Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе
рабочая программа по логопедии (4 класс) на тему

Еремина Ирина Сергеевна

Цель обучения  учебного предмета "логопедические занятия" – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и облегчения их адаптации после окончания школы;

-своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей и способствование развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся в современном социуме. Формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях.

формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logoped.zanyatiya_4kl.docx53.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по учебному предмету «Логопедические занятия» в 4 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно- правовых документов:

  • Федерального закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ);
  • Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015,№35850;
  • Конвенция о правах ребенка.15.09.1990;
  • Федеральный закон « О ратификации Конвенции о правах инвалидов»№46-ФЗ, от 03.05.2012;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

При составлении программы учитывались возрастные и психофизические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения воспитания.

Содержание программы курса «Логопедические занятия» для обучения детей с умеренной умственной отсталостью сформировано на основе принципов : соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на различных уровнях его формирования.

       Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентности, личностно-ориентированного, деятельного подхода, которое определяет цели и задачи.

Цель обучения – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и облегчения их адаптации после окончания школы;

-своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей и способствование развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся в современном социуме. Формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях.

формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи изучения:

  • исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;
  • развитие речевой и мелкой моторики;
  • сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
  • научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

Основные направления коррекционной работы:

  • совершенствование работы артикуляционного аппарата,
  • развитие речевого дыхания и голоса;
  • развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • пополнение и активизация словарного запаса;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Уровень программы коррекционно-развивающий.

Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Структура документа:

Данная программа имеет следующие разделы:

- пояснительная записка;

-содержание программы;

- учебно- тематическое планирование образовательной области;

- мониторинг образовательной области;

- учебно- методический комплекс к программе;

- приложение.

Общая характеристика учебного предмета

Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Его ведение в учебный план обусловлено значительным отставанием обучающихся с умеренной умственной отсталостью в общем и речевом развитии от своих сверстников, их речь скудна и дефектна, собственные высказывания обучающихся отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются среди них и дети с отсутствием речи  ( «безречевые» дети). Для устной речи обучающихся характерны аграмматизмы. В их высказываниях часто отсутствует использование служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. ( склонения и спряжения). Словарный запас крайне беден и неточен. Они часто повторяют одни и те же обороты речи, не к месту ( механически), используют чужие слова и выражения без учета смыслового содержания.

Содержание программы направлено на обучение обучающихся с умеренной умственной отсталостью по возможности правильному звукопроизношению, правильному произношению слова, ответами на поставленные вопросы, правильному и последовательному изложению содержания информации, установлению несложных причинно- следственных связей и отношений и по возможности делать выводы и обобщения.

У обучающихся формируется элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов ( стакан- чашка-кружка), показывается различие между видовым и родовым понятием ( кукла, мяч, машинка- игрушки), обучающиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе наблюдений за окружающим обогащается словарный запас, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

В работе с обучающимися, имеются грубые нарушения произносительной стороны речи, а также с «безречевыми» обучающимися, используются индивидуальные задания. Они направлены на формирование пассивного словаря, понимание обращенной речи и освоение дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы.

       Для  «безречевых» обучающихся необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми обучающимися необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов- смотри на меня, говори со мной. При такой работе у ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом общении. У этих детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем. Научились показывать учеников, части тела, лица, предметы находящиеся в классе.

Формы и методы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся   у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.                             

Основными видами   работ учащихся являются: артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба и щёк, упражнения на формирование общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, дидактические игры, игровые упражнения, работа в тетрадях по обучению грамоте, с кассой букв и т.д. Контрольная работа во 2 классе предусматривается в конце года - итоговая.

Методы работы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с букварём

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр, показ, иллюстрация

-практические – выполнение артикуляционной гимнастики, развитие ручной и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия и т.д.

Типы уроков:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.)

 В процессе формирования знаний могут быть использованы следующие формы взаимодействия: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Фронтальная работа характеризуется совместной деятельностью школьников по общему заданию под руководством педагога. Это способствует воспитанию чувства коллективизма, позволяет формировать у обучающихся умение рассуждать. Находить ошибки в рассуждениях другого, сообща делать выводы и заключения.

