Рабочая программа учебного курса логопедических занятий «Преодоление общего недоразвития речи»
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Кляйн Олеся Викторовна

         Модифицированная рабочая программа учебного курса логопедических занятия «Преодоление общего недоразвития речи» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса разработана согласно требованиям Инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» № 2 от 14.12.2000 г. и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой - М: Когито-Центр, 1996). В основу программы положены методические системы работы О.В.Елецкой Н.Ю.Горбачевской, Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой,  Р.И.Лалаевой, И. Волковой, Е.В.Мазановой, О.И. Крупенчук, Т.И Филичевой и др.

Назначение логопедических занятий в начальной школе состоит в том, чтобы предупредить неуспеваемость учащихся, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель курса:

  1. Формирование психологических предпосылок к овладению полноценными навыками письма и чтения обучающимися.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей прохождения курса:

  • Развивать звуковую сторону речи.
  • Развивать лексический запас и грамматический строй речи.
  • Обогащать словарный запас.
  • Формировать связную речь.
  • Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению.
  • Формировать полноценные учебные умения.
  • Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению.
  • Формировать коммуникативные умения и навыки.

Логопедические занятия в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения.

Рабочая программа рассчитана на 90 часов в год при 3 часах в неделю: из них 12 часов отводится на диагностику устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl_onr.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрена»

Руководитель МО

учителей базового начального образования

______________  Т.В.Поддубная

Протокол № 5

от «19» 05.2014г.

«Согласована»

Заместитель директора по УВР

МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда»

______________  С.А.Мертюкова

 

 «28»________08________2014г.

«Утверждена»

Директор МОУ

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда»

______________  И.А.Малинин

Приказ №256

от «28»____08____2014г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

Рабочая программа

учебного курса логопедических занятий

«Преодоление общего недоразвития речи»

1 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«22» августа 2014г.

Ныда

2014


Пояснительная записка

Модифицированная рабочая программа учебного курса логопедических занятия «Преодоление общего недоразвития речи» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса разработана согласно требованиям Инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» № 2 от 14.12.2000 г. и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой - М: Когито-Центр, 1996). В основу программы положены методические системы работы О.В.Елецкой Н.Ю.Горбачевской, Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой,  Р.И.Лалаевой, И. Волковой, Е.В.Мазановой, О.И. Крупенчук, Т.И Филичевой и др.

Назначение логопедических занятий в начальной школе состоит в том, чтобы предупредить неуспеваемость учащихся, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель курса:

  1. Формирование психологических предпосылок к овладению полноценными навыками письма и чтения обучающимися.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей прохождения курса:

  • Развивать звуковую сторону речи.
  • Развивать лексический запас и грамматический строй речи.
  • Обогащать словарный запас.
  • Формировать связную речь.
  • Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению.
  • Формировать полноценные учебные умения.
  • Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению.
  • Формировать коммуникативные умения и навыки.

Логопедические занятия в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения.

Рабочая программа рассчитана на 90 часов в год при 3 часах в неделю: из них 12 часов отводится на диагностику устной и письменной речи.

Содержание программы направлено на формирование функциональной грамотности, коммуникативной компетенции и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС.

Для достижения планируемых результатов освоения материала используется следующий учебно-методический комплекс:

  • Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.
  • Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4-х классах вспомогательной школы. М., 1991.
  • Гомзяк О.С. Говорим правильно. Картинный материал. М.: «Гном и Д», 2007.
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: «Просвещение», 1991.
  • Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках 1-2 классах. Практические и тренировочные задания и упражнения. - Волгоград: «Учитель», 2006.
  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. - М.: «Сфера», 1999.
  • Коноваленко В.П., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики. -  М.: «Гном и Д», 2007.
  • Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательство Дом «Литера». – 2005. – 208с.
  • Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - С.-П.: «Литера», 2007.
  • Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: «Аквариум»,1995.
  • Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкультминутки. - Волгоград: «Учитель», 2004. 1выпуск.
  • Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: «Владос», 1994г.
  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - С.-П.: «СпецЛит», 2000.

Данная рабочая программа составлена с учётом особенностей детей, имеющих логопедическое заключение – общее недоразвитие речи.

