Главные вкладки

    Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)
    рабочая программа по логопедии (2 класс) по теме

     Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс)  предназначена для  учителей - логопедов СОШ.

           Основная задача логопеда  состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности

    пропедевтической  работы – своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

             

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_korektsii_disgrafii_2kl_torbochkina_e.e.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа коррекции  

    дисграфии у младших школьников.(2класс)

    Пояснительная записка.

         Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия, дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах

    школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

         Основная задача логопеда  состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности

    пропедевтической  работы – своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

         Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне

    буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста:

     

    • пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
    • раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
    • нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

         

         Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

          Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок

    необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

            Применяя принцип поуровнего анализа речи, предложенный И.Н.Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:

         

           - ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез);

            -ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);

            -ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).

             Общая характеристика программы.

     В основе программы лежит логопедическая методика  Мазановой Е.В., цель

    которой – коррекция дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза.

           Программа рассчитана на 70 занятий, что составляет:

    • 9 месяцев обучения ( 2 занятия в неделю )

              Целевая аудитория.

           Программа рассчитана  на детей младшего школьного возраста ( 8-9 лет

           2 класс).

              Задачи:

          1.Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

          2.Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на      

             на уровне слова.

          3.Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предло-

             жения и текста.

             Содержание работы:

                   Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:

    - работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);

    - развитие мелкой моторики пальцев рук;

    - развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

    - развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение и употребление в речи простых предложений.

          Форма проведения занятий:

        На занятиях используются основные принципы логопедической работы:

    комплексность, учет специфики нарушений, поэтапность и др.

        Каждое занятие имеет свою структуру:

    1. Оргмомент.
    2. Основная часть.
    3. Заключительная часть.

           К концу обучения дети должны знать.

    1.Чем отличаются между собой звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, текст.

    2.Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения,                предлогов.

    3. Правописание предлогов.

           К концу обучения дети должны уметь.

    1.Различать гласные и согласные звуки.

    2.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения,        набор отдельных предложений и текст.

    3.Определять ударные и безударные гласные, слоги.

    4.Определять в словах место и последовательность звука.

    5.Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в  предложениях, предложений в тексте.

    6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.

          Литература:

    Е.В. Мазанова « Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Издательство «Гном и Д», 2006г.

    Е.В. Мазанова « Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». Комплект тетрадей. М., Аквариум , 2006г.

    А.В Ястребова « Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» М., 1984г.

    И.Н.Садовникова « Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников « М., Владос, 1995г.

                                             

    Учебно-тематический план фронтальных занятий по коррекции

    дисграфии у младших школьников.(2класс)

    № п/п

    Тема

    Количество занятий

    1.

    Вводное занятие.

    1

    2.

    Предложение.

    2

    3.

    Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения.

    1

    4.

    Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

    1

    5.

    Звуки и буквы.                                            

    1

    6.

    Гласные звуки и буквы.

    2

    7.

    Дифференциация звуков А-Я.

    2

    8.

    Дифференциация звуков У-Ю.

    2

    9.

    Дифференциация звуков О-Е.

    2

    10.

    Дифференциация звуков Ы-И.

    2

    11.

    Слоговой и звуко-буквенный анализ слов.

    3

    12.

    Ударные и безударные гласные.

    1

    13.

    Смыслоразличительная роль ударения.

    1

    14.

    Согласные звуки и буквы.

    1

    15.

    Дифференциация твердых и мягких согласных.

    1

    16.

    Обозначение мягкости согласных звуков буквами е,е,ю,я,и.

    2

    17.

    Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

    1

    18.

    Мягкий знак-показатель мягкости согласного

    звука в середине слова.

    1

    19.

    Звонкие и глухие согласные звуки.

    1

    20.

    Дифференциация звуков д-т.

    1

    21.

    Дифференциация звуков з-с

    1

    22.

    Дифференциация звуков б-п.

    1

    23.

    Дифференциация ж-ш. Правописание жи-ши.

    1

    24.

    Звук и буква ч. Правописание ча,чу.

    1

    25.

    Дифференциация ч-щ.

    1

    26.

    Дифференциация звуков щ-с.

    1

    27.

    Дифференциация звуков к-г-х.

    1

    28.

    Диктант.

    1

    29.

    Слова, обозначающие предмет.

    2

    30.

    Слова, обозначающие действие предмета.

    2

    31.

    Различение слов, обозначающих предмет и действие.

    2

    32.

    Слова, обозначающие признак предмета.

    2

    33.

    Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

    2

    34.

    Понятие о предлоге.

    1

    35.

    Предлоги  в, на.

    2

    36.

    Предлоги  к, от.

    1

    37.

    Предлоги от, из.

    2

    38.

    Предлоги  с (со).

    2

    39.

    Предлоги у, к, от.

    2

    40.

    Предлоги  по, к.

    1

    41.

    Предлоги в, за

    1

    42.

    Предлоги в, у.

    1

    43.

    Предлоги на, над.

    1

    44.

    Словосочетание.

    5

    45.

    Связь слов в предложении.

    4

                                                                        Итого:

    70


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.

    Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей ...

    Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников

    Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников...

    Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников

    В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии....

    СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

    Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм...

    Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

    Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, уча...

    Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

    Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функци...

    Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников

    Цель: познакомить учителей начальных классов  упражнениями по коррекции дисграфии (из опыта работы)Задачи:Рассказать о видах дисграфии и причинах возникновения.Познакомить с  видами уп...