Проблемы дефекта речи в начальной школе
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Ухова Людмила Владимировна

Речь не является врожденной способностью человека, она развивается в процессе физического и умственного развития. Речь служит показателем общего развития индивида и формируется под влиянием речи взрослых, а так же напрямую зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания, обучения, которые начинаются с первых дней жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_defekta_rechi_v_nachalnoy_shkole.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы дефекта речи в начальной школе

Речь не является врожденной способностью человека, она развивается в процессе физического и умственного развития. Речь служит показателем общего развития индивида и формируется под влиянием речи взрослых, а так же напрямую зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания, обучения, которые начинаются с первых дней жизни. 

Но у отдельных детей в силу их индивидуальных особенностей, возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают стойкий характер. Этот дефект является самым распространенным у детей – дислалия. 

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено произношение любой из фонем родного языка[1], которое наиболее часто проявляется в детском возрасте. 

Выделяют три главные причины развития дислалии: 1.Генетика 2. Недостаток занятий с ребенком во младенчестве 3. Нарушение строения артикуляционного аппарата. На практике выявляют и другие причины: плохая экологическая ситуация, несбалансированное питание. 

Основными причинами возникновения функциональной дислалии являются: неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье), подражание плохо говорящим сверстникам, двуязычие в семье, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, снижение слуха, отклонения в умственном развитии ребенка. 

К сожалению, сейчас родители реже обращают внимание на неправильное произношение ребенка. Они считают, что все «само пройдет». Это серьезное заблуждение. В результате мы слышим картавую и шепелявую речь взрослых, родители которых в детстве не уделили этой проблеме должного внимания.

Основной целью методики воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного произведения звуков речи. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степень сложности дефекта, индивидуально-возрастные особенности человека, регулярность занятий.

Многие тяжелые нарушения устной, а затем и письменной речи устраняются с помощью правильно подобранной коррекционной работы. Сущность заключается в системе педагогического воздействия: ранняя диагностика, точное определение дефекта речи ребенка, исследование нарушений речи окружающих, подбор комплекса методик, создание ситуаций стимулирующих речь ребенка, обеспечение благоприятного окружения, создание развивающей среды, привлечение родителей к сотрудничеству и создание психологического микроклимата. 

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в задержке умственного развития ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его. Также у ребенка могут быть тяжелые психические переживания из-за недостатков своей речи. Трудности в процессе школьного обучения (вторичные речевые нарушения: диссиксия, дисграфия). Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать. А в  будущем могут быть личные проблемы и ограничения в выборе профессий. 

Нарушения звукопроизношения проявляются: в отсутствии звука или звуков, в искажениях, в заменах.  Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения – это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов. Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение; поэтому так важно вовремя диагностировать патологии речи и начинать их лечение. 

К сожалению, сейчас не в каждой школе есть учитель-логопед, но в каждой школе есть дети, которым нужна его помощь. В начальной школе логопеды занимаются с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения (дислалию), письма (дисграфию), чтения (дислексию). Например, дисграфия в настоящее время стала очень распространенным явлением. В школе это нарушение проявляется в специфических (дисграфических) ошибках на письме:

– пропуск букв, слогов, слов;

– замена букв: ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, ш-щ (хичный – хищный,  процитал – прочитал, шука – щука др.);

– несогласованность существительного и прилагательного (красная платье – красное платье);

– аграмматизмы (пропуски членов предложения, неправильное употребление падежных окончаний и др.);

– перестановка букв и слогов в словах.

Многие родители и учителя начальной школы, столкнувшись с дисграфическими (специфическими) ошибками детей, считают их «глупыми», допущенными из-за невнимательности, нежелания успешно работать. Педагоги предлагают таким учащимся дополнительные письменные работы. Но, как правило, такие задания малоэффективны. Надо всего лишь обратиться к логопеду. Только он может определить причину таких нарушений письма и подобрать необходимые упражнения.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что приёмы коррекции речи необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, основной комплекс артикуляционной гимнастики, дыхательная гимнастика, игровые дыхательные упражнения, использование стихотворных текстов в работе над звуками, упражнения для развития движения губ, применять приёмы как при изучении сложного, трудного для понимания материала, так и для закрепления изученного материала, на уроках русского языка и литературного чтения. 


Список литературы и интернет ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F
  2. https://letidor.ru/psihologiya/rabota-logopeda-kakie-defekty-rechi-mozhno-ispravit-v-nachalnoy-shkole.htm?page=3
  3. https://infourok.ru/virazitelnost-rechi-i-chteniya-926684.html


[1] ttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данная статья посвящена  анализу проблемы исследовательской деятельности младших школьников.В процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения...

Родительское собрание "Проблема трудных детей в начальной школе".

Задачи: познакомить родителей спричинами, которые стимулируют плохое поведение детей, формироватьу родителей культуру принятия трудностей, развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с ...

Проблемы информатизации обучения в начальной школе

Именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использо...

Родительское собрание "Проблема трудных детей в начальной школе"

Задачи собрания:1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка...

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...