Для данного учебного курса характерны следующие формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, проектная и самостоятельная деятельность, практикумы. Типы занятий: изучения и первичного закрепления новых знаний, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированное занятие, контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, контроль и мониторинг знаний учащихся, проектная деятельность, киноурок, мультимедиаурок.

Формы проведения занятий: беседа, семинар, конкурс, интегрированное занятие, игра, сказка, театрализация, занятие взаимного обучения.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих логопедических технологий:

  • Здоровьесберегающая технология (формирование речевого дыхания – Беляков, Дьякова).
  • Технология игрового обучения.
  • ИКТ.
  • АМО.

Для отслеживания результатов уровня речевого развития предусматриваются:

  1. Обследование устной речи с 1 по 15 сентября.
  2. Обследования устной и письменной речи с 16 по 31 мая.

Результаты фиксируются в речевой карте ребёнка.

Обследование учащихся проводится с использованием методических материалов по методикам Виноградовой А. Д., Забрамной С. Д., Боровик О. В., Зайцевой Л.А., Иншаковой О.Б. Фотековой Т.А.

Общая характеристика учебного предмета

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.

2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

— устойчивости внимания;

— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

— способности к запоминанию;

— способности к переключению;

— навыков и приемов самоконтроля;

— познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Описание места учебного предмета в учебном плане

Примерная программа по предмету рассчитана на 90 часов при 3 часах в неделю: из них 12 часов отводится на диагностику устной и письменной речи.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Требования к результатам освоения учащимися учебного предмета

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.

- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

- Адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- Принимать учебную задачу занятия;

- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя-логопеда.

- Ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

- Оценивать свою работу.

Познавательные УУД:

- Классифицировать предметы их по группам.

- Называть группу предметов одним словом.

Коммуникативные УУД:

- Отвечать на вопросы учителя-логопеда.

- Осваивать, воспроизводить и применять правила работы в группе.

- Воспроизводить и применять правила работы в парах.

- Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем-логопедом.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- ориентироваться в тетради;

- правильно располагать тетрадь на рабочем месте;

- воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма;

- обводить предметы по контуру;

- находить элементы букв в контурах предметных картинок;

- обводить элементы букв, штриховать;

- чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец;

- находить недостающие детали в изображённых предметах и воссоздавать рисунок по заданному образцу;

- сравнивать элементы письменных и печатных букв;

- находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор.

Обучающийся в совместной деятельностью с учителем-логопедом имеет возможность научиться:

- составлять предложения с опорой на заданную схему;

- составлять предложения к иллюстрациям;

- соотносить предметную картинку и схему слова;

- воспроизводить сказку по серии сюжетных картинок;

- инсценировать сказку.

Содержание учебного предмета

«Логопедических занятия по преодолению общего недоразвития речи»

Учебно-тематический план

Название разделов

Общее

к-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Моторика

5

Уметь выполнять артикуляционные упражнения, способствующие развитию кинестетических ощущений органов артикуляционного аппарата.

Правильно выполнять дыхательную гимнастику.

Усвоить правила интонирования.

Работа над словом.

30

Усвоить слово как часть предложения, его лексическое значение.

Знать слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Понимать обращенную речь.

Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.

Различать звуки и буквы.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать слово и слог.Определять количество в слове слогов.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Различать ударные и безударные слоги.

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

Использовать в речи «вежливые слова».

Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных.

Работать со словарями: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Предлоги

15

Усвоить способы связи слов при помощи предлогов.

Уметь правильно ставить вопросы к предлогам. Знать схему предлогов. Уметь составлять предложения с предлогами по схеме. Знать раздельное написание предлогов. Совершенствовать умение точно отвечать на вопросы по содержанию предложения.

Связная речь

40

Различать слова и предложения. Выделять слова, изменять их порядок.

Составлять текст по рисунку и опорным словам.

Владеть элементарными навыками пересказа.

Владеть навыками диалогической речи.

Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.

Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно.

Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).

Понимать прочитанный текст при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составлять небольшие рассказы повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Уметь самостоятельно связно высказываться.

Итого:

90

Содержание программы

Моторика (5 часов). Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания (артикуляционные упражнения, дыхательная и голосовая гимнастика). Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика. Развитие фонематических процессов. Формирование прочных звукобуквенных связей. Ритмика слова. Пальчиковая гимнастика. Логоритмика.