В процессе групповой работы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья контактируют не только с педагогом, но и с друг с другом. Каждый обучающийся имеет возможность высказать свои мысли, свое мнение, обсуждать их со сверстниками.

Общение в процессе групповой деятельности служит для более тесных коммуникативных взаимодействий.

Индивидуальная работа строится с учетом психофизических особенностей каждего ребенка. В процессе данной формы организации работы на уроке развивается мышление, внимание, самостоятельность обучающегося, что в конечном итоге также способствует формированию коммуникативной культуры.

В структуру занятия входит:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

            Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Описание места коррекционного курса « Логопедические занятия» в учебном плане.

Данная программа предназначена для обучающихся 4  классов с ограниченными возможностями здоровья. Базисным учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки:

Класс

Количество часов

в неделю

в год

4 класс

2 часа

68 ч

 

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Логопедические занятия».

     Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

     Коммуникативные ценности- развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных вопросов

    Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

    Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

     Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Актуальность программы:

 Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в дошкольный период детства ( возникновение и развитие Я- позиции и Я- образа, стремление к самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими, выделение сверстника и взаимодействия с ним и пр.).

Лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности ( с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевами средствами, целевыми и контрольными моментами).

Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей ( как в дошкольном, так и в школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.

В «программе» определены основные задачи коррекционно- педагогической работы по развитию речи школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. При этом учитывается речевая активнось учащихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического  материала. Среди форм работы выделяются: игровая, предметно- практическая, трудовая и элементарная учебная деятельность. При разработке программы учитывался тот факт, что в специально созданной коррекционно – развивающей среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью все же способны развиваться. Однако, даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированных эмоциональных реакций, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких обучающихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции- коммуникативную, познавательную, регулятивную. Для этих обучающихся характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скупость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков.

 Планируемые результаты освоения  учебной программы.

      В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Базовые учебные действия (БУД)

Личностные:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
  • Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
  • Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
  • Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо  и хорошо);
  • Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
  • Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки;  охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).

Познавательные:

  • Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
  • Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
  • Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
  • Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
  • Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.

Коммуникативные:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс)
  • Обращаться за помощью и принимать помощь
  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
  • Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
  • Оформлять свои мысли в устной речи;
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Участвовать в парной работе.

Регулятивные:

  • Входить и выходить из учебного помещения со звонком
  • Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
  • Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.

Таким образом:

-В сфере  личностных базовых учебных действий  будут формироваться  мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

-В  сфере  познавательных  базовых  учебных  действий  ученики научатся  использовать  знаково-символические средства.

-В  сфере  коммуникативных   базовых учебных  действий  первоклассники  приобретут  умения  адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

-В сфере  регулятивных  базовых учебных действий  дети будут овладевать различными типами учебных действий, контролировать и оценивать свои действия.

              Программа « Логопедические занятия» направлена на формирование базовых учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2.        Формирование учебного поведения:  

•        направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

•        умение выполнять инструкции педагога;

•        использование по назначению учебных материалов;

•        умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

•        в течение определенного периода времени,

•        от начала до конца,

•        с заданными качественными параметрами.

4.        Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Характеристика базовых учебных действий  IV- класса

Личностные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением  школы,  обучением, занятиями, как члена  семьи,  друга одноклассника;

-способность к осмыслению социального окружения,  своего  места  в  нем, принятие соответствующих  возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное к отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому  ее восприятию;

-целостный, социально

ориентированный взгляд

на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность        в  выполнении  учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки  на  основе  представлений о этических нормах

и  правилах поведения  в современном обществе;

Вступать в контакт и работать  в коллективе (учитель  –  ученик,  ученик  –ученик, ученик  –класс, учитель-класс;        

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

обращаться за помощью и

принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию   в   разных видах деятельности и быту

сотрудничать         со взрослыми и

сверстниками   в разных

социальных ситуациях;        

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться изменять свое поведение с учетом  поведения  других участников спорной

ситуации;

Входить  и выходить  из учебного помещения        со звонком;

-пользоваться мебелью;

-ориентироваться пространстве класса (зала, учебного помещения);

-передвигаться  по школе, находить свой        класс, другие необходимые

помещения;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

-адекватно использовать

ритуалы школьного поведения  (поднимать руку, вставать и выходить

из-за парты и т. д.)

