Игровые приемы
презентация к уроку по логопедии (2 класс) на тему

Баженова Людмила Борисовна

Статья на тему "Игровые приемы на логопедических занятиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые приемы20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Баженова Л.Б. Игровые приемы на логопедических занятиях (из опыта)// «Практическая психология и логопедия».-2009.-№1(36).-Москва: ИДО+, с.66-74.

       В коррекционной работе над нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, лексико-грамматического строя речи, словарного запаса, связного высказывания, мелкой моторики, которые, как известно, затрудняют процесс обучения и отрицательно влияют на усвоение программного материала, необходимо использовать наиболее эффективные приёмы, формы обучения.

        Логопедический опыт показывает, что ИГРА способствует более успешному овладению учениками знаниями, умениями и навыками. ИГРА становится  важным  направлением  коррекционной  работы.

        У детей младшего школьного возраста система речи и мышления не связана тесно с конкретным восприятием действительности.

Они легко отрываются от реального окружения и с большим удовольствием переходят в мир фантазий, игр, сказок. Именно эту особенность возраста младших школьников следует использовать на логопедических занятиях, широко применяя игровой материал.

       Преимущество игровых приёмов состоит в том, что они позволяют скрыть свою обучающую позицию, с другой стороны - активно воздействовать на развитие психических функций ребёнка. Любая игра всегда должна опираться на сохранные анализаторы (в основном, зрительный и тактильный), а также активизировать их.

      Игра включает внимание, развивает запоминание, даёт возможность без труда переключаться с одного вида деятельности на другой. Знания усваиваются с игрой легче. Всем известно, то что интересно запоминается быстро и надолго.

      Игры, задания, занимательные упражнения, имея различную степень сложности, позволяют дифференцированно проводить коррекционные занятия.

      Игра необходима для успешной адаптации первоклассника, то есть она осуществляет преемственность между детским садом и школой. Игра снижает физические и психические перегрузки. Первоклассники легко огорчаются, не могут переносить даже маленькое поражение — поэтому нельзя злоупотреблять разными видами соревнований, а главное словесными отрицательными  оценками.

     Для воспитания, укрепления силы воли и сознательности, которые у младших школьников развиты слабо, даже если ребёнку будут твердить: «Ты должен, ты обязан», у него включается охранительное торможение, которое выводит его из обучающего процесса. Здесь уместно сменить вид деятельности, провести физкультминутку, зарядку для глаз, игру с мячом, с пазлами, похвалить даже за незначительный успех. Сравнивать не с успехами обучающихся группы, а с достигнутыми успехами самого ученика, действовать по принципу «от успеха к успеху».

       Игровые упражнения способствуют активизации знаний, успешному освоению образовательной программы. Игра создает возможность для практического использования обучающимися знаний, умений и навыков, полученных ранее. Применение игр повышает эмоциональную и активизирует познавательную деятельность ученика, пробуждает и развивает интерес к языковым явлениям.

      Особенно целесообразно использование игровых подготовительных упражнений на I этапе при коррекции звукопроизношения, формирования правильных навыков чтения и письма, а также предупреждения фонематической дислексии и акустико-артикуляционной дисграфии.

       Это всем известные упражнения: «Лопатка», «Накажи язычок», «Самосвал», «Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Фокус», «Барабанчики» «Останови лошадку», «Пчела», «Чья песенка?», «Узнай , кто пришёл», «Найди букву», «В каком домике живёт этот звук?» «Да» и «Нет», «Отгадай звук», «Найди нужный цвет», «Хлопни в ладоши», «Назови номер звука», «Какой это звук ?» (по номеру назвать звук), «Сколько звуков в слове?».

        Игры, которые используются на этапе восполнения пробелов фонематического восприятия и закрепления соотнесения звуков с буквами - это словесные игры : «Птички на дереве», «Шифровальщик», «Радисты»,      «Телеграф», «Угадай, где звук», «Угадай имя», «Рыболовы», «Фокусники», «Угадай букву» (дермалексия – «пишут» обратным кончиком ручки друг другу букву на спине и угадывают их), «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек» (тактильное узнавание буквы), «Почта», «Отгадай загадки», «Что перепутал художник?», «Сколько точек, столько звуков», «Отгадай слово»: 1 . По звуковым фишкам.

2. Буквы расположить по алфавиту . 3. Поменять местами слоги: 2-й на 1-й, «Светофор», различные кроссворды на дифференциацию согласных, «Слоговые пирамидки», «Собери слово».

        На II этапе необходимо брать игры и занимательные упражнения для расширения и уточнения семантики словарного запаса (предметного, предикативного), а также синонимов и антонимов, закрепления верификации предложений. Такие игры: «Доскажи словечко», «Один - много», «Великан - карлик», «Большой - маленький», «Угадай слово - действие» (по очереди каждый ученик изображает действие, остальные угадывают). «Наоборот», «Подари слово» (на заданный звук), «Полминутки на шутки» (исправить рифмы), «Исправь предложение», «Дружная семейка» (на каждую букву данного слова придумать слова разных частей речи), «Главные слова» (из серии слов на определённую тему назвать главные), «Четвёртый лишний» (сова, совёнок, совет, совушка), «Придумай слова» (с одним корнем дописать слова), «Аукцион», «Кто знает, пусть продолжает», «Словесные пирамиды» (читать слова, написанные по увеличению количества букв, орфографически, орфоэпически, сверху вниз, снизу вверх), «Молния!» (по команде увеличить темп чтения). Чтение «Словесных пирамид» совершенствует технику чтения, тренирует зрительную память, предупреждает дизорфографию, готовит ученика к прочитыванию и пониманию трудных текстов.