Работа над словом (30 часов). Слова, обозначающие предмет. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Слова, отвечающие на вопрос что делает? Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет. Дифференциация слов, обозначающих действие Слова, обозначающие признаки предметов. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Звукобуквенный анализ слова. Звукослоговой анализ слова.

Предлоги (15 часов). Предлоги «в», «на». Вопрос куда? Предлоги «с, со». Вопрос с кем? Предлоги «к», «от». Вопросы куда? откуда? Вопросы от чего? к чему? Предлоги «из», «от». Вопрос куда? откуда? Предлог «у». Вопрос от чего? к чему? Предлоги «по», «под» Вопрос где? Схемы предлогов. Составление предложения с предлогами по схеме. Раздельное написание предлогов.

Связная речь (40 часов). Основные признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать опрос). Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Интонация, связь слов в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Распространение модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (р.п., д.п., т.п., п.п.). Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Пересказ текста с опорой на вопросы «Муравей», «Нохо», «Воробей и ласточка», «Булка», «Храбрый Ятто и сестра его Тэюнэ», «Лев, лиса и медведь», «Как звери воспитывают своих детей?» «На птицеферме». «Собака и ее тень» «Хабарта» «Цыпленок». «Сиротка». Пересказ с опорой на картинку «Самый красивый наряд на сете» «Гадкий утёнок». «У солнышка в гостях» «Большое путешествие маленького мышонка» «Хабартако» «Храбрец» «Навка». Пересказ с опорой на серию картинок. Последовательный пересказ. «Два медведя» «Олешек – золотые рожки», «Белый гусь», «Как на земле появились комары и мошки», «Мальчик Корешок», «Три сына», «Цветок или волчья пасть?». Монолог. Диалог.

Требования к уровню подготовки обучающихся после прохождения курса.

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

  • Положительная динамика в развитии звукопроизношения, устной и письменной речи обучающихся.
  • Положительная динамика в формировании фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи обучающихся.
  • Положительная динамика в освоении общеобразовательных программ.
  • Помощи детям, имеющим проблемы коммуникативного характера, связной речи в целом.

Обучающиеся с нарушениями речи должны знать:

  • артикуляцию гласных и согласных звуков;
  • артикуляцию согласных твёрдых и мягких, глухих и звонких;
  • гласные ударные и безударные;
  • части слова: корень, суффикс, приставка.
  • Обучающиеся с нарушениями речи должны уметь:
  • делить слова на слоги;
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на концах слов (ряд, рад), в середине слов при стечении согласных (селёдка, сказка, голубка);
  • писать раздельно предлоги со словами, слитно приставки со словами;
  • производить фонетический разбор слов;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами Е, Ё, Ю, Я, И мягким знаком;
  • производить разбор слов по составу;
  • подбирать родственные слова, антонимы, синонимы.

Интеллектуально-речевые умения: составлять предложения с однородными членами, читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений, составлять предложения и тексты по вопросам, опорным картинкам, сериям картинок.

Учебно-языковые умения: выполнять звуко-буквенный анализ,  

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

Для отслеживания результатов уровня речевого развития предусматриваются:

  1. Обследование устной речи с 1 по 15 сентября.
  2. Обследования устной и письменной речи с 16 по 31 мая.

Результаты фиксируются в речевой карте ребёнка.

Обследование учащихся проводится с использованием методических материалов по методикам Виноградовой А. Д., Забрамной С. Д., Боровик О. В., Зайцевой Л.А., Иншаковой О.Б. Фотековой Т.А.

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников

Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.

В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете в течение второй половины дня, т.е. после уроков.

Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

Результаты заносятся в таблицу.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации целей и задач обучения по данной программе, кроме комплекта учебных пособий, указанного в пояснительной записке, используются следующие пособи:

Демонстрационные и печатные пособия

  • таблички со словами;
  • демонстрационная таблица «Алфавит»;
  • демонстрационная таблица «Слоговая таблица»;
  • комплект «Сюжетные картинки»;
  • комплект картинок «Сказки народов мира»

Технические средства обучения:

  • компьютер;

Экранно-звуковые пособия

  • - аудиозаписи;
  • - мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....

Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...