Этап урока | Метод, приём | Форма | Деятельность логопед | Деятельность обучающихся |
1. Организационное начало урока. |
Задачи: -актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | Мотивирующий приём
| Фронтальная и индивидуальная работа | - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи! На рабочих местах учащихся разложены карточки – примеры с зашифрованными именами. - Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место. (На партах предметные картинки) (дом, арбуз, ножницы, игла, ложка – Данил) (слон, ананас, шишка, арбуз – Саша) (ведро, лампа, апельсин, дельфин - Влад) (арбуз, ракета, индюк, носки, ананас – Арина) | Стоят в кругу. Выполняют инструкции логопеда.
Находят свое рабочее место, собрав свое имя из первых букв картинок |
II. Постановка проблемы. Формулирование темы занятия. |
Задача: включения учащихся в коррекционный процесс. | «Загадки»
| Фронтальная работа | - Предлагаю отгадать загадки Две новые кленовые Подошвы двухметровые В них поставим две ноги - И по большим снегам беги! - Назовите третий звук в этом слове -Охарактеризуйте этот звук - На письме какой буквой обозначаем звук [Ж] Этой палкой бей смелее, Чтоб удар был, как из пушки Это палка - для хоккея И она зовется .... - Назовите 4 звук в слове. -Охарактеризуйте этот звук - На письме какой буквой обозначаем звук [Ш] -Над какими звуками и буквами мы будем работать на занятии. - Ребята, чем похожи, а чем различаются звуки [Ш] [Ж] | Дети называют отгадку - лыжи Ответы детей. - Согласный, звонкий, твердый, шипящий. - буквой "Ж" Дети называют отгадку - клюшка Ответы детей. - Согласный, глухой, твердый, шипящий. - буквой "Ш"
- Ответы детей Дети дают сравнительную характеристику звуков |
III.Основная часть. |
Задачи: -включение нового знания в систему знаний; - повторение и закрепление изученного ранее.
| Приём активизации внимания | Фронтальная работа | -Ребята, а в какое время года вы берете лыжи, клюшки, коньки. - Вы знаете, что в феврале 2014года у нас в России в городе Сочи прошла зимняя Олимпиада, в 2018 году в Республике Корея. И сегодня на занятие к нам пришли гости - символы Сочи 2014 года. (логопед показывает игрушки или картинки) - Кто знает, какой символ Олимпиады у всех олимпийских игр? - И сегодня на занятии мы будем собирать символ всех олимпийских игр - 5 Олимпийских колец. Эти пять колец символизируют пять населенных частей мира, которые желают участвовать в Олимпийском движении. За правильно выполненное задание Снежный Барс, Медвежонок и Зайчишка будут награждать вас кольцом. (При выставлении кольца объясняю, почему оно такого цвета). |
- Зимой.
- Снежный Барс, Медвежонок и Зайчишка.
- Олимпийские кольца
|
Задачи: -развитие фонематического восприятия.
| Проговаривание, слуховой дифференциации | Индивидуальная работа | - Для того, чтобы справиться с первое заданиями от Снежного Барса нужно размяться. -Повторите четко слоговые ряды Ша - ша - жа Ше - же - ше Жо - шо - жо Жи - жи - ши Шу - шу - жу Ожи - ажи - оши Ежи - еши - ежи Игра «Поймай звук» Если в слове есть звук Ж, хлопните в ладоши, а если звук Ш - топните правой ногой. Жители, пассажир, широкий, режим, жизнь, ширина, ошибка, умножить, лыжник, шлем, шайба, оружие, на финише, сушить, дорожить, афиша, шрамы, сужу, дружу. - Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий. | Повторяют слоговые ряды.
Выполняют соответствующие движения.
|
Задачи: -развитие фонематического восприятия, внимания, звукового анализа.
| Звукобуквенной дифференциации | Индивидуальная работа | -Ребята, откройте тетради запишите дату и тему урока. -Прежде чем пойти заниматься зимними видами спорта, нужно правильно одеться. Наш герой Медвежонок предлагает первое задание. -Запишите букву Ш или Ж, а рядом с ней укажите место звука в слове. Шуба, шарф, жакет, штаны, рубашка, пиджак, шапка, ушанка, джемпер, нижнее (белье), джинсы, гамаши, жилетка (Проверка на слайде) - Все верно! Вот ваша первая награда! (На доску вывешиваем олимпийское кольцо красного цвета, символизирует Американский континент). | Записывают слова в тетради.
