Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.
план-конспект по логопедии на тему

Конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глуховская –школа-интернат №2

Тема: ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА. (Е.В.Мазанова)

Провела: Шулятьева И.Н.

2016г.

Тема: ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

Цели:

  1. Закрепить знания детей о действии предмета
  2. Учить детей обозначать действия при помощи графической схемы
  3. Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида
  4. Учить подбирать антонимы к словам-действиям
  5. Учить составлять предложения по схемам
  6. Учить задавать вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида
  7. Формировать навыки словообразования (обр-е приставочных глаголов)

Ход занятия:

  1. Оргмомент
  1. Развитие представлений о словах-действиях
  • Послушайте и запишите (запись на доске) только те из них, к которым можно задать вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛИ?

Слова: машина, едет, машинный, матрешка, поезд, звенит, звонок, звонкий, падал, летела, капали, капель, ручка, руль, рулил.

  1. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске
  1. Основная часть
  1. Обозначение действий при помощи графической схемы
  • Прочитайте словосочетания и выберите только те слова, которые можно подчеркнуть двумя чертами. Что это за слова? Выпишите такие слова и отметьте так, как обозначают на письме глаголы (работа на карточках)

Словосочетания:

  • Бежал в город, пил из ручья, упала с сосны
  • Кормил голубей, строил дом, светило на небе
  • Чистил ботинки, вешал на гвоздь, носила на шее
  • Почитала в книге, узнала на улице, стоило дорого
  1. Обозначение действий при помощи графической схемы
  • Нам прислали письмо из страны Грамматики. Повелительница страны просит нас зашифровать ответ, чтобы никто не смог прочесть и понять, о чем идет речь. Она посылает схему для шифровки.
  • В ней говорится о том, что все действия, которые встречаются в тексте, необходимо заменить графическим обозначением.

Например:

Мама купила на рынке свежую морковь. – Мама                  на рынке свежую морковь.

ОЛЕНИ

Много лет в лесу жили олени. Зимой они забирались в молодой осинник и обгладывали кору. Рядом с ними жили волки. Однажды стая волков попыталась напасть на оленей. Но быстрые ноги оленей выручили их, спасли от острых зубов хищников.

  1. Подбор антонимов к словам-действиям (зад. 13, с. 44)
  • Давайте поиграем в игру «Наоборот», прочитайте слова-действия. Запишите действия, обозначающие противоположные действия по образцу.

Образец: завязывает – развязывает.

СНИМАЕТ - …                        ПРЯЧЕТ - …                ДАЕТ - …

СИДИТ - …                        ХВАЛИТ - …                ГОВОРИТ - …

  1. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида
  • Рассмотрите картинки, назовите действия на них. Например: девочка ставит чайник – девочка поставила чайник. Что делает девочка на первой картинке? (ставит) А на второй что сделала? (поставила)
  •  Логопед обращает внимание детей на различия в вопросах и ответах и выставляет на доску карточки с вопросами: ЧТО ДЕЛАЛ(А)? ЧТО СДЕЛАЛ(А)?

Картинки:

  • Мальчик чинит тачку – мальчик починил тачку
  • Мальчик лепит грибок – мальчик слепил грибок
  • Девочка рисует бабочку – девочка нарисовала бабочку
  • Мужчина едет на машине – мужчина приехал на машине
  • Дедушка поднимается по лестнице – дедушка поднялся по лестнице
  • Бабушка пишет письмо – бабушка написала письмо
  • Девушка пьет сок – девушка выпила сок
  • Мама шьет платье – мама сшила платье
  1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Игра «Путаница»
  • Наведите порядок среди картинок и запишите слова в два столбика в зависимости от вопросов
  • Логопед перемешивает картинки из предыдущего задания и предлагает детям навести порядок – поделить картинки на две группы. Дети пишут слова-действия в два столбика и задают устно вопросы
  1. Физминутка
  2. Составление предложений по схемам
  • Рассмотрите схемы предложений и составьте по ним предложения. Запишите предложения в тетрадь и подпишите слова, Обозначающие действия. Задайте к данным словам вопросы устно.

Схемы:

  1. Итог занятия (зад. 14, с. 45)
  • Измените действия по образцу и запишите цепочку из слов, обозначающих действия предмета.

Образец: летал-летит-полетит

КОПАЛ - …                СТРЕЛЯЛИ - …                        СМОТРЕЛА  - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Презентация к уроку русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида"...

Конспект урока русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи".

Учащиеся учатся образовывать видовые пары глаголов, правильно употреблять их в речи....

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного вида ( УМК Школа России, 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного видаЦели деятельности учителя: формирование умения различать глаголы совершенного и несовершенного вида...

Логопедическое занятие по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников. Тема урока : «Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида»

Презентация к логоуроку по преодолению аграмматической дисграфии младших школьников поможет выстроить занятие от простого к сложному (в соответствии с задачами урока), актуализировать знания учащихся ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Образование временных форм глагола" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. Повторить материал по теме «Времена глаголов».2. Обобщи...