Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Лобанова Дарья Александровна

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии для учащихся 2-х классов "Дифференциация букв и звуков Ш-Ж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация Ш-Ж12.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения группового

 занятия по коррекции дисграфии.

Тема урока: «Дифференциация звуков и букв Ш — Ж»  для 2-го класса.

Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ш-Ж в устной и письменной речи.

Задачи:1) Коррекционно-образовательные: а) различение звуков [ш] - [ж] на слух, в произношении в слогах, словах; б) закрепить правило написания жи-, ши-.

2) Коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания, слуховой памяти, воображения, мышления, развитие фонематического восприятия.                                                                                                                           3) Коррекционно-воспитательные: воспитание дисциплинированности при выполнении заданий.

Оборудование: артикуляционная гимнастика в картинках, буквы ж, ш (запись на доске), слоговые дорожки, слоги для составления слов, карточки для самостоятельной работы,

Ход урока:

Этапы занятия

Деятельность  учителя логопеда

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц?

- Какая сегодня погода?

- Какое сегодня число?

- Запишите число, классная работа в тетрадь.

- Здравствуйте!

- Время года весна.

- Месяц апрель.

- Сегодня погода....

- Сегодня ….

Работа в тетради.

2. Дыхательная и артикуляционная  гимнастика.

- Ребята, делаем глубокий вдох.

- Задерживаем дыхание (Счёт 1,2,3)

- Выдыхаем. Повтор упражнения.

- Упражнения: - «Улыбочка»

 «Заборчик»

 «Лопаточка»

«Лошадка»

 «Достать языком нос»

Выполняют вместе

 с логопедом дыхательную

 и артикуляционную гимнастику.

3. Сообщение темы урока.

- Ребята, отгадайте по описанию, про какие буквы я говорю?

- В середине палочка, а по бокам — лапки?

- Три палочки, внизу — перекладина.

- Правильно, это буквы Ш и Ж.

- Как шипит змея?

- Как жужжит жук?

- Как шипит гусь?

- Как едет мотоцикл?

- Как вы думаете, ребята, про какие буквы и звуки мы будем говорить на уроке?

- Записываем тему урока: Различаем ж — ш.

- Это буква ж.

- Это буква ш.

- Змея шипит: «Ш-ш-ш-ш-ш».

- Жук жужжит: «Ж-ж-ж-ж-ж».

- Гусь шипит: «Ш-ш-ш-ш-ш».

- Мотоцикл едет: «Ж-ж-ж-ж-ж».

-  Про [Ш] [Ж].

Работа в тетради.

4. Анализ артикуляции звуков, акустическая характеристика звуков [Ш] [Ж].

- Давайте сначала вспомним, как правильно нужно произносить звуки. Скажем все вместе:

- Ш-ш-ш-ш. Губы округлены и немного вытянуты вперёд. А где язычок?

- Молодцы! Скажем все вместе:

- Ж-ж-ж-ж. Губы также округлены, трубочкой вытянуты вперёд. Где язычок?

- Чем отличаются звуки ш и ж в произношении?

- Правильно.

- Вспомните, ребята, что вы знаете ещё о звуке [Ш]?

- А что помните о [Ж]?

- Молодцы! Давайте повторим и запомним:

Звуки Ш и Ж – парные согласные, шипящие, твердые, [Ш] – глухой, [Ж] –звонкий.

- Ш-ш-ш-ш.

- Язычок наверху.

- Ж-ж-ж-ж.

- Язычок наверху.

- Когда произносим звук [Ж], горлышко дрожит, а когда произносим [Ш] горлышко не дрожит.

- [Ж] – звонкий, [Ш] – глухой.

- [Ш] – согласный, твёрдый, шипящий, глухой.

- [Ж] - согласный, твёрдый, шипящий, звонкий.

5. Чтение слоговых рядов (коллективное и индивидуальное).

- Образуйте слоги, произнесите их слитно.

- Ажо, ашо;

- Аши, ажи;

- Ежу, ешу.;

- Ишу, ижу.

Дети читают слоги коллективно и индивидуально.

- Ажо, ашо;

- Аши, ажи;

- Ежу, ешу.;

- Ишу, ижу.

6. Развитие фонематического слуха.

Физминутка.

 А теперь внимательно слушайте меня. Я буду говорить слова, если в них есть [ш] – повернитесь всем корпусом налево, если в них есть [ж] – повернитесь направо.

- Жук, шарик, флажок, лошадь, машина, лужа, журавль, ёжик.

- Выполняют задание  логопеда.

7. Составление слов из слогов. Дифференциация звуков в словах.

- Ребята, вспомните, какое правило вы знаете  с буквами ш, ж.

- Подумайте, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова. Соедините слоги из 1 и 2 столбика и прочитайте слова, которые у вас получились.

Задание вывешивает на доску.

- Полученные слова будем записывать в столбика, в 1-ый слова с буквой Ш, во 2-ой  — слова с буквой Ж.

Учащиеся работают у доски, и самостоятельно в тетради.

Слова: Ширина, жизнь, жир, животные, жираф, шило, живот, шишка.

8. Индивидуальная работа по карточкам.

Раздает индивидуальные карточки детям.

Задание в карточках:

 1. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж. Подчеркните их.

...уба,  ...ук,  ви...ня,  лу...а,  лягу...ка, ко...ка,  мы...ка,  ...ираф,  ...кола,  ё...,  ...уравли, ло...ка, око...ко.

Самостоятельная работа в тетради.

9.Оценка деятельности детей. Подведение итогов.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Молодцы! Вы хорошо сегодня занимались. Можете идти отдыхать. До свидания!

- Мы на уроке отвечали на вопросы, составляли слова из слогов, записывали слова  и т. д.

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"

Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"

Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв...

Конспект логопедического занятия "Звук Ч"

Данный конспект может быть использован на логопедическом занятии в начальной школе и подготовительной группе ДОУ, исключая или видоизменяя задания, связанные с чтением....

Конспект логопедического занятия «Звук ц», лексическая тема «Цирк».

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ....

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ц" 2 класс

Индивидуальное логопедическое занятие  «Звук и буква Ц» 2 класс...

Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш

Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш...

Конспект логопедического занятия «Звуко – буквенный анализ и синтез»

Логопедическая тема: «Звуко – буквенный анализ и синтез».Грамматическая тема: «Слово и его значение».Лексическая тема: «Ягоды, овощи, фрукты – витаминные прод...