Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
статья

Дамбаа Эмма Михайловна

Практическое занятие на курсе аовышения квалификации по направлению: Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса

Выполнила:  

учитель начальных классов

Дамбаа Эмма Михайловна

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2

2. Цели и задачи консилиума

2

3. Нормативная база ПМПк

3

4. Деятельность ПМПк

3

5. Документация консилиума

6

6. Этапы деятельности консилиума

8

7. Заключение

14

8.  Приложение

15

                                         

                                     1. Введение

Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Поэтому главной задачей школы является создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни  в высокотехнологичном , конкурентном мире. Содержание деятельности  образовательного учреждения связано с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

С введением федерального государственного образовательного стандарта  ведущая роль в вопросе создания образовательной среды в школах для детей с ОВЗ отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк).

2. Цели и задачи консилиума

Консилиум создаётся в целях комплексного психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК и  Индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида и решает ряд основных задач:

- своевременное выявление детей, нуждающихся в создании СОУ;

- создание специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК;

- разработка и реализация для обучающихся индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;

- оценка эффективности реализации программы сопровождения в образовательной среде и корректировка программы;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно-педагогической деятельности специалистов консилиума;

- консультационная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом ОО;

- координация деятельности по психолого- педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого взаимодействия).

- организационно-методическая поддержка педагогического состава организации в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ .

3. Нормативная база ППк

В своей деятельности консилиум руководствуется законом об образовании, федеральным региональным законодательством об обучении и воспитании детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, локальными нормативными актами, уставом организации, договорами между образовательной организацией (ОО) и родителями (законными представителями) обучающегося/воспитанника; между образовательной организацией и ПМПК;  между образовательной организацией и другими образовательными учреждениями в рамках сетевого взаимодействия; Положением о ППк

4. Деятельность ППк регламентируют:

- Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений, которое содержит рекомендации о порядке создания и организации работы ППк образовательного учреждения и формах учёта деятельности специалистов ППк.

 Значительную роль выполняет система деятельности специалистов ППк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми с ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе  междисциплинарного взаимодействия на всех этапах работы ПМПк в образовательном учреждении.

На заседаниях консилиума обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда,социального педагога.) (Представления прилагаются) В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого- педагогического состояния школьника.

Разработку маршрута сопровождения детей с особенностями в развитии осуществляет психолого-педагогический консилиум. В состав нашего школьного консилиума входит:

-  председатель консилиума (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) - отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематичность, формирует состав членов консилиума для очередного заседания, состав учащихся, приглашаемых на заседание, координирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса, организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.

- учитель с большим опытом работы (руководитель РМО начальных классов) -помогает «разговорить» ученика, снять барьеры общения, дает характеристику учащегося, активно участвует в собеседовании, может быть подключен к выполнению рекомендаций консилиума.

- учитель-логопед:

 представляет речевое развитие ребенка,

- звукопроизношение учащихся;

-лексико-грамматическую сторону речи;

 -фонематическую сторону;

 -отмечает интеллектуальные особенности учащегося.

- педагог-психолог:

  представляет учащегося на консилиум с результатами  диагностической деятельности — наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования детей, поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

-  Социальный педагог:

 проводит обследование микросоциальных условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий жизни ребенка.

  • характеристика семьи ребёнка, особенности  взаимоотношений и стиль воспитания;
  • жилищно-бытовые условия,
  • конфликтные аспекты в работе с семьёй;
  • настрой родителей (законных представителей)  на взаимодействие со школой.

Классный руководитель:

Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения. 
Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.

 Информация содержит: 

- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;

- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.

- классный руководитель – дает ребенку характеристику, формирует в обобщенном виде смысл трудностей в его обучении и воспитании, активно участвует в собеседовании с родителями и детьми, получает и выполняет рекомендации консилиума.

5. Документация консилиума

  • Положение о ППк образовательной организации (на основе   положения о ППк)
  • Приказ о создании ППк образовательной организации
  • График плановых заседаний ППк (коллегиальное заседание не позднее 10 дней от даты заявки на рассмотрение проблем ребенка)
  • Журнал протоколов коллегиальных заседаний ППк
  • Описание проблем или жалоб происходит при записи ребенка на консультацию. Для этого ведутся  журналы предварительной записи учащихся ППк и журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистами ППк.
  • Карта развития учащегося (вкладываются все представления специалистов)
  • Дневник индивидуального сопровождения (заполняется 1 раз в четверть)
  • Договор с ППК
  • Договор с родителями, заключается на один учебный год

На заседании консилиума ведется протокол, отражающий краткие высказывания участников при обсуждении итогового решения по каждому индивидуальному случаю, отмечаются ответственные за выполнение назначенных рекомендаций. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ППк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов. [1]..

