Как научить ребенка формированию собственной личности?
статья по логопедии на тему

Пальцева Галина Львовна

      Как научить ребенка формированию своей личности?  Как научить слушать и слышать других, вступать в диалог и учиться обсуждать возникшие проблемы мирным путем, вести дискуссии и строить взаимные отношения со сверстниками и взрослыми?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

         Как научить ребенка формированию собственной личности?

      В настоящее время, для того чтобы быть успешными в жизни, люди ставят перед собой задачу развития своих личностных качеств, навыков и умений.

     Такие же задачи ставит система образования, осуществляя переход на новую программу обучения школьников по ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартам). В новой программе на первое место выдвигаются требования по формированию личности учащегося, а затем уже требования по приобретению им необходимых знаний и умений.

     Школа является местом, где обучаются личности, психологически и морально незрелые, с разными ценностями и установками, приобретёнными в основном в семье. Ситуация такая, что родители всё чаще направляют свое внимание на интеллектуальное развитие своих детей и не уделяют время духовному и нравственному воспитанию. Многие школьники не хотят читать книги, больше заняты видеоиграми, слушанием иностранных хитов, просмотром иностранных фильмов. В результате они не хотят учиться, не умеют сотрудничать с другими людьми, становятся конфликтными. Но большинство конфликтов способствуют не развитию, а разрушению человеческих взаимоотношений, становятся источниками агрессии, порождают целый комплекс негативных последствий.

      Как научить ребенка формированию своей личности?  Как научить слушать и слышать других, вступать в диалог и учиться обсуждать возникшие проблемы мирным путем, вести дискуссии и строить взаимные отношения со сверстниками и взрослыми?

     При решении этих вопросов активной средой разрешения проблемы и формирования нужных навыков выступают образовательная и воспитательная среда.

      Рассмотрим сложный процесс взаимодействия сопровождающего - учителя-логопеда и сопровождаемого - учащегося, результатом которого должны быть решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии личностных характеристик сопровождаемого. Часто логопедические занятия посещают дети с ТНР, с ЗПР страдающие СДВГ, агрессивным поведением.

 Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств, у них не развиты коммуникативные навыки.

Одной из важных задач коррекционно-логопедической работы с детьми, является обучение их связной речи.  Учащиеся должны овладеть навыками речевого общения, речевой коммуникации, то есть научиться грамотно и последовательно излагать свои мысли, пользоваться и диалогической и монологической речью

    Следует отметить, что учителя-логопеды обучают детей этике и культуре общения, формируют:

  1. базовые коммуникативные умения:
  • приветствие и прощание,
  • обращение,
  • просьба о поддержке, помощи, услуге,
  • оказание поддержки, помощи, услуги,
  • благодарность,
  • отказ;
  1. процессуальные коммуникативные умения:
  • говорить перед другими,
  • слушать других,
  • сотрудничать,
  • управлять (командовать),
  • подчиняться. (И. Н. Агафонова)

     Логопедическое воздействие наряду с развитием связной речи направляется на формирование эмпатии, то есть таких качеств, как сопереживание, сочувствие, реальное содействие.

  Например, мы видим плачущего ребенка. мы знаем, что он испытывает отрицательную эмоцию (обиду, страх, боль и т. д.), нам его жалко (сочувствие), мы его успокаиваем (выясняем причину) и устраняем её (что-то делаем).  При организации нравственного развития личности ребенка эти компоненты не всегда можно разделить.

  Для обучения детей понимать собственные чувства, а также эмоциональные состояния другого человека ребенку предлагают нарисовать себя счастливым, гневным и др. Взрослый может попросить ребенка изобразить на лице смайлика чувство, которое он испытывает в настоящий момент и назвать его.

     Для того чтобы привить школьнику высокие нравственные личностные качества, необходимо развивать любовь к книгам. Литературное чтение способствует развитию осмысленной, духовной и творческой деятельности.  Нужно развивать его индивидуальность и поощрять читать вслух.  Это поможет школьнику заметить, какие чувства возникают при чтении, а также побудит поделиться с логопедом и одноклассниками выводами по сути произведения.

     Очень важно, чтобы ребенок, проявляющий агрессивные тенденции, конфликтность, беспокойство, научился помогать самому себе, то есть познакомился с методами саморегуляции. С этой целью можно использовать упражнение «Возьми себя в руки» (Н. Л. Кряжева).

      Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека».

  М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей рекомендуют несколько приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать плохие мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп».

 При работе с детьми старшего возраста вместо использования наглядного знака можно использовать условный знак (например, чуть прикусить язык)

 Учитель-логопед в деле воспитания личности обучаемого ставит перед собой задачу - научить ребенка выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью могут применяться: обсуждение конфликтных ситуаций в кругу (например, как поступить, если ученик хочет сесть за этот стол у окна, а он уже занят или взять игру, которую  уже использует другой и т.д.).

     Развивать коммуникативные навыки помогают ролевые игры (разыгрывание ситуаций).

 Для этого можно использовать кукольный театр (кукол дети могут спроектировать и сшить),  пальчиковый театр,  магнитные доски с куклами из картона, одетыми в костюмы из цветной бумаги - созданные учащимися ), приемы игровой сказкотерапии.

