СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
статья по логопедии (3, 4 класс) на тему

Нелли Викторовна Рябцева
 
Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письма, которые ребенок постоянно повторяет. 

С помощью интерактивной доски в коррекционном процессе у обучающихся: повышается мотивация к обучению за счет наглядности материала; активизируется деятельность младших школьников за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

Использование различных технических средств обучения  на логопедических занятиях делает работу по преодолению дисграфии более  качественной, интересной и эффективной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ  С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письма, которые ребенок постоянно повторяет.

Работа над дисграфией ведется поэтапно:

1 этап: диагностический (выявление дисграфических ошибок у обучающихся);

2 этап: подготовительный (развитие пальцев рук, ориентировки в пространстве и ВПФ);

3 этап: коррекционный (устранение ошибок на письме);

4 этап: оценочный (оценивание результатов проведенной работы).

Таким образом, мы предлагаем рассмотреть некоторые методы по исправлению нарушения письма:

  • узнавание звуко-буквы;
  • составление схемы слова;
  • соотнесение начальной буквы со словом и картинкой;
  •  слова с пропущенными буквами;
  •  звуко-буквенный анализ;
  •  составление звуковой схемы слова.

Используя в своей работе разнообразные методы по исправлении дисграфии, мы включаем задания разной сложности, с помощью которых отрабатываются такие приемы:

  • составление букв из разных частей в виде круга, полуовала, крючков, наклонных линий; карандашей; зубочисток; из различного природного материала; камней; пуговиц; шнурков; лепка из пластилина; штриховка; закрашивание буквы нужным цветом;
  • обследование символов букв кончиками пальцев;
  • оппозиционирование букв с предметами окружающего пространства;
  • угадывание символа буквы, «написанной» на спине, ладони, в воздухе;
  • нахождение графических схем к слову;
  • выкладывание из букв слогов;
  • разгадывание ребусов и кроссвордов;
  • деление слов на слоги и нахождение ударного слога;
  • подбор слов к графическим схемам;
  • составление единицы предложения из слогов;
  • вставление в слова пропущенных букв;
  • подбор различных частей речи к заданному слову;
  • согласование окончаний различных частей речи;
  • составление предложения в соответствии со схемам;
  • определение границ в тексте;
  • работа с несвязным по смыслу текстом;
  • составление рассказа по заданным картинкам.

Хотелось бы отметить, что применение этих методов и приёмов должно реализуется в системе логопедических занятий.

В нашей школе, для детей с тяжелыми нарушениями речи, была разработана программа по предупреждению и преодолению дисграфии у младших школьников.

К этой программе мы составили комплекс занятий с применением компьютерных программ Microsoft Word (карточки для самостоятельной работы, таблицы), Microsoft Excel (для составления кроссвордов и тестов), Microsoft Power Point(составления различных презентаций по темам, игры), проигрыватель Windows Media (прослушивание речевых и неречевых звуков, мелодий, просмотр правильного выполнения артикуляционных упражнений).

Прежде чем дать обучающемуся самостоятельно работать в компьютерных программах по преодолению дисграфии, мы заранее знакомим его с этими программами.

Применяя ТСО в нашей работе, мы выявили ряд преимуществ. Выведение учебного материала на мультимедийный экран в игровой форме, что способствует интересу у обучающихся к познавательной деятельности. Анимация, звук, мультипликация, самостоятельный выбор ответа и самопроверка вызывает не только интерес, но и удерживает внимание обучающихся.

Мы предлагаем подобные упражнения, которые используем с помощью ТСО:

  1. подобрать подходящую букву в слове;
  2. заменить букву другой;
  3. подобрать части речи;
  4. образование  порядковых числительных;
  5. согласование частей речи;
  6. подобрать подобные слова;
  7. подобрать противоположные по смыслу слова;
  8. разделить предложения на слова;
  9. найти начало и конец предложения;
  10. дифференцирование предлогов и приставок;
  11. разгадывание кроссвордов (части речи);
  12. тестирование;

Применяя данные компьютерные программы, мы добиваемся повышения результативности коррекционно-образовательного процесса.

В нашей школе появилась возможность оснащать логопедические кабинеты ТСО, включающие мультимедиа и интерактивные доски, что позволяет повысить результаты в работы по преодолению нарушения письма. С помощью интерактивных досок мы можем продемонстрировать материал, который представляли ранее традиционными способами: привлечь внимание обучающихся на необходимую нам в работе информацию, при помощи дополнительных функций, выделить отдельные элементы изображения; дать возможность вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, отменять или повторять действие, чтобы сфокусировать внимание школьников на главном; добавить звук и видеоклипы для улучшения качества наглядности; разделять экран на две части при сопоставлении различных процессов или сравнении объектов.

Такие возможности придают ученикам уверенность в своих силах, т. к. они знают, что всегда можно вернуться и исправить ошибки.

С помощью интерактивной доски в коррекционном процессе у обучающихся: повышается мотивация к обучению за счет наглядности материала; активизируется деятельность младших школьников за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

Использование различных технических средств обучения  на логопедических занятиях делает работу по преодолению дисграфии более  качественной, интересной и эффективной.

Литература

1. Афанасьева Е. А. Интерактивная доска: приемы использования в образовательном процессе. – 2011.  - 10 с.

2. Кузнецов А. И., Шехман С. А. Интерактивные доски: теория и практика // Мир ПК, 2007.  - 5 с.

3. Клоков, Е.В., Технология проектного обучения / Е.В. Клоков, А.В. Денисов // Школа. – 2006. – № 2. – С. 29-36.

4. Коноплева, И.С. Компьютерные обучающие системы / И.С. Коноплева, А. П. Чубова // Учитель. – 2007. – № 5. – С.        16-17.

5. Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – №2. – С. 37-39.

6. Кораблёв, А.А. Непрерывное образование / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – № 2. – С. 34-36. 5. Судаков, А.В. Формирование информационно-образовательной среды / А.В. Судаков //

Школа. – 2006. – № 2. – С. 49-59. 6. Шампанер, Г. Обучающиекомпьютерные системы / Г. Шампанер // Высшее образование в России. – 1998. – № 3. – С. 95-96

7. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: «Образование», 1997. 172 с.

8. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб.заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2007.

9. Фокина О. А. Использование компьютерных технологий в коррекции дисграфии / О. А. Фокина // Коррекционная педагогика, 2010. № 4.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей ...

Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)

Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс)  предназначена для  учителей - логопедов СОШ.       Основная задача логопеда  состоит в том, чтоб...

Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников

Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников...

Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии....

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, уча...

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функци...

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена вопросам использования технических средств обучения в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном коррекционн...