Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников
статья (1 класс)

Илюшина Светлана Михайловна

 Цель: познакомить учителей начальных классов  упражнениями по коррекции дисграфии (из опыта работы)

Задачи:

  • Рассказать о видах дисграфии и причинах возникновения.
  • Познакомить с  видами упражнений по коррекции дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад36.28 КБ
Office presentation icon Презентация к докладу2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района  Саратовской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

г. Балаково Саратовской области

                               Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников

 Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 МАОУ СОШ № 7

Илюшина Светлана Михайловна

        

Балаково

2020

 Цель: познакомить учителей начальных классов  упражнениями по коррекции дисграфии (из опыта работы)

Задачи:

  • Рассказать о видах дисграфии и причинах возникновения.
  • Познакомить с  видами упражнений по коррекции дисграфии.

Ученики начальных классов часто страдают логопедическим заболеванием – дисграфией. Она характеризуется некоторыми видами нарушения письма: дети пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. Дети, страдающие дисграфией, очень редко могут написать слово полностью. Часто в конце они ставят палочки, которые можно принять за буквы. На самом деле это очень серьёзная проблема. Если не уделить внимание её решению, у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, что приведёт к потере уверенности в своих силах, а в старших классах может развиться дизорфография  – расстройство усвоения орфографических навыков. Главное – верно определить, есть ли у ребёнка дисграфия или это просто банальное незнание норм правописания. Особое внимание нужно уделить произношению звуков, словарному запасу, правильности построения предложений. Исследование слуха и зрения ребёнка.

 Показать практическое применение коррекционных  упражнений на примере уроках обучение грамоте и  русского языка.

   Ожидаемые результаты: уметь организовать индивидуальную помощь детям с различными видами дисграфии.

(Слайд 1) В прошлом учебном году я выпускала 4-ый класс. К новому году у двоих своих учеников я стала наблюдать торможение в развитии, т.е. усвоение нового материала практически не происходит. Ошибки добускаются даже на ударные гласные. После беседы с родителями было принято решение сходить на комиссию ПМПКа. Диагноз был - дисграфия и дислексия. Я заинтересовалась этой проблемой.

(Слайд 2) дисграфией – нарушения письма.

(Слайд 3)Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, 

               Дискалькулия – сложности с арифметическим счетом.

              Диспраксия – сложности связанные с планированием и организацией движения.

       

 Ученики начальных классов часто страдают логопедическим заболеванием – дисграфией. Она характеризуется некоторыми видами нарушения письма: дети пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. На самом деле это очень серьёзная проблема. Если не уделить внимание её решению, у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, что приведёт к потере уверенности в своих силах.           Причины появления учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает это заболевание. Данный вопрос ещё до конца не изучен, однако большинство экспертов сходится во мнении, что основанием для развития недуга является ….

(Слайд 4) ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Наследственность. Как уже было отмечено, это основной повод для появления заболевания. Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций.
  • Функциональные источники. Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.
  •  Недоразвитие головного мозга. Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.
  • Социально-психологическое влияние. Данное заболевание у детей может развиться из-за неправильной речи окружающих людей, дефицита общения, а также невнимания к письму и чтению ребёнка со стороны родителей.

Поэтому на первом собрании надо провести опрос родителей и :

  • если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  • если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  • если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  • если ребёнок левша или переученный левша;
  • если у ребёнка были травмы головы;
  • если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

…то надо присмотреться к таким детям. Если есть в школе логопед, то его участи будет первостепенным. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

(слайд №5) ВИДЫ ДИСГРАФИИ

  • Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

Пока не исправить звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на произношение нельзя. Работа с логопедом!

  • (слайд 6) Акустическая. Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т,    ц-с. Коррекция акустической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства.

Методы коррекции акустической дисграфии 

  • (слайд 7) «Модель слова». Ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.
  • Анализ звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.
  • (слайд 8) Пропущенная буква.  Школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать все слово полностью.
  • (слайд 9) Исправление погрешностей. Здесь каждый получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника – исправить это и переписать слова в правильном варианте.
  • (слайд 10) Задание «Пишем вслух» Наверное, это одно из самых эффективных упражнений. Его ничем не заменить, суть заключается в проговаривании вслух написанного с обязательным выделением слабых долей. Это нужно делать не спеша, чётко выговаривая каждую букву. Например: кОрова даёт мОлОко. Упражнение направлено на повышение уровня грамотности. Слабые доли представляют собой звуки, которым при беглой речи не уделяется внимание, и они произносятся неверно. Важным моментом является проговаривание слова до конца, выделение окончаний.