-работать с учебными принадлежностями

(инструментами,        

спортивным инвентарем)

и организовывать рабочее место;

Выделять   существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать  на наглядном материале;        

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

-читать, писать,

выполнять арифметические действия

наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение,  текст,  устное высказывание, элементарное схематическое изображение,  таблицу,  предъявленные на бумажных  и электронных и других носителях).        

МОНИТОРИНГ

Мониторинг образовательной области по логопедии

4 класс

Ф.И. учащегося

Критерии оценивания

Баллы

Степень оученности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Н.г

К.г

Условные обозначения: 

1- Умение целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

2 -Умение точно воспроизводить артикуляционную позицию опираясь на наглядный пример.

3 -Умение различать речевые и неречевые звуки.

4- Умение на слух определять направление звука.

5- Умение на слух различать количество звучащих предметов.

6- Умение определять гласные звуки и характеризовать их.

7- Умение определять согласные звуки и характеризовать их.

8-Умение подобрать картинку на определенный звук.

9- Умение определять место звука в слове ( начало, середина, конец).

Н.г.- начало года;

К.г.- конец года;

Критерии

1б.- отсутствие сформированных критериев;

2б.- слабо сформированные критерии;

3б.- неустойчиво сформированные критерии;

4б.- сформированные критерии;

5б.- самостоятельно использует полученные знания, умения, навыки на практике.

Уровни оценивания:

Высокий- 45-35 баллов;

Средний- 34-24 баллов;

Низкий- 23-13 баллов;

Несформированный – 12 и ниже

Учебно-методический комплекс к программе

1) Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах М., «Владос», 2001г.

2) Логопедия / Под ред. Волковой Л.С.-М., 1989г.

3) Парамонова Л.В. «Логопедия для всех» М., 2002г.

4) Лопухина И.С. Логопедия. (550 занимательных упражнений для развития речи) М., 1996г.

5) Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и  пути его коррекции» М., 2003г.

6) Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»  М., 1999г.

7) Генинг М.Г., Герман Н.А. «Обучение дошкольников правильной речи» Чебоксары 1980г.

8) Агранович З.Е. «Сборник заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников» Санкт- Петербург 2004г.

 9) Агранович З.Е. «Сборник заданий для преодоления  лексико-грамматического недоразвития  речи у дошкольников» Санкт- Петербург 2004г.

10) Рыбина А.Ф. «Коррекция звукопроизношения у детей» Волгоград 2003г.

11) Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя» (Игры и упражнения со звучащим словом) М.,2005г.

12) Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» М., 1990г.

 13) Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»  М., 1983г.

14) Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» М., 1988г.

15) Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М., 1985г.

16) Большакова С.Е. «Речевые нарушения и их преодоление» М., 2005г.        

17) Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» М., 2007г.

18) Майсурадзе И.Ю.  Методическое пособие «Формирование перцептивных действий в процессе сенсорного воспитания детей с отклонениями в развитии» Ульяновск 2005г.

19) Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма»  / Библиотека практикующего логопеда/ Из-во Аркти -400стр Москва 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных универсальных учебных на логопедических занятиях.

В данной статье можно найти различные виды упражнений для формирования регулятивных учебных действий...

Рабочая программа учебного курса логопедических занятий «Преодоление общего недоразвития речи»

Модифицированная рабочая программа учебного курса логопедических занятия «Преодоление общего недоразвития речи» для 1 класса составлена в соответствии ...

Поурочное планирование по предмету: "Логопедические занятия"

Целью данных занятий являются:- расширение представлений об окружающем мире;- формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации;- повышение самостоятельности в общении со сверстниками,...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в

Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...

Рабочие материалы по учебному предмету «Логопедическая коррекция» 3б класс

Рабочие материалы составлены на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, «...

Рабочие материалы по учебному предмету «Логопедическая коррекция» 4в класс

Рабочие материалы составлены на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, «...