилиум является той точкой «притяжения» всех специалистов, где планируется, разрабатывается и корректируется весь процесс психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ОВЗ. В рамках деятельности ПМПк разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, планы консультативной и информационно-просветительской работы с семьями обучающихся с ОВЗ и с семьями детей – инвалидов. Учитель – дефектолог является связующим звеном в построении всего коррекционно-развивающего процесса, в котором находится ребёнок с ОВЗ.
Одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации является решение задач по вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых требуют постоянной специализированной помощи и предоставление специальных условий. Таким образом, основная цель деятельности учителя-дефектолога: максимальная образовательная адаптация ребенка с ограниченными возможностями в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи обучающимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.
Формы работы:
- групповые занятия — работа с группой обучающихся, объединенных общими коррекционно-образовательными потребностями, выявленными в ходе диагностического обследования;
- индивидуальные занятия — наиболее предпочтительная форма работы с обучающимися, которые имеют выраженные нарушения развития.
Сопровождение детей с ОВЗ различных категорий учителем-дефектологом реализуется в следующих направлениях:
Диагностическое:
Цель — определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.
Данное направление предполагает: а) предварительную беседу с педагогамиобучающими ребёнка с ОВЗ, изучение документации и рекомендаций ТПМПК;
б) педагогическое наблюдение за обучающимися в учебной ситуации и во время режимных моментов;
в) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;
г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития обучающегося, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи).
Коррекционное:
Цель — определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.
Задачи:
- нормализация ведущей деятельности;
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
- формирование навыков социального взаимодействия.
Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю. Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования или основного общего образования, разработанных для разных категорий обучающихся с ОВЗ, в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Консультативно-просветительское направление
Цель — обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса.
Данное направление предполагает:
а) выявление запроса педагогов на оказание методической помощи, на основании которого проходит:
- наблюдение учебного процесса;
- совместное обсуждение проблем развития и образования обучающихся с ОВЗ;
- разработка методических рекомендаций по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ;
- информирование об инновационных разработках в сфере помощи детям с трудностями в обучении, а также проведении различных мероприятий;
- проведение открытых занятий, совместных уроков, методических объединений;
- рекомендации по использованию методической литературы и интернет-источников.
б) оказание помощи родителям по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка:
- проведение личных встреч с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений;
-совместное составление индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
- разработка методических рекомендаций по оказанию коррекционной помощи в рамках семьи;
- информирование о мероприятиях, организованных для родителей;
- участие в родительских собраниях;
- проведение открытых занятий.
Аналитическое направление
Цель — проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.
Данное направление предполагает:
а) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ОВЗ;
б) проведение анализа качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;
в) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальный образовательный маршрут;
г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.
Организация учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего пространства для всех категорий обучающихся может быть по настоящему эффективной только при общей работе всего педагогического коллектива.
Именно к такой системной работе стремится администрация, специалисты и педагоги нашей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционно-развивающей работы
Деятельность дефектолога...
Опыт работы учителей -дефектологов в рамках введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Опыт работы учителей-дефектологов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»
Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра» (далее – Программа) разработана и предназначена для работы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)
Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рабочая программа учителя-дефектолога «Предупреждение и коррекциянарушений письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа) разработана и предн...
Выступление на ШМО на тему "Психолого-педагогические основы деятельности учителя-дефектолога" 23.03.2018
Выступление на ШМО воспитателей. В докладе рассматриваются основные Психолого-педагогоические основы деятельности учителя-дефектолога"...
Статья: «Алгоритм взаимодействия ОО и ТПМПК, в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»
Материал для практического использования в работе педагогов ОО....