(слайд 11) Дети, страдающие дисграфией, очень редко могут написать слово полностью. Часто в конце они ставят палочки, которые можно принять за буквы. Однако количество этих линий не соответствует числу букв, которые должны быть в этом слове. С помощью этих задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников. Упражнения, направленные на лечение заболевания, довольно разнообразны. Но основополагающим является «Пишем вслух». Нужно приучить ребёнка к проговариванию каждого написанного слова, и тогда результат не заставит себя долго ждать. Но, что делать если вы учите, а ребенок все равно делает ошибки? Тут поможет только индивидуальная работа.

  • (слайд 12) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки, Несоблюдение границ предложений, написание всех слов предложении слитно. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.

(слайд 13) Методы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Развитие языкового анализа и синтеза:

- формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении

(Например:  составь предложение по схеме, составь к предложению схему. Тврческие задания: составь по картинке предложение. Работа с деформированным предложением)

2. Развитие слогового анализа и синтеза:

- умение выделять гласные звуки в слове

3. Развитие фонематического анализа и синтеза:

- выделение звука на фоне слова
- вычленение звука в начале, в середине, конце слова
- определение последовательности, количества и места звука в слове.

  • (слайд 14 ) Оптическая. Дисграфия данного вида проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п). Проявлением этого заболевания является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга. Оптическая дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения освещены в статье) является важной проблемой в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание.    

Методы коррекции оптической дисграфии

Коррекционная работа при данном виде дисграфии направлена на закрепление связи между звуком и буквой, развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений.

  • (слайд 15 ) Составь букву из элементов.
  • Закрепление образа буквы : Конструирование букв из проволоки. Вылепи из пластилина. Выложить их из мозаики, крупы. Сложить их из частей. Вырезать буквы из бумаги.  Дорисовать буквы.
  • (слайд 16,17) Упражнение «Корректор» Для реализации этого задания понадобится скучный текст или сложная книга, чтобы ребёнок не был заинтересован в чтении. Единственное требование – крупные буквы, чтобы различать, что написано. Для начала необходимо выбрать лёгкую букву (обычно гласную), которую ребёнок знает и не делает ошибок в её написании, например «а». Задачей школьника будет найти упоминания этой буквы и зачеркнуть её. Затем следует переходить к более сложному этапу. Можно увеличивать количество букв, желательно выбирать схожие по написанию, например «л» и «м». Понять, что именно вызывает трудности у ребёнка, очень просто. Нужно провести диктант, в процессе написания которого школьник сделает определённый ошибки. На основании этих погрешностей можно выявить слабые стороны в грамматике. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью этого упражнения. Оно очень эффективно, так как нужно напрягать не только мозг, но и глаза. Необходимо подчеркнуть, что текст не должен вызывать интереса у ребёнка. Ему нужно не читать, а находить облик буквы.
  • (слайд 18,19) «Найди» . Надо найти и выписать буквы из  «зашумленной»  картинки.
  • (слайд 20) «Лабиринт» отлично развивает крупную моторику детей. Главной задачей ребёнка является проследить пальцем или ручкой от начала запутанных ходов до конца. Организация профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников может основываться на этом упражнении. Оно является наиболее простым и универсальным.  

  • «Работа над ошибками» Необходимо отметить, что после каждого диктанта обязательно нужно проводить работу над ошибками. В рамках этого задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников.

  • (слайд 21) Моторная. Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. Обычно такие дети пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы.  Причиной возникновения моторной формы заболевания обычно является нарушение сочетания зрительного и звукового образов.

                                                                               

Главное – верно определить, есть ли у ребёнка дисграфия или это просто банальное незнание норм правописания. Дети, которые любят рисовать и часто этим занимаются, практически не подвержены этому заболеванию. Если же ребёнок не любит это делать, а все его картинки состоят из прерывистых или дрожащих линий, есть высокая вероятность развития дисграфии.