  Работа с куклами способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, умению выразительно манипулировать персонажами, подражать тембру их голоса, интонации, вести диалог, менять высоту и силу голоса. Восторг от общения со сказкой, от сознания того, что «у меня получилось», благотворно влияет на эмоциональный фон ребенка. С другой стороны - зависимость героев друг от друга вырабатывает у детей дисциплинированность, ответственность, умение работать в команде.

      Снятию агрессивных состояний учащихся и развитию пальчиковой моторики также способствует работа с мягкими материалами: пластилином, глиной. Как правило, ребенок знает сам, что ему делать: лепить или мять, стучать по глине кулаком, рвать только что вылепленные фигурки. Все это пойдет ему на пользу и поможет избавиться от лишнего напряжения и разовьёт творческие способности.

      Интересным занятием, способствующим развитию речи и снятию раздражения является комментированное рисование. Например, детям предлагается:

Представьте себе долину. Справа и слева возвышаются два холма. Между ними течет извилистая река. Над рекой склонилась плакучая ивушка. За рекой стоит дом. Из трубы струится дым. От реки к дому вьется тропинка. По тропинке идет девочка (дать ей имя). Она встречает папу. Папа и собака Шарик сидят в лодке. Лодка подплывает к берегу.

Под диктовку логопеда дети рисуют или изображают схематично текст. По ходу рисования они отвечают на вопросы:

  1. Где течет речка? (Речка течет между холмами).

 2) Что склонилось над рекой? (Над рекой склонилось  дерево.) И так далее….

После ученики составляют по рисунку последовательный рассказ и записывают его.             (Шипицина Л.М)

     В разрешении конфликтов между учащимися старших классов помогает применение отдельных медиативных приёмов, что освобождает педагога от выполнения строгих ограничений и правил проведения медиации (ФЗ № 193)

     Медиация – это технология решения конфликта с участием нейтральной третьей стороны (медиатора).

     Восстановительная медиация помогает восстановить нарушенные отношения конфликтующих сторон, что является очень важным, в особенности в детско-подростковой среде как профилактика проявлений агрессии, жестокости и насилия.

    Например: 1) Можно помочь проговорить претензии сторон друг к другу (дать возможность сторонам по очереди сказать друг другу, что их обижает, раздражает, вызывает недовольство.  Из-за чего ты обижен на ….? Что Вас рассердило?

2) Дать возможность сторонам сказать, что ожидают друг от друга для разрешения спора и на что готовы сами. Скажите, что Вы ожидаете от …. (Саши), и на что готовы сами, чтобы взаимных претензий больше не было и спор не повторился? Посоветуйте сторонам начать так: Я хочу чтобы….(Саша) ……. (что именно он должен сделать), тогда я ……..(сделаю то-то и то-то) » Пусть стороны сформулируют, что именно ожидают друг от друга и на что готовы сами, чтобы загладить вину и чтобы ситуация не повторялась.

3) Нужно помочь сторонам сформулировать договоренность (проговорить с каждой стороной сомнения, договориться, как действовать в случае нарушения договоренностей одной из сторон. Итак, вы пришли к соглашению о том, что ….. (проговорить все, о чем стороны договорились).

   Психологи рекомендуют педагогам, логопедам, воспитателям, выступающим в конфликте третьей стороной и разрешающим конфликт с помощью медиативных технологий соблюдать следующие правила:

  • Контролируйте процесс, но не придерживайтесь точки зрения ни одной из сторон-участников конфликта.
  • Разъясните сторонам преимущества разрешения проблемы в процессе простого разговора с Вашим участием, а не с разбирательствами у завуча или директора.
  • Смотрите на проблему «со стороны».
  • Вы не будете судить, разглашать информацию о споре, наказывать, навязывать способ решения спора, Ваша цель помочь договориться о том, как урегулировать конфликт в интересах обеих сторон. (Квитко И.И.)

   В результате проведённой работы в копилку опыта ребенка добавятся  социальные навыки, разовьются личностные качества, которые помогут ему в общении со сверстниками и взрослыми, научат решать проблемы конструктивным путём,  помогут достичь успехов в жизни.

                                      Литература

1.Вершинина В.В. Основы психической и физической саморегуляции.

2.Квитко И.И. Медиативные технологии в работе классного руководителя.

3.Шипицина Л.М., Хилько А.А, Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста.

4.Шипицына Л. М., Заццфцнская О. В., Воронова А. П., Нилоеа Т. А.  Азбука общения

5.Шамликашвили Ц.А. Азбука медиации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как научить ребенка безопасному поведению на дороге?"

Цель собрания: организация совместной деятельности школы, семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения....

Статья "Как научить ребенка правильно писать"

        Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодо...

Статья "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?"

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....

Консультация для родителей : "Научите ребенка думать! Как научить ребенка оценивать себя!"

Что получил сегодня в школе?- спрашивает бабушка второклассника Мишу.- По русскому шесть баллов (это как 3+),- с грустью отвечает внук.- Как? Мы же с тобой вчера все правила выучили и домашнюю работу ...

Статья "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?"

Статья "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?" Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душ...