Главные вкладки

    СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
    статья по логопедии (3, 4 класс) на тему

    Нелли Викторовна Рябцева
     
    Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письма, которые ребенок постоянно повторяет. 

    С помощью интерактивной доски в коррекционном процессе у обучающихся: повышается мотивация к обучению за счет наглядности материала; активизируется деятельность младших школьников за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

    Использование различных технических средств обучения  на логопедических занятиях делает работу по преодолению дисграфии более  качественной, интересной и эффективной.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ  С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

    Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письма, которые ребенок постоянно повторяет.

    Работа над дисграфией ведется поэтапно:

    1 этап: диагностический (выявление дисграфических ошибок у обучающихся);

    2 этап: подготовительный (развитие пальцев рук, ориентировки в пространстве и ВПФ);

    3 этап: коррекционный (устранение ошибок на письме);

    4 этап: оценочный (оценивание результатов проведенной работы).

    Таким образом, мы предлагаем рассмотреть некоторые методы по исправлению нарушения письма:

    • узнавание звуко-буквы;
    • составление схемы слова;
    • соотнесение начальной буквы со словом и картинкой;
    •  слова с пропущенными буквами;
    •  звуко-буквенный анализ;
    •  составление звуковой схемы слова.

    Используя в своей работе разнообразные методы по исправлении дисграфии, мы включаем задания разной сложности, с помощью которых отрабатываются такие приемы:

    • составление букв из разных частей в виде круга, полуовала, крючков, наклонных линий; карандашей; зубочисток; из различного природного материала; камней; пуговиц; шнурков; лепка из пластилина; штриховка; закрашивание буквы нужным цветом;
    • обследование символов букв кончиками пальцев;
    • оппозиционирование букв с предметами окружающего пространства;
    • угадывание символа буквы, «написанной» на спине, ладони, в воздухе;
    • нахождение графических схем к слову;
    • выкладывание из букв слогов;
    • разгадывание ребусов и кроссвордов;
    • деление слов на слоги и нахождение ударного слога;
    • подбор слов к графическим схемам;
    • составление единицы предложения из слогов;
    • вставление в слова пропущенных букв;
    • подбор различных частей речи к заданному слову;
    • согласование окончаний различных частей речи;
    • составление предложения в соответствии со схемам;
    • определение границ в тексте;
    • работа с несвязным по смыслу текстом;
    • составление рассказа по заданным картинкам.

    Хотелось бы отметить, что применение этих методов и приёмов должно реализуется в системе логопедических занятий.

    В нашей школе, для детей с тяжелыми нарушениями речи, была разработана программа по предупреждению и преодолению дисграфии у младших школьников.

    К этой программе мы составили комплекс занятий с применением компьютерных программ Microsoft Word (карточки для самостоятельной работы, таблицы), Microsoft Excel (для составления кроссвордов и тестов), Microsoft Power Point(составления различных презентаций по темам, игры), проигрыватель Windows Media (прослушивание речевых и неречевых звуков, мелодий, просмотр правильного выполнения артикуляционных упражнений).

    Прежде чем дать обучающемуся самостоятельно работать в компьютерных программах по преодолению дисграфии, мы заранее знакомим его с этими программами.

    Применяя ТСО в нашей работе, мы выявили ряд преимуществ. Выведение учебного материала на мультимедийный экран в игровой форме, что способствует интересу у обучающихся к познавательной деятельности. Анимация, звук, мультипликация, самостоятельный выбор ответа и самопроверка вызывает не только интерес, но и удерживает внимание обучающихся.

    Мы предлагаем подобные упражнения, которые используем с помощью ТСО:

    1. подобрать подходящую букву в слове;
    2. заменить букву другой;
    3. подобрать части речи;
    4. образование  порядковых числительных;
    5. согласование частей речи;
    6. подобрать подобные слова;
    7. подобрать противоположные по смыслу слова;
    8. разделить предложения на слова;
    9. найти начало и конец предложения;
    10. дифференцирование предлогов и приставок;
    11. разгадывание кроссвордов (части речи);
    12. тестирование;

    Применяя данные компьютерные программы, мы добиваемся повышения результативности коррекционно-образовательного процесса.

    В нашей школе появилась возможность оснащать логопедические кабинеты ТСО, включающие мультимедиа и интерактивные доски, что позволяет повысить результаты в работы по преодолению нарушения письма. С помощью интерактивных досок мы можем продемонстрировать материал, который представляли ранее традиционными способами: привлечь внимание обучающихся на необходимую нам в работе информацию, при помощи дополнительных функций, выделить отдельные элементы изображения; дать возможность вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, отменять или повторять действие, чтобы сфокусировать внимание школьников на главном; добавить звук и видеоклипы для улучшения качества наглядности; разделять экран на две части при сопоставлении различных процессов или сравнении объектов.

    Такие возможности придают ученикам уверенность в своих силах, т. к. они знают, что всегда можно вернуться и исправить ошибки.

    С помощью интерактивной доски в коррекционном процессе у обучающихся: повышается мотивация к обучению за счет наглядности материала; активизируется деятельность младших школьников за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

    Использование различных технических средств обучения  на логопедических занятиях делает работу по преодолению дисграфии более  качественной, интересной и эффективной.

    Литература

    1. Афанасьева Е. А. Интерактивная доска: приемы использования в образовательном процессе. – 2011.  - 10 с.

    2. Кузнецов А. И., Шехман С. А. Интерактивные доски: теория и практика // Мир ПК, 2007.  - 5 с.

    3. Клоков, Е.В., Технология проектного обучения / Е.В. Клоков, А.В. Денисов // Школа. – 2006. – № 2. – С. 29-36.

    4. Коноплева, И.С. Компьютерные обучающие системы / И.С. Коноплева, А. П. Чубова // Учитель. – 2007. – № 5. – С.        16-17.

    5. Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – №2. – С. 37-39.

    6. Кораблёв, А.А. Непрерывное образование / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – № 2. – С. 34-36. 5. Судаков, А.В. Формирование информационно-образовательной среды / А.В. Судаков //

    Школа. – 2006. – № 2. – С. 49-59. 6. Шампанер, Г. Обучающиекомпьютерные системы / Г. Шампанер // Высшее образование в России. – 1998. – № 3. – С. 95-96

    7. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: «Образование», 1997. 172 с.

    8. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб.заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2007.

    9. Фокина О. А. Использование компьютерных технологий в коррекции дисграфии / О. А. Фокина // Коррекционная педагогика, 2010. № 4.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.

    Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей ...

    Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)

    Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс)  предназначена для  учителей - логопедов СОШ.       Основная задача логопеда  состоит в том, чтоб...

    Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем

    Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...

    Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников

    Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников...

    Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников

    В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии....

    «Применение светового планшета, как метод коррекции смешанной дисграфии у младших школьников»

    Применение светового планшета, как метод коррекции смешанной дисграфии у младших школьников В последнее время резко увеличилось количество детей, испытывающих трудности в обучении. Часто встречаю...

    Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников

    В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Но наряду с ними, важны и конкр...