АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по теме

Данная статья посвящена  анализу проблемы исследовательской деятельности младших школьников.

В процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.

Они соответствуют учебно-исследовательской деятельности младших школьников: умения организовывать свою деятельность,

работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования,

анализировать и оценивать учебно-исследовательскую деятельность....

Данная статья опубликована в ШГПИ, в научно-методическом журнале "Научный поиск за 2014 год № 1 (10) "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delikatnaya_aa_ppo.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Деликатная А.А.

студентка 5 курса

педагогического факультета

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный

педагогический институт»

Научный руководитель: Разливинских И.Н.

Исторический анализ взглядов на проблему и способы ее решения свидетельствует, что, начиная с Я.А. Коменского, ученые были серьезно озабочены организацией процесса обучения, местом в нем ученика и его позицией. Педагоги остро поставили вопрос о необходимости самостоятельного познания детьми окружающего мира, непосредственного наблюдения изучаемых «вещей и явлений» (Я. Коменский, Ж. Руссо), напрямую связывая результаты обучения со степенью их активности. Позднее была вскрыта зависимость умственного развития учащихся от их познавательной активности и способов организации процесса обучения (И. Гербарт, А. Дистервег, П. Песталоцци и др.). Так наметились контуры концепции развивающего обучения.

Пополнялся арсенал способов, обеспечивающих развитие учащихся: сократовская катехизация, сократовская беседа, эвристика (Ф. Динтер), эвристический метод. Наиболее полную характеристику эвристического метода дает В.П. Беспалько, отметив следующие его отличительные особенности: «возбуждать самостоятельность ученика, его стремление получить ответ на самостоятельно поставленный вопрос, стимулировать самостоятельный поиск истины путем размышления и исследования» [1, с. 145].

Идея исследовательского подхода к обучению в России была впервые выдвинута еще в XІX веке. М.Б. Гельфанд отмечает, что процесс поисков и открытия истины – творческий, требующий настойчивости, напряжения усилий и активной умственной самодеятельности [3, с. 250]; В.А. Далингер говорит, что необходимо, тренировать «деятельность рассудка» с помощью научных методов – сравнения, сопоставления, классификации, комбинирования, выведения следствий [5, с.72]. С.В. Верига указывается, что именно школа должна подготовить учащихся к самостоятельному мышлению, вооружить их научными приемами исследования [2, с. 42].

В XX столетии проблема формирования исследовательских умений получила в педагогической науке дальнейшее развитие. Особенно плодотворными в этом отношении были первые три десятилетия: именно в это время теоретически обосновывается и описывается исследовательский метод как способ организации поисковой, творческой деятельности по решению проблем и проблемных задач, важнейшими функциями которого являются не только ознакомление учащихся с методами изучаемых наук и развитие их творческой самостоятельности, но и глубокое, сознательное усвоение знаний (В.С. Мухина, В.Ф. Натали, А.Н. Пинкевич, С.Т. Шацкий и др.). Этот метод усиленно пропагандировался и успешно применялся, особенно в преподавании предметов естественнонаучного цикла, где он выступал под разными названиями: «метод исканий», «лабораторно-эвристический», «опытно-исследовательский», «эвристический» [7, с. 124].

Однако в 20-е годы XX века исследовательский метод абсолютизируется, превращается в некую педагогическую панацею; он используется в значительной степени формально, скорее как форма организации обучения. К тому же при отсутствии у учащихся в этот период системы знаний даже задания исследовательского характера, не опирающиеся на определенный уровень знаний, не приводят к ожидаемым результатам [4, с. 45].

Новая фаза плодотворных поисков научного решения проблемы формирования исследовательских умений начинается с 60-х годов XX века в связи с разработкой теории и методики развивающего (В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.) и проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.). Она тесно увязывается с проблемами познавательной самостоятельности (П.И. Пидкасистый, Н.А Половникова, Т.И. Шамова и др.), получившей в дидактике определение познавательной способности в связи с ее не только педагогическим, но и психологическим обоснованием, и развития творческих способностей (Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Е.В. Пержинская).

Изучая познавательную деятельность исследовательского характера, в процессе которой учащиеся проходят путь от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения, ученые выделили целый ряд исследовательских умений, лежащих в ее основе. Определился набор действий, создающих в своем единстве целостную картину исследовательской деятельности: осуществляя ее, учащиеся должны обдумать проблему, построить предположение, наметить способ проверки его истинности, обдумать постановку предполагаемого опыта, самостоятельно провести опыт, зафиксировать результаты наблюдения, сформулировать выводы, сопоставить их с первоначальной гипотезой, защитить перед классом правильность сделанных выводов (М.Н. Скаткин). Были вскрыты психологические основания формирования у учащихся исследовательских умений: мотивация учения, личностные смыслы, ценностные отношения, тип мышления, индивидуальные и возрастные особенности, качества личности и т.п. (В.И. Андреев, С.П. Арсенова, Б.А. Викол, Л.В. Гурьева, С.Ю. Залуцкая, Т.А. Камышникова).

С точки зрения теории деятельности научное исследование представляет собой особый вид деятельности – исследовательскую деятельность.

Научные исследования и исследовательская деятельность в сфере образования имеют свою специфику. Их главной целью является не получение объективно нового результата, а развитие личности учащегося. Подчеркивая эту мысль, С.С. Пичугин отмечает, что в образовании исследовательская деятельность направлена на приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе [8, с. 45].

А.Н. Поддьяков считает, что исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования [9, с.54].

Н. Долгушина под исследовательской деятельностью понимает деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [6, с. 3].

По мнению Н.А. Семеновой исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения [10, с. 23].

В качестве одной из важных особенностей исследовательской деятельности обучающихся школы выступает ее направленность на получение субъективно новых знаний – самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки. Они соответствуют учебно-исследовательской деятельности младших школьников: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать учебно-исследовательскую деятельность.

Литература:

  1. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В.П. Беспалько.  Воронеж, 1977. 320с.
  2. Верига, С.В. Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками [Текст] / С.В. Верига // Исследовательская работа школьников. – 2003. – №3. – С. 41–43. 
  3. Гельфанд, М.Б. Внеклассная работа по математике в начальной школе [Текст] / М.Б. Гельфанд. – М: Просвещение, 2002. – 208с.
  4. Горшкова, О.Д. Нестандартные задания по математике для  младших школьников [Текст] / О.Д. Горшкова // Начальная школа: математика.  2005. С. 43-54. 
  5. Далингер, В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики [Текст] / В.А. Далингер // Вестник Омского государственного педагогического университета.  2007. – № 4 – С.71-73. 
  6. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н. Долгушина // Начальная школа.  2006.  №10.  С.8-11. 
  7. Мухина, В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности [Текст] / В.С. Мухина // Народное образование. – 2006. – №7. – С. 123-127.
  8. Пичугин, С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики [Текст] / С.С. Пичугин //Начальная школа. – 2009. – №7. – С.43-47. 
  9. Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Текст] / А.Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / Под общ.ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 51-58.
  10. Семёнова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А. Семенов // Начальная школа. – 2006. – №2. – С.21-26.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе».

Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе». Выступление на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальн...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...