В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Для каких-то школьников может быть предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований (или изменить программу обучения). В других случаях — поработать с самим школьником в плане формирования определенных социальных навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или способов общения, т.е. «приспособить» школьника к школьной среде. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии. Важно только, чтобы все участники консилиума понимали необходимость решения всех возникающих вопросов для создания благоприятных условий обучения и развития учеников школы.

 Комиссию возглавляет руководитель из числа административно-управленческого состава организации, назначаемый директором. Состав консилиума формируется в начале учебного года и утверждается руководителем организации. Но с учётом возникающих потребностей, он может определяться для каждого конкретного случая психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.

6. Этапы деятельности консилиума

Деятельность психолого-педагогического консилиума состоит из определённых этапов, что создаёт чёткость, порядок и результативность в работе образовательной организации [2].

№ п/п

Название этапа

Содержание деятельности этапа

Документация

Ответственные

1.

Организационный

Организация деятельности психолого-педагогического консилиума в

Общеобразовательной организации

1. Приказ по ОО о создании ППк

2. Положение о ППк

3. График работы ППк ОО

4. Договор о взаимодействии с ППк

Директор ОО

Председатель ППк ОО

2.

Предварительный

1.Определение запроса

инициатора обращения

2.Составление договора между ОО  и родителями (законными представителями)

3. Заполнение журнала записи детей на ППк

1. Договор между образовательной

организацией (в лице руководителя

ОО) и родителями (законными

представителями) воспитанника

образовательного учреждения о его

психолого-педагогическом

обследовании и сопровождении

2. Журнал записи детей на ПП(к)

Председатель ППк ОО

3.

Подготовительный

1. Индивидуальное обследование

ребенка специалистами

консилиума

2.Уточнение и дополнение

анамнестических сведений  

1.График консультирования

специалистами

2.График обследования

специалистами

3.Индивидуальный план обследования ребенка:

• педагогического

• психологического

• логопедического

• медицинского

Специалисты

консилиума

4.

Индивидуальное

обследование

ребенка

специалистами

консилиума

1. Индивидуальное обследование

ребенка специалистами

консилиума

2. Уточнение и дополнение

анамнестических сведений

Индивидуальные заключения всех

специалистов консилиума и

педагогическая характеристика классного

руководителя.

кл. руководитель

учитель-логопед,   педагог-психолог, социальный педагог

5.

Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи

1.Выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка

2.Определить общий прогноз его развития

3.Определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий

4.Выбрать образовательный маршрут

1. Протокол консилиума

2.  Коллегиальное заключение

3.  Рекомендации специалистов участникам образовательного процесса

4.Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПП(к)

Все члены консилиума

6.

Направление ребенка на городскую психолого-медико- педагогическую комиссию (при необходимости)

Подготовка документов для направления ребенка на ПМПК

1. Направление на комиссию (медицинское заключение специалистов)

2.Подробная психолого- педагогическая характеристика и обоснование причин направления ребенка на комиссию в 2-х экземплярах

Все члены консилиума

7.

Согласование деятельности специалистов по коррекционно- развивающей работе

Координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка

1. Карта развития ребенка

2. Планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума

Куратор ребенка и все специалисты консилиума

8.

Реализация рекомендаций консилиума

Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану

1. Журнал учета индивидуальных и групповых занятий

2. Журнал консультаций

Специалисты консилиума

9.

Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы

Оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним

1.Карта динамики развития ребенка (или «Дневник динамического наблюдения»)

Специалисты консилиума

Индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются специалистами ППк учебных заведений с участием родителей и в соответствии с нуждами и потребностями детей в целях достижения их успеха в образовательном процессе . В МБОУ « Лицей № 16 им.Ч.Н.Хомушку» для обучающихся с ОВЗ разработана карта индивидуального сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Специалисты ПМПк

Рекомендации.

Содержание работы.

Сроки реализации.

Ожидаемый результат.

 Учитель.

Привести в систему отрывочные представления об окружающем мире….

В течении года.

Усвоение программы.

Психолог.

Планируемые мероприятия: 1.Групповые занятия 1 раз в неделю по программе курса коррекционных занятий «Учись учиться» Языкановой Е.В.