        На закрепление ОСНОВНЫХ корневых орфограмм используют: «Лото» на правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, непроизносимой согласной, «Кроссворды» с парной согласной, двойной согласной, «Угадай и проверь».

       На этапе формирования и совершенствования связного высказывания эффективно использовать планы - контуры - рисунки для описания животного (описывать только заштрихованную часть контура животного, потом переходить на следующий), «Мы сочиняем», «Художники», «Отгадай пословицу» (зашифрованную по кругу), «Кто больше» (из букв слова составить новые слова). «Кто вперёд», «Сосчитай» (на каком по счёту месте в предложениях стоят слова с корнем солн-. Сумма должна быть равна 20), «Мы - тоже» («приколы» на внимание).

        Игру «Мы — учителя» можно использовать для исправления ошибок в текстах, для перекрёстной проверки знаний учеников, оценки и самооценки знаний.

       На каждом логопедическом занятии можно показывать свои знания «гостю»: Буратино, Читайке, Торопыжке, Чиполлино, Незнайке, Мурзилке, «человеку Рассеянному с улицы Бассейнной», старухе Шапокляк, любой мягкой игрушке, которую принёс на занятие ученик, что внесёт в процесс обучения элемент театрализованности.

Дидактические игры

Игра «Дети в лесу».  Дети гуляли в лесу. Маша спряталась за ёлкой.                 Позвать Машу, хорошо открывая рот, чтобы она услышала.                                                                                                                                   Игра  «Купи картинку». Называть  картинки со словами из 1-го слога, 2-х слогов.                                                                                                                

Игра «Позови к себе». Сказать слово с усилением ударного звука.                                  Игра «Радисты». Изображение сильным стуком по столу ударный слог,                             слабым  стуком – безударный слог.                                                                                                 Игра «Шифровальщик». С заданным звуком слово изобразить кружком, с другим звуком слово изобразить треугольником. Далее идет расшифровка. Записать столько слов, сколько кружков, столько слов, сколько треугольников.                                                                                                                                                       Игра «1,2,3». Показать столько пальчиков, в каком слоге услышали заданный звук.                                                                                                                                                                      Игра «1,2». Запись слов или раскладывание игрушек, картинок с заданными звуками в разные (1-й или 2-й) столбики, мешочки, коробки.                                                    Игра «Собери слово». Из слогов на карточках составить слова и записать.                   Игра «Доскажи слог». К предложенной части слова добавить данный слог, сказать целое слово.                                                                                                                                   Игра «Отгадай - сосчитай». Отгадать загадку, посчитать звуки слове - отгадке.                     Игра «Магазин». Выбор картинки, игрушки с заданным звуком.                                                                                                                                     Игра «Хлопни!». Услышишь такой-то звук – хлопни!                                                                      Игра «Хлопни! Топни!». Услышишь такой-то звук – хлопни!                                Услышишь такой-то звук – топни!                                                                                                              «Подними левую руку». Если в словах услышишь заданный звук.                              Игра «Молния!» Читать, ускоряя  темп.

Игра  с  мячом « Твердый-мягкий ». Логопед говорит слог с твёрдым согласным, а ученик говорит с мягким согласным звуком. (Па-пя).

Игра «Да-та». Досказать слог в незаконченном слове.                                                          Игра «Куры! Гуси! ». Логопед говорит: «Куры!», «Гуси!». Дети должны сказать слог:  «Ко-ко-ко!», «Га-га-га!»

Игра «Комары и жуки». Логопед говорит : «Комары!». Дети изображают комаров и зудят: «З-з-з». Логопед говорит : «Жуки!». Дети бегают, машут руками, жужжат: «Ж-ж-ж».                                                                                                          

Игра «Комары, лягушки ». Логопед говорит : «Комары!». Дети изображают комаров и зудят: «З-з-з». Логопед говорит : «Лягушки!». Дети прыгают, присев, говорят: «Ква-ква-ква».                                                                                                                               Игра «Пропавшие слова». Дописать в предложение  слова по смыслу.                       Игра  ,, Как  должно быть”. Вставить в предложениях утраченные слова.                                             Игра ,,Помоги  Незнайке”. Слова по 3-м столбикам 2слога, 3слога, нельзя переносить.        

Игра ,, Кто?  Что?”. Слова, обозначающие живые предметы записать в 1 столбик, слова, обозначающие неживые предметы записать во 2 столбик.                                      

 Игра ,, Превращение слов”.  Упражнение на добавление мягкого знака.                               Игра «Покажи действие». Одни дети показывают  действия,  другие называют.                  Игра,, Кто  как  передвигается”. Дописать по смыслу слово-действие в предложение.                                                                                                                              

Игра «Догадайся!». Запись слов-признаков к словам-предметам по вопросам.                  Игра ,,Наоборот”. Запись антонимов к словам-признакам.                                             Игра ,,Путаница” Записать в предложение нужный предлог  из имеющихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства.

Это материал-классификация о различных игровых методах и приемах для уроков ИЗО с практической частью....

Игровые приемы, способствующие воспитанию организованности у первоклассников

Дидактическая игра соединяет позновательное и занимательное.Основная цель дидактических игр- способствовать воспитанию организованности у первоклассников.Формированию организованности способствуют сле...

Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и ...

игровые приемы как средство обучения английскому языку на начальном этапе

использование игровых приемов при обучении английскому языку в начальных классах...

Игровые приемы обучения грамоте

Данный материал можно использовать при планировании уроков обучения грамоте в 1 классе...

Игровые приемы

Игровые приемы...

Игровые приемы на этапе автоматизации звуков у обучающихся с моторной алалией

     Я, учитель-логопед, работаю в школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как показывает практика, с каждым годом в нашу школу все больше поступают дети с соче...