Методы коррекции моторная дисграфии

Нужно следить за этим и всячески поддерживать ребёнка. Нельзя перегружать детей, несколько правильно написанных строчек в день – отличный результат. В качестве письменных принадлежностей рекомендуется использовать ручки с ребристой поверхностью, а также карандаши в виде треугольника. В домашних условиях можно поиграть с ребёнком, дав в руки перо и чернила. Тогда он будет стараться правильно писать, чтобы не испортить игру.

  • прописывание фигур в воздухе
  • усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки, до мелких движений пальцами (пальчиковая гимнастика – комплексы статических и динамических упражнений);
  • штриховки, рисования прямых, наклонных, горизонтальных, кривых линий с различной степенью нажима на карандаш;
  •  рисование по клеточкам геометрических фигур, бордюров;
  • упражнения на тактильное узнавание фигур, букв;

Рекомендации профессиональных логопедов

Методы коррекции дисграфии довольно разнообразны, но одинаково эффективны. 

1. Упражнения должны проводиться и в школе и дома, и со специалистами.

2. Упражнения должны проводиться регулярно, не меньше часа в день.

3.  Нельзя допускать переутомления, так как это приведёт к капризам и снижению работоспособности. Самой распространённой ошибкой является переписывание домашнего задания несколько раз. Родители не должны заставлять детей этим заниматься, ведь это не приведёт ни к чему хорошему. Наоборот, ребёнок будет допускать большое количество ошибок, что приведёт к нежеланию заниматься.

4.  Очень важна поддержка, даже в самой незначительной ситуации. Ребёнок справился с заданием? Нужно похвалить его, но в меру. В этом вопросе потребуется деликатность, здесь нельзя переусердствовать. За неудачи ни в коем случае не унижать ребёнка. Тем более запрещается выдумывать обидные прозвища. Это отрицательно влияет на детскую психику.

(слайд 23) Великие двоечники: Агата Кристи, Г.Х.Андерсен, Уолт Дисней, Энтони Хопкинс

 Джон Леннон,  Джон Ф. Кеннеди, А. Эйнштейн, Билл Гейтс, Мэджик Джонсон, Ричард Рождерс, Уинстон Черчиль.

        У них было чувство юмора, любознательность,  воображение, обаяние, творческое мышление. Их никто не учил. Как же они выплыли?

(Слайд 24) Любовь Рубин-Ниязовa

Является практическим специалистом в инклюзивном образовании аутистов и в сопровождении аутистов в общеобразовательных рамках.

 «Существует много способов научить ребенка плавать: можно его кинуть в воду – один выплывет, сто утонут, а двести будут ненавидеть воду и все что с ней связано.

 

Давайте поможем нашим детям хотя бы не ненавидеть школу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников Подготовила Учитель начальных классов МАОУ СОШ№7 Илюшина С.М.

Слайд 2

Дисграфией – в психоневрологии называют нарушения письма

Слайд 3

Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, Дискалькулия – сложности с арифметическим счетом. Диспраксия – сложности связанные с планированием и организацией движения.

Слайд 4

Причины: Наследственность. Функциональные источники. Недоразвитие головного мозга. Социально-психологическое влияние

Слайд 5

Виды дисграфии у младших школьников: Артикуляторно-акустическая Акустическая Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Оптическая Моторная

Слайд 6

Акустическая дисграфия

Слайд 7

Упражнения для коррекции акустической дисграфии

Слайд 8

Пропущенная буква

Слайд 10

«Пишем вслух» кОрова даёт мОлОко

Слайд 12

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Слайд 14

Упражнения для коррекции оптической дисграфии

Слайд 16

«Корректор»

Слайд 18

Упражнение “Найди”

Слайд 19

Упражнение “Большой-маленький”

Слайд 21

Моторная дисграфия

Слайд 22

Рекомендации профессиональных логопедов 1. Упражнения должны проводиться и в школе и дома, и со специалистами. 2. Упражнения должны проводиться регулярно, не меньше часа в день. 3. Не переутомляться 4. деликатность , поддержка, нельзя выдумывать обидные прозвища.

Слайд 23

Великие двоечники

Слайд 27

Любовь Рубин-Ниязов a Является практическим специалистом в инклюзивном образовании аутистов.

Слайд 28

Информация и фото взята с различных сайтов Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей ...

Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)

Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс)  предназначена для  учителей - логопедов СОШ.       Основная задача логопеда  состоит в том, чтоб...

Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников

Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников...

Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии....

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм...

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, уча...

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функци...