2.Индивидуальные занятия  1 раз в неделю, направленные на адаптацию к регулярному школьному обучению….

1.В течение года.

2.Октябрь-декабрь

1.Формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности…

Логопед.

Планируемые мероприятия: занятия   в условиях групповой работы (2 раза в неделю), подгрупповой и  индивидуальной (2 раза в неделю) комплексной программы.

-коррекция звукопроизношения,

-развитие фонематического слуха…

1 этап

Сентябрь - декабрь

2 этап

Январь - апрель

Правильное произношение поставленных и автоматизированных звуков, звуковой анализ и синтез слов…

Родители.

Участие в тематических родительских собраниях; тематических групповых лекториях и индивидуальных консультациях (по запросу родителей).

Посещение открытых занятий.

Присутствие при итоговой диагностике (по желанию родителей).

 

 

7. Заключение

В заключении хочу отметить, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников. Поэтому все педагоги нашей школы, работающие с детьми с ОВЗ  прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования.

В результате междисциплинарного взаимодействия специалистов образовательной организации проводится анализ всей деятельности: образовательной, воспитательной, коррекционной, принимается решение о продолжении обучения по установленной программе или об изменении программы обучения.

8. Литература:

  1. Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений.   
  2. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной  среды. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата  педагогических наук. Т.Г.  Зубарева.  Курск, 2009 г.
  3. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. Ю.Ю. Баранова, М.И. Солодкова, Г.В. Яковлева.  Издательство "Просвещение", 2014. - 3с.
  4. Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов). / Составители: Э.М. Александровская, И.В. Коновалова - М.: МГППУ, 2006. - 60 с.

Приложение 1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (для школьного консилиума)

Ф.И.О ученика________________________________________________________________

Дата рождения __________________Школа_____________класс______________________

Общие сведения о ребенке_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности общения (со сверстниками, педагогами)______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения:

на уроках____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

во внеурочное время__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сформированность учебных навыков; трудности, возникающие в процессе учебной деятельности:

математика __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

русский язык _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

чтение (литература)____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

другие предметы______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Успеваемость по основным предметам:

математика ____________ русский язык _____________ чтение (литература)___________

Характеристика индивидуальных особенностей _________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Дата______________     Подпись педагога ПМПк ___________(____________________)

С заключением и рекомендациями ознакомлен (а)

Дата__________           Подпись_____________    (   ____________________)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (для школьного консилиума)

Ф.И.О ученика_______________________________________________________________

Дата рождения ___________________ школа_____________класс______________

Речевая среда и социальные условия___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Артикуляционный аппарат____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Устная речь:

общее звучание речи:__________________________________________________________
понимание речи _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

активный словарь _____________________________________________________________

грамматический строй речи_____________________________________________________

слоговая структура речи ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

звукопроизношение_________________________________________________________________________________________________________________________________________

фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

связная речь__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием)_____________________

_____________________________________________________________________________

Письменная речь:

Чтение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письмо____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_______________        Подпись специалиста_____________ (___________________)

С заключением и рекомендациями ознакомлен (а)

Дата__________           Подпись_____________    (   ____________________)

 

Психологическое заключение (для школьного консилиума)

1. Ф.И.О. ученика.__________________________________________________
Возраст, школа, класс, сведения о семье._______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности общения:
  • с одноклассниками_______________________________________________
    ________________________________________________________________
  • с учителями_____________________________________________________
    ________________________________________________________________
  1. Обследование ребенка:
  • внешний вид и поведение в ситуации обследования.__________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  • Темп деятельности и работоспособность____________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  • Особенности восприятия__________________________________________

________________________________________________________________

  • Особенности  внимания___________________________________________
    ________________________________________________________________
  • Особенности памяти_____________________________________________

________________________________________________________________

  • Особенности мышления__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности развития универсальных учебных действий ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Особенности эмоционально – личностной сферы___________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, характерные нарушения и особенности, рекомендации по коррекционной работе)_____________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования_______________ ________________ /ФИО школьного психолога/

С заключением и рекомендациями  ознакомлен (а)

Дата__________           Подпись_____________    (   ____________________)

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума

Ф.И.О ребенка_____________________________________________________

Число, месяц, год, рождения/ класс___________________________________

Причины направления на ПМПК:_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Участники консилиума______________________________________________

__________________________________________________________________

Заключения специалистов:

Педагог-психолог___________________________________________________

Учитель-логопед____________________________________________________

Педагог ___________________________________________________________

Другие ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение (отметить наличие):

  1. Педагогическое представление.
  2. Психологическое заключение.
  3. Логопедическое заключение.
  4. Другие документы:

__________________________________________________________________

Коллегиальное заключение ПМПк:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения____________________________________________________

Председатель психолого-медико-педагогического консилиума:

__________________________________________________________________

 

Члены психолого-медико-педагогического консилиума:

(Специальность, подпись)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М.П.

С заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума ознакомлен (а)

Дата__________           Подпись_____________    (   ____________________)  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса

Слайд 2

1. Введение 2. Цели и задачи консилиума 3. Нормативная база ПМПк 4. Деятельность ПМПк 5. Документация консилиума 6. Этапы деятельности консилиума 7. Заключение 8. Приложение

Слайд 3

Главной задачей школы является создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном , конкурентном мире. Содержание деятельности образовательного учреждения связано с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития. С введением федерального государственного образовательного стандарта ведущая роль в вопросе создания образовательной среды в школах для детей с ОВЗ отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму ( ПМПк ).

Слайд 4

Индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида и решает ряд основных задач : - своевременное выявление детей, нуждающихся в создании СОУ; - создание специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК; - разработка и реализация для обучающихся индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения; - оценка эффективности реализации программы сопровождения в образовательной среде и корректировка программы; - подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно-педагогической деятельности специалистов консилиума; - консультационная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом ОО; - координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого взаимодействия). - организационно-методическая поддержка педагогического состава организации в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ.

Слайд 5

Нормативная база ППк В своей деятельности консилиум руководствуется законом об образовании, федеральным региональным законодательством об обучении и воспитании детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, локальными нормативными актами, уставом организации, договорами между образовательной организацией (ОО) и родителями (законными представителями) обучающегося/воспитанника; между образовательной организацией и ПМПК; между образовательной организацией и другими образовательными учреждениями в рамках сетевого взаимодействия; Положением о ППк

Слайд 6

Маршрут сопровождения детей с особенностями в развитии осуществляет психолого-педагогический консилиум В состав нашего школьного консилиума входит: председатель консилиума (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) - отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематичность, формирует состав членов консилиума для очередного заседания, состав учащихся, приглашаемых на заседание, координирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса, организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума . учитель с большим опытом работы в коррекционных классах -помогает «разговорить» ученика, снять барьеры общения, дает характеристику учащегося, активно участвует в собеседовании, может быть подключен к выполнению рекомендаций консилиума . учитель-логопед : представляет речевое развитие ребенка, - звукопроизношение учащихся; -лексико-грамматическую сторону речи; -фонематическую сторону; -отмечает интеллектуальные особенности учащегося .

Слайд 7

- Педагог-психолог : представляет учащегося на консилиум с результатами диагностической деятельности — наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования детей. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность - Социальный педагог: проводит обследование микросоциальных условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий жизни ребенка. характеристика семьи ребёнка, особенности взаимоотношений и стиль воспитания; жилищно-бытовые условия, конфликтные аспекты в работе с семьёй; настрой родителей (законных представителей) на взаимодействие со школой. - Классный руководитель: Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения . Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения. Информация содержит: - трудности , испытываемые учеником в педагогических ситуациях; индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия . - дает ребенку характеристику, формирует в обобщенном виде смысл трудностей в его обучении и воспитании, активно участвует в собеседовании с родителями и детьми, получает и выполняет рекомендации консилиума.

Слайд 8

Документация консилиума Положение о ППк образовательной организации (на основе положения о ППк ) Приказ о создании ППк образовательной организации График плановых заседаний ППк (коллегиальное заседание не позднее 10 дней от даты заявки на рассмотрение проблем ребенка) Журнал протоколов коллегиальных заседаний ППк Описание проблем или жалоб происходит при записи ребенка на консультацию. Для этого ведутся журналы предварительной записи учащихся ППк и журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистами ППк . Карта развития учащегося (вкладываются все представления специалистов) Дневник индивидуального сопровождения (заполняется 1 раз в четверть) Договор с ППК Договор с родителями, заключается на один учебный год

