Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)
рабочая программа по логопедии (2 класс) по теме

 Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс)  предназначена для  учителей - логопедов СОШ.

       Основная задача логопеда  состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности

пропедевтической  работы – своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_korektsii_disgrafii_2kl_torbochkina_e.e.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекции  

дисграфии у младших школьников.(2класс)

Пояснительная записка.

     Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия, дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах

школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

     Основная задача логопеда  состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности

пропедевтической  работы – своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

     Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне

буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста:

 

  • пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
  • раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
  • нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

     

     Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

      Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок

необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

        Применяя принцип поуровнего анализа речи, предложенный И.Н.Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:

     

       - ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез);

        -ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);

        -ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).

         Общая характеристика программы.

 В основе программы лежит логопедическая методика  Мазановой Е.В., цель

которой – коррекция дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза.

       Программа рассчитана на 70 занятий, что составляет:

  • 9 месяцев обучения ( 2 занятия в неделю )

          Целевая аудитория.

       Программа рассчитана  на детей младшего школьного возраста ( 8-9 лет

       2 класс).

          Задачи:

      1.Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

      2.Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на      

         на уровне слова.

      3.Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предло-

         жения и текста.

         Содержание работы:

               Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:

- работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

- развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение и употребление в речи простых предложений.

      Форма проведения занятий:

    На занятиях используются основные принципы логопедической работы:

комплексность, учет специфики нарушений, поэтапность и др.

    Каждое занятие имеет свою структуру:

  1. Оргмомент.
  2. Основная часть.
  3. Заключительная часть.

       К концу обучения дети должны знать.

1.Чем отличаются между собой звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, текст.

2.Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения,                предлогов.

3. Правописание предлогов.

       К концу обучения дети должны уметь.

1.Различать гласные и согласные звуки.

2.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения,        набор отдельных предложений и текст.

3.Определять ударные и безударные гласные, слоги.

4.Определять в словах место и последовательность звука.

5.Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в  предложениях, предложений в тексте.

6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.

      Литература:

Е.В. Мазанова « Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Издательство «Гном и Д», 2006г.

Е.В. Мазанова « Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». Комплект тетрадей. М., Аквариум , 2006г.

А.В Ястребова « Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» М., 1984г.

И.Н.Садовникова « Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников « М., Владос, 1995г.

                                         

Учебно-тематический план фронтальных занятий по коррекции

дисграфии у младших школьников.(2класс)

№ п/п

Тема

Количество занятий

1.

Вводное занятие.

1

2.

Предложение.

2

3.

Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения.

1

4.

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

1

5.

Звуки и буквы.                                            

1

6.

Гласные звуки и буквы.

2

7.

Дифференциация звуков А-Я.

2

8.

Дифференциация звуков У-Ю.

2

9.

Дифференциация звуков О-Е.

2

10.

Дифференциация звуков Ы-И.

2

11.

Слоговой и звуко-буквенный анализ слов.

3

12.

Ударные и безударные гласные.

1

13.

Смыслоразличительная роль ударения.

1

14.

Согласные звуки и буквы.

1

15.

Дифференциация твердых и мягких согласных.

1

16.

Обозначение мягкости согласных звуков буквами е,е,ю,я,и.

2

17.

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

1

18.

Мягкий знак-показатель мягкости согласного

звука в середине слова.

1

19.

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

20.

Дифференциация звуков д-т.

1

21.

Дифференциация звуков з-с

1

22.

Дифференциация звуков б-п.

1

23.

Дифференциация ж-ш. Правописание жи-ши.

1

24.

Звук и буква ч. Правописание ча,чу.

1

25.

Дифференциация ч-щ.

1

26.

Дифференциация звуков щ-с.

1

27.

Дифференциация звуков к-г-х.

1

28.

Диктант.

1

29.

Слова, обозначающие предмет.

2

30.

Слова, обозначающие действие предмета.

2

31.

Различение слов, обозначающих предмет и действие.

2

32.

Слова, обозначающие признак предмета.

2

33.

Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

2

34.

Понятие о предлоге.

1

35.

Предлоги  в, на.

2

36.

Предлоги  к, от.

1

37.

Предлоги от, из.

2

38.

Предлоги  с (со).

2

39.

Предлоги у, к, от.

2

40.

Предлоги  по, к.

1

41.

Предлоги в, за

1

42.

Предлоги в, у.

1

43.

Предлоги на, над.

1

44.

Словосочетание.

5

45.

Связь слов в предложении.

4

                                                                    Итого:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей ...

Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников

Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников...

Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии....

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм...

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, уча...

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функци...

Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников

Цель: познакомить учителей начальных классов  упражнениями по коррекции дисграфии (из опыта работы)Задачи:Рассказать о видах дисграфии и причинах возникновения.Познакомить с  видами уп...