Каждый проверяет свою работу сам. |
Задача: - развитие речи, активизация словарного запаса. | "Игра", познавательная активность | Индивидуальная и групповая работа | - А сейчас мы поиграем в снежки. Найдите половину слова. (Карточки). Убе - Подо - - ждать Награ - Побе -
Успе - - шно Поспе - Слы -
Пры - - жок Сне - Дру-
Ва - Ну - - жно Дру - Надё - -Запишите слова в тетради, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж– двумя. (проверка, чтение слов) - Все эти слова нам пригодятся на уроках и спортивных занятиях. - Вот и со вторым заданием вы справились. (Вывешиваем на доску второе олимпийское кольцо - синего цвета, символизирует Европу) | Записывают слова в тетради |
Задачи: -развитие внимания, навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
| Приём активизации внимания
| Индивидуальная работа | - Следующее задание надо выполнить по карточке. Найдите в каждой строке два слова - названия зимних видов спорта. Б р л р п д в л ы ж н ы е д л д п г о н к и з д См п ф к ц к о н ь к о б е ж н ы й л в с п о р т Д л ш г о р н о л ы ж н ы й п к ц й с п о р т в к Ж ш р н п р ы ж к и д л н в т р а м п л и н д ж
- Обратите внимание, как пишется слово прыжки. Как проверим? -А какие еще зимние виды спорта вы знаете? Запишите названия видов спорта в тетради, поделите слова на слоги, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж -двумя. (вывешивается на доску третье олимпийское кольцо - черного цвета, символизирует Африку) | Проговаривают названий видов спорта. (на доску вывешиваются картинки) Проверяют выполненное задание. Ответы детей.
Записывают в тетради.
|
Физминутка "Покажи движение" |
Задачи: -Развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения; -развитие логического мышления и зрительного восприятия.
| Приём активизации внимания задания с недостатком данных.
| Фронтальная и индивидуальная работа.
Фронтальная и индивидуальная работа. | Зайчишка предлагает нам новое испытание. -Вставь пропущенные буквы Ш– Ж. _ура и _еня катались на лы_ах. У Ми_и и Са_и клю_ки, _айбы и _лемы. Алё_а хоро_о бе_ит по доро_ке на коньках.У Серё_и были о_ибки. - Запишите второе предложение в тетради. Подчеркните опасные места. - Какие орфограммы вы встретили в предложениях? (вывешивается на доску четвертое олимпийское кольцо - желтого цвета, символизирует Азию)
Снежный барс принес нам послание, но оно зашифровано. Вот вам шифр. (Пешком ходить - долго жить.) п | д | о | д | и | и | г | о | д | е | ш | х | ь | т | р | л | р | ж | з | к | к | - | н | о | а | ж | ь | п | о | м | ы | д | м | с | и | т | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| - |
|
|
| 4 |
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
- Ребята, прочитайте, что у вас получилось? - Ребята, а почему так говорят? (вывешивается на доску 5 олимпийское кольцо - зеленого цвета, символизирует Австралию) Вот и собрали мы главный символ Олимпийских игр. | По очереди выходят к доске, записывают пропущенные буквы.
Ответы детей.
Дети читают. Рассуждения детей. |
IV. Итог урока. Рефлексия. |
Задачи -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Оперативный контроль
Оценивание ответов учащихся
| Фронтальная работа | 1 | | 5 | | 9 | | 2 | | 6 | | 10 | | 3 | | 7 | | 11 | | 4 | | 8 | | 12 | |
- Внимательно слушайте вопросы, согласны «+», не согласны « - ». - Звук[ш] всегда мягкий?
- Звук [ж] всегда твердый?
- Сочетание Жи – Ши пишем с буквой И?
- В слове «шуршала» два звука [Ш]?
- В слове ужин звук (ж) стоит на 3 месте?
- В слове лыжник звук (ж) находится на 2 месте?
- В слове маршрут звук (ш) находится на 4 месте?
- В слове ушибы звук (ш) находится на 3 месте?
- В слове (снежок) 3 слога?
- В слове шажок есть звук (ш) и звук (ж)?
- В слове (тишина) 3 слога?
- Чтобы быть сильным, ловким, умелым нужно заниматься спортом.
- Сравните ваши ответы, с тем, что должно получиться. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка? - Ребята, какую отметку вы бы поставили за свою работу. Почему? - На этом наши небольшие олимпийские игры подошли к концу. Снежный Барс с вами не прощаемся. На следующем занятии мы продолжим работу по теме. Спасибо за работу! | Индивидуальное заполнение «цифрового квадрата»
Проверяют выполненное задание. Ответы детей. |