Опыт работы учителей -дефектологов в рамках введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
статья

Пашнина Ирина Вадимовна

Опыт работы учителей-дефектологов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина Вадимовна Пашнина

учитель-дефектолог

КОУ «Нижневартовская школа

для обучающихся

 с ограниченными возможностями

здоровья №1»

Опыт работы учителей-дефектологов в рамках введения и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования обучающихся  с Ограниченными Возможностями Здоровья

В соответствии с требованиями стандарта, внеурочная деятельность организуется по различным направлениям, способствующим всестороннему развитию личности обучающихся.

 Обязательной частью внеурочной  деятельности является коррекционно-развивающие направление. Индивидуальные  занятия  по формированию произношения и развитию слухового восприятия,  а также фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и технике речи являются обязательными предметами.

Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии и формировании устной речи. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на психическом развитии ребенка, ограничивает познания окружающего мира и в связи с этим коррекционная направленность обучения в школе становится важной и необходимой.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет  несколько важных особенностей, которые влияют как на организацию, так и на содержание работы с данной категорией детей.

Необходимость  в создании благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого   ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, становится первоочередной задачей в работе с детьми с нарушением слуха.

В самом начале апробации стандарта, учителя-дефектологи провели большую подготовительную работу:

  • изучили  литературу по Федеральному государственному образовательному стандарту  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • участвовали в написании адаптированной основной образовательной программы;
  •  составили  планы самообразования своей работы;
  • разработали схему анализа индивидуального занятия по  формированию произношения и развитию слухового восприятия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  •  характеристики слухоречевого развития обучающегося.

В ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта возникали определенные затруднения, которые успешно решались на заседаниях рабочей группы по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на совещаниях при заместителе  директора по учебно-воспитательной работе, намечались пути дальнейшей работы по апробации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Работа учителей-дефектологов проводится по нескольким направлениям:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативное;      

Диагностическое направление.

Работа учителя-дефектолога по слухоречевому развитию обучающихся осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению. Поэтому  в начале учебного года учителя-дефектологи проводят тщательную диагностику слухового и речевого развития каждого ученика. Проводят сравнительный анализ педагогического и аудиологического обследования.

Представляю  Вашему вниманию  диагностики, которые мы проводим при обследовании детей:

  • для глухих, обучающихся по варианту 1.2, проводятся следующие диагностики: внятность произношения (аудиторская проверка) в начале года, проверка звукопроизношения в начале каждой четверти, проверка правил орфоэпии в начале и в конце года, проверка связной речи в начале года, проверка слуха речью с индивидуальными слуховыми аппаратами и без слуховых индивидуальных аппаратов, узнавание слов в слитной речи в начале года;
  • для не слышащих с умственной отсталостью, обучающихся по варианту 1.3 – проводится аудиторская проверка в конце года и проверка произносительных навыков;
  • для слабослышащих и для детей с кохлеарными имплантами, обучающихся по варианту 2.2,    проводится обследование: внятность произношения, звукопроизношение, правила орфоэпии, связная речь, проверка слуха речью с индивидуальными слуховыми аппаратами/кохлеарными имплантами и без индивидуальных слуховых аппаратов, рабочее и резервное расстояние, узнавание слов в слитной  речи, фонематический слух.

Особо хочется остановиться на категории детей после кохлеарной имплантации.  С каждым годом количество имплантированных учащихся неуклонно растет. Уникальность ситуации с этими детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации. И благодаря стандарту в зависимости от стабильно положительной динамики, может меняться вариант обучения, т. е. если на первоначальном этапе, после подключения процессора ребенок слышит звуки, слова, значение которых не всегда понимает,  и продолжает вести себя в быту как глухой, то, в этом случае,  ему  необходимо обучаться по варианту 1.2.  А если имплантированный ребенок будет вставать на естественный путь коммуникации, то и образовательный маршрут для этого ребенка тоже изменится. (в нашем случае представлен вариант 2.2)

Диагностический этап в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является главным и неотъемлемым.   По результатам диагностики учителя-дефектологи выстраивают индивидуальный образовательный маршрут ребенка; результаты текущего и периодического учета анализируются в отчетах сурдопедагогов и обобщаются  в характеристике слухоречевого развития каждого ученика; используются при планировании работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся, что позволяет корректировать рабочую программу. Результаты обследования учеников фиксируются в слухоречевой карте.

