Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.
статья по логопедии

Кочеткова Раиса Николаевна

Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Как показывает опыт, лучше всего социализация и адаптация таких детей в коллективе проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кочеткова Раиса Николаевна

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ.

Нас трое: ты, я и болезнь.

 Если ты объединишься с болезнью,

то я ничего не смогу сделать для тебя.

Если же объединимся ты и я,

то вместе мы победим болезнь.

Гиппократ.

В современных социально-экономических условиях в нашей стране сложилась стойкая тенденция к росту числа детей, имеющих так называемое, особое развитие. По отношению к таким гражданам в российском законодательстве с 2007 года существует термин ОВЗ – граждане с ограниченными возможностями здоровья. Применительно к школьному обучению, мы можем рассматривать этих детей, как учащихся с особыми образовательными потребностями.

У большинства учеников с ОВЗ наблюдается снижение познавательной активности, незрелость в развитии эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень работоспособности, некритичное отношение к дефекту, а зачастую и неумение контролировать результаты собственной деятельности.

В настоящее время общество и государство пересматривает свой подход к образованию и развитию таких детей. Если для простого обывателя термин «инклюзия» не всегда знаком, то в речи педагогов и чиновников уже прочно закрепились такие понятия, как «доступная среда» и «инклюзивное образование».

Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Как показывает опыт, лучше всего социализация и адаптация таких детей в коллективе проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Немаловажную роль в этом процессе играет состояние развития устной речи таких детей. Из-за малопонятной, неразборчивой, торопливой или замедленной речи налаживание контакта у такого ребёнка с детским коллективом может осложниться. И здесь на одну из первых ролей выступает деятельность учителя-логопеда и дефектолога.

Чаще всего у детей с ОВЗ речевое недоразвитие является вторичным дефектом на фоне основного заболевания. Как правило, это обуславливает наличие дизартрического компонента различной степени выраженности. В связи с этим основным условием успешности коррекционно-логопедической работы является индивидуализация логопедических занятий. В дальнейшем, по мере освоения таким ребенком речевых навыков его постепенно необходимо вводить в групповые и подгрупповые занятия со сверстниками. Например, на этапе постановки и закрепления звука в слогах и словах занятия должны быть строго индивидуальными. А вот для дальнейшей автоматизации полезно будет выполнение заданий в парах или в группах.

К сожалению, работа с такими детьми не может сводиться только к формированию и закреплению речевых навыков. Волей-неволей логопед будет вовлечен в работу по коррекции первичного дефекта. Поэтому в логопедические занятия в обязательном порядке должны быть включены упражнения на развитие общей и мелкой моторики, координации, двигательные упражнения на развитие силы, работоспособности, мышечной выносливости.  Необходимо уделить особое внимание развитию навыков самоконтроля и саморегуляции. Из-за недостатков физического и психического развития таким детям выполнение заданий часто дается нелегко. Поэтому инклюзия на логопедических занятиях предусматривает дополнительную мотивацию для закрепления положительного результата. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать различные активные методы, приёмы и технологии обучения.

Использование здоровьесберегающих технологий. Здоровье – главный дар, который можем получить от природы. В работе с детьми с ОВЗ здоровьесбережение является основным компонентом всей системы коррекционного воздействия. Здесь перед специалистом встаёт задача не только повысить результативность коррекционно-развивающей работы, но и сохранить и укрепить здоровье воспитанников, стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятию психоэмоционального напряжения.

Учёт ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста основным занятием, поглощающим почти всё его время, является игра. Именно в процессе игры у него возникает множество неотложных вопросов. А это значит, что наибольшую потребность в речи ребёнок испытывает во время игры. Учитывая это очень обстоятельство, работу по преодолению нарушений речи у дошкольников и младших школьников проводят в процессе игр. Ребенок включается в логопедическую игру и незаметно для себя постепенно преодолевает имеющиеся у него речевые нарушения.

Опора на сохранные звенья. У детей с ОВЗ снижен уровень слуховой памяти, внимания, восприятия. Учитывая эти моменты, работу по развитию речи нужно вести, опираясь на сохранные звенья, т.е. в данном случае на зрительный анализатор.  Насыщенность наглядным материалом служит залогом успешной работы логопеда в достижении положительного результата. Примером тому могут быть карточки-картинки, игрушки, различные пособия в том числе и интерактивные и т.п.

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. В первую очередь, педагог должен в своей работе отталкиваться от индивидуальных возможностей ребенка. Определение «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) в работе с такими детьми становится особенно значимым. Пошагово двигаясь к конечной цели, коррекционный специалист наблюдает за тем, насколько крепко ребенок усвоил материал и только после этого приступает к изучению и отработке следующего.

Внедрение инновационных технологий. Современные дети не мыслят своего существования без интернета и компьютера. Внедрение компьютерных технологий в коррекционно-развивающую практику – обязательное требование времени. Использование современных информационных технологий помогает идти в ногу со временем, насытить коррекционное занятие интересным и полезным материалом. Логопед имеет возможность самостоятельно создавать наглядно-игровые пособия с учетом индивидуальных возможностей ребёнка и уровня его интеллектуального и физического развития.

Воздействие на микросоциальное окружение. Важно, чтобы родители не перекладывали на плечи узких специалистов ответственность за развитие такого ребёнка. Невозможно переоценить значение семьи ребёнка с ОВЗ в формировании его речи. С первых дней необходимо вовлекать семью в логопедическую работу. Для этого стоит приглашать родителей, бабушек и т.д. на занятие. Объяснять основные моменты логопедической работы. Рекомендуется давать домашние задания для закрепления наработанных навыков. Если такое задание преподносится в форме игры, то воспринимается ребёнком не как работа, а как развлечение. Таким образом, в коррекционный процесс оказывается вовлечено все близкое окружение ребенка с ОВЗ. Однако, здесь необходимо учитывать один очень важный момент. Если логопед дает домашнее задание ребёнку, то он почти на 100% должен быть уверен, что ребёнок справится с заданным материалом, поэтому этот материал необходимо предварительно совместно проработать.

Использование мотивационных установок. Создание положительного эмоционального фона главнейший фактор, который служит залогом успеха любой педагогической деятельности. Еще Альберт Эйнштейн писал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Научить можно только того ученика, которому нравится учиться. Логопедическое занятие не должно вызывать у него отвращения и неприятия. Заканчивать занятие нужно в тот момент, когда ребёнок еще не понял, что он устал, чтобы у него в следующий раз было желание вновь прийти в кабинет логопеда. Различного рода занимательные, соревновательные, игровые, сюрпризные моменты помогут разрядить обстановку и сделают работу интересной даже для ребенка со сниженным уровнем развития высших психических функций.

Процесс социализации и адаптации школьника с ОВЗ в образовательной среде не может протекать стихийно. Он в обязательном порядке должен управляться педагогами и проходит через постепенное включение ребенка в учебную и развивающую деятельность. Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников обязательно принесут положительные результаты, как в образовательном, так и в коррекционном процессе.

Кочеткова Раиса Николаевна. г. Мичуринск, МБОУ СОШ № 1, учитель-логопед 1 квалификационной категории. 8 915 866 80 62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...

Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Презентация по теме: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». В презентации описаны цель деятельности учителя-логопеда в рамках инклю...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения  детей с ограниченными возможностями, раз­личных категорий является одним из ведущих дефектоло­гических принц...

2022 - Логопедическая помощь школьникам с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

В данном материале представлена презентация, которая знакомит с основными направлениями работы учителя-логопед в условиях инклюзивной школы....

Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Практическое занятие на курсе аовышения квалификации по направлению: Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...

Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образованияОбразование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимо...