СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
статья по логопедии (3, 4 класс) на тему
С помощью интерактивной доски в коррекционном процессе у обучающихся: повышается мотивация к обучению за счет наглядности материала; активизируется деятельность младших школьников за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.
Использование различных технических средств обучения на логопедических занятиях делает работу по преодолению дисграфии более качественной, интересной и эффективной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письма, которые ребенок постоянно повторяет.
Работа над дисграфией ведется поэтапно:
1 этап: диагностический (выявление дисграфических ошибок у обучающихся);
2 этап: подготовительный (развитие пальцев рук, ориентировки в пространстве и ВПФ);
3 этап: коррекционный (устранение ошибок на письме);
4 этап: оценочный (оценивание результатов проведенной работы).
Таким образом, мы предлагаем рассмотреть некоторые методы по исправлению нарушения письма:
- узнавание звуко-буквы;
- составление схемы слова;
- соотнесение начальной буквы со словом и картинкой;
- слова с пропущенными буквами;
- звуко-буквенный анализ;
- составление звуковой схемы слова.
Используя в своей работе разнообразные методы по исправлении дисграфии, мы включаем задания разной сложности, с помощью которых отрабатываются такие приемы:
- составление букв из разных частей в виде круга, полуовала, крючков, наклонных линий; карандашей; зубочисток; из различного природного материала; камней; пуговиц; шнурков; лепка из пластилина; штриховка; закрашивание буквы нужным цветом;
- обследование символов букв кончиками пальцев;
- оппозиционирование букв с предметами окружающего пространства;
- угадывание символа буквы, «написанной» на спине, ладони, в воздухе;
- нахождение графических схем к слову;
- выкладывание из букв слогов;
- разгадывание ребусов и кроссвордов;
- деление слов на слоги и нахождение ударного слога;
- подбор слов к графическим схемам;
- составление единицы предложения из слогов;
- вставление в слова пропущенных букв;
- подбор различных частей речи к заданному слову;
- согласование окончаний различных частей речи;
- составление предложения в соответствии со схемам;
- определение границ в тексте;
- работа с несвязным по смыслу текстом;
- составление рассказа по заданным картинкам.
Хотелось бы отметить, что применение этих методов и приёмов должно реализуется в системе логопедических занятий.
В нашей школе, для детей с тяжелыми нарушениями речи, была разработана программа по предупреждению и преодолению дисграфии у младших школьников.
К этой программе мы составили комплекс занятий с применением компьютерных программ Microsoft Word (карточки для самостоятельной работы, таблицы), Microsoft Excel (для составления кроссвордов и тестов), Microsoft Power Point(составления различных презентаций по темам, игры), проигрыватель Windows Media (прослушивание речевых и неречевых звуков, мелодий, просмотр правильного выполнения артикуляционных упражнений).
Прежде чем дать обучающемуся самостоятельно работать в компьютерных программах по преодолению дисграфии, мы заранее знакомим его с этими программами.
Применяя ТСО в нашей работе, мы выявили ряд преимуществ. Выведение учебного материала на мультимедийный экран в игровой форме, что способствует интересу у обучающихся к познавательной деятельности. Анимация, звук, мультипликация, самостоятельный выбор ответа и самопроверка вызывает не только интерес, но и удерживает внимание обучающихся.
Мы предлагаем подобные упражнения, которые используем с помощью ТСО:
- подобрать подходящую букву в слове;
- заменить букву другой;
- подобрать части речи;
- образование порядковых числительных;
- согласование частей речи;
- подобрать подобные слова;
- подобрать противоположные по смыслу слова;
- разделить предложения на слова;
- найти начало и конец предложения;
- дифференцирование предлогов и приставок;
- разгадывание кроссвордов (части речи);
- тестирование;
Применяя данные компьютерные программы, мы добиваемся повышения результативности коррекционно-образовательного процесса.
В нашей школе появилась возможность оснащать логопедические кабинеты ТСО, включающие мультимедиа и интерактивные доски, что позволяет повысить результаты в работы по преодолению нарушения письма. С помощью интерактивных досок мы можем продемонстрировать материал, который представляли ранее традиционными способами: привлечь внимание обучающихся на необходимую нам в работе информацию, при помощи дополнительных функций, выделить отдельные элементы изображения; дать возможность вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, отменять или повторять действие, чтобы сфокусировать внимание школьников на главном; добавить звук и видеоклипы для улучшения качества наглядности; разделять экран на две части при сопоставлении различных процессов или сравнении объектов.
Такие возможности придают ученикам уверенность в своих силах, т. к. они знают, что всегда можно вернуться и исправить ошибки.
С помощью интерактивной доски в коррекционном процессе у обучающихся: повышается мотивация к обучению за счет наглядности материала; активизируется деятельность младших школьников за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.
Использование различных технических средств обучения на логопедических занятиях делает работу по преодолению дисграфии более качественной, интересной и эффективной.
Литература
1. Афанасьева Е. А. Интерактивная доска: приемы использования в образовательном процессе. – 2011. - 10 с.
2. Кузнецов А. И., Шехман С. А. Интерактивные доски: теория и практика // Мир ПК, 2007. - 5 с.
3. Клоков, Е.В., Технология проектного обучения / Е.В. Клоков, А.В. Денисов // Школа. – 2006. – № 2. – С. 29-36.
4. Коноплева, И.С. Компьютерные обучающие системы / И.С. Коноплева, А. П. Чубова // Учитель. – 2007. – № 5. – С. 16-17.
5. Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – №2. – С. 37-39.
6. Кораблёв, А.А. Непрерывное образование / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – № 2. – С. 34-36. 5. Судаков, А.В. Формирование информационно-образовательной среды / А.В. Судаков //
Школа. – 2006. – № 2. – С. 49-59. 6. Шампанер, Г. Обучающиекомпьютерные системы / Г. Шампанер // Высшее образование в России. – 1998. – № 3. – С. 95-96
7. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: «Образование», 1997. 172 с.
8. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб.заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2007.
9. Фокина О. А. Использование компьютерных технологий в коррекции дисграфии / О. А. Фокина // Коррекционная педагогика, 2010. № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей ...
Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)
Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс) предназначена для учителей - логопедов СОШ. Основная задача логопеда состоит в том, чтоб...
Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников
Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников...
Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников
В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии....
Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, уча...
Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функци...
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена вопросам использования технических средств обучения в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном коррекционн...