Коррекционно-развивающее направление.

Развитие слухового восприятия и формирование произношения – это основная цель работы учителя-дефектолога. На своих обязательных  индивидуальных занятиях по формированию произношения и развитию слухового восприятия педагоги учат различать, опознавать и распознавать на слух речевой материал. Формируют желание вступать в устную коммуникацию со сверстниками взрослыми в различных видах деятельности, учат говорить достаточно внятно, реализуя свои произносительные возможности.[5]

Отличительной стороной стандарта является то, что если раньше учитель-дефектолог давал готовый материал детям, то сейчас на занятиях мы создаем больше проблемно-поисковых ситуаций. Учитывая, «зону ближайшего развития» обучающихся, на занятиях  стараемся создавать  проблемные ситуации, ставить вопросы поискового характера, чтобы ребенок мог работать самостоятельно, проявлять речевую активность. Например: для учащихся, имеющих высокое речевое и слуховое развитие  предлагаем такие виды заданий, как …….«Докажи», «Объясни выражение», «Найди ошибку», «Почему так?», «Вспомни»…. Для детей, которые обучаются по варианту 1.3. задания репродуктивного характера: «Прочитай» «Повтори» «Сделай    по образцу».

На занятиях по формированию произношения и развитию слухового восприятия учителя-дефектологи проводят работу, которая способствует достижению планируемых универсальных учебных действий.

Каждое занятие построено таким образом, чтобы вселять в ребенка уверенность в своих речевых и слуховых возможностях.

Также одной из форм организации деятельности детей в процессе развития слухового восприятия являются фронтальные занятия. Именно  при такой форме занятия, появляется возможность активизировать речевую деятельность каждого ученика, с учётом его состояния слуха, уровня развития речи, объема словаря, нарушения отдельных психических процессов, а также формируются представления о речевых и неречевых звучаниях, закладываются основы преставлений неслышащих обучающихся о многообразии и богатстве мира звуков, музыки, шумов, воспитываются навыки практической ориентации.[5]

В конце года составляется характеристика слухоречевого развития ученика - обобщаются данные о достижении им планируемых личностных, метапредметных (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметных  результатов. Эта характеристика утверждается на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума и доводится до сведения родителей (законных представителей).

Консультативное направление.

Успех коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения. С этой целью активно проводится работа учителя-дефектолога с родителями.

Учителя-дефектологи выступают на родительских собраниях,  проводят индивидуальные консультации, приглашают на индивидуальные занятия  и   дают рекомендации. В школе для родителей функционирует «Университет для родителей», где родители получают теоретические и практические знания о воспитании особенных детей.

Залогом успешной работы является тесная связь учителя-дефектолога с педагогами класса. После педагогического обследования, учителями-дефектологами совместно с  педагогами класса  планируется по каждому предмету и на каждую четверть речевой материал для восприятия на слух, обсуждаются виды заданий, формулировки. Учителя-дефектологи проводят  консультации о  состоянии слуха каждого ученика, восприятия ими  устной речи, а также состояния произносительных навыков.  Проводят мастер-классы, оформляют речевые уголки, в которых размещают полезную информацию по вопросам использования разнообразных приемов коррекционно-развивающей работы с обучающимися, а также в соответствие с темой общешкольного проекта.

С целью обмена опытом проходит активное взаимопосещение уроков и индивидуальных занятий.

Таким образом, работа,  проводимая, учителями-дефектологами в рамках работы по  апробации федерального государственного образовательного стандарта обеспечивает выявление особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения  вторичных отклонений в развитии; оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.

Литература.

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.  № 373 (для I-III (IV) классов).

3.Проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

4.Проект примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования глухих обучающихся.

5. И.Г.Багрова «Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух». Пособие для учителя. М.,«Просвещение». 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система работы учителя школы 1 ступени обучения по реализации ФГОС НОО 2 поколения"

Выступление на педсовете, МО  сопровождается презентацией....

Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".

Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...

Организация работы классного руководителя в условиях введения и реализации ФГОС

Организация работы классного руководителя в условиях введения и реализации ФГОС...

Приказ о работе в составе группы по введению и реализации ФГОС НОО и ООО

Приказ о вхождении в комиссию по введению ФГОС НОО и ООО...