Слайд 9

Этапы деятельности консилиума № п/п Название этапа Содержание деятельности этапа Документация Ответст венные 11 Организационный Организация деятельности психолого-педагогического консилиума в Общеобразовательной организации 1. Приказ по ОО о создании ППк 2. Положение о ППк 3. График работы ППк ОО 4. Договор о взаимодействии с ППк Директор ОО Председатель ППк ОО 22 Предварительный 1.Определение запроса инициатора обращения 2.Составление договора между ОО и родителями (законными представителями) 3. Заполнение журнала записи детей на ППк 1. Договор между образовательной организацией (в лице руководителя ОО) и родителями (законными представителями) воспитанника образовательного учреждения о его психолого-педагогическом обследовании и сопровождении 2. Журнал записи детей на ПП(к) Председатель ППк ОО

Слайд 10

3. Подготовительный 1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума 2.Уточнение и дополнение анамнестических сведений 1.График консультирования специалистами 2.График обследования специалистами 3.Индивидуальный план обследования ребенка: • педагогического • психологического • логопедического • медицинского Специалисты консилиума 4. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума 1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума 2. Уточнение и дополнение анамнестических сведений Индивидуальные заключения всех специалистов консилиума и педагогическая характеристика классного руководителя. кл . руководитель учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог

Слайд 11

Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи 1.Выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка 2.Определить общий прогноз его развития 3.Определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий 4.Выбрать образовательный маршрут 1. Протокол консилиума 2. Коллегиальное заключение 3. Рекомендации специалистов участникам образовательного процесса 4.Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПП(к) Направление ребенка на городскую психолого-медико- педагогическую комиссию (при необходимости) Подготовка документов для направления ребенка на ПМПК 1. Направление на комиссию (медицинское заключение специалистов) 2.Подробная психолого- педагогическая характеристика и обоснование причин направления ребенка на комиссию в 2-х экземплярах

Слайд 12

7. Согласование деятельности специалистов по коррекционно- развивающей работе Координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка 1. Карта развития ребенка 2. Планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума Куратор ребенка и все специалисты консилиума 8. Реализация рекомендаций консилиума Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану 1. Журнал учета индивидуальных и групповых занятий 2. Журнал консультаций Специалисты консилиума

Слайд 13

Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы Оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним 1.Карта динамики развития ребенка (или «Дневник динамического наблюдения»)

Слайд 14

К арта индивидуального сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС Специалисты ПМПк Рекомендации. Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат Учитель. Привести в систему отрывочные представления об окружающем мире…. В течении года. Усвоение программы. Психолог. Планируемые мероприятия: 1.Групповые занятия 1 раз в неделю по программе курса коррекционных занятий «Учись учиться» Языкановой Е.В. 2.Индивидуальные занятия 1 раз в неделю, направленные на адаптацию к регулярному школьному обучению…. 1.В течение года. 2.Октябрь-декабрь 1.Формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности…

Слайд 15

Логопед. Планируемые мероприятия: занятия в условиях групповой работы (2 раза в неделю), подгрупповой и индивидуальной (2 раза в неделю) комплексной программы. -коррекция звукопроизношения, -развитие фонематического слуха… 1 этап Сентябрь - декабрь 2 этап Январь - апрель Правильное произношение поставленных и автоматизированных звуков, звуковой анализ и синтез слов… Родители. Участие в тематических родительских собраниях; тематических групповых лекториях и индивидуальных консультациях (по запросу родителей). Посещение открытых занятий. Присутствие при итоговой диагностике (по желанию родителей).

Слайд 16

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ( для школьного консилиума) Ф.И.О ученика ________________________________________________________________ Дата рождения __________________ Школа_____________класс ______________________ Общие сведения о ребенке _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Особенности общения ( со сверстниками, педагогами) ______________________________ _____________________________________________________________________________ Особенности поведения: на уроках____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ во внеурочное время__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Сформированность учебных навыков; трудности, возникающие в процессе учебной деятельности: математика __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ русский язык _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ чтение (литература)____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ другие предметы______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Успеваемость по основным предметам: математика ____________ русский язык _____________ чтение (литература)___________ Характеристика индивидуальных особенностей _________________________________ ____________________________________________________________________________ Заключение _________________________________________________________________ Рекомендации ______________________________________________________________ Дата ______________ Подпись педагога ПМПк ___________(____________________) С заключением и рекомендациями ознакомлен (а) Дата__________ Подпись_____________ ( ____________________)

Слайд 17

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ( для школьного консилиума) Ф.И.О ученика_______________________________________________________________ Дата рождения ______ _____________ школа_____________класс ______________ Речевая среда и социальные условия ___________________________________________ ____________________________________________________________________________ Артикуляционный аппарат____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Устная речь: общее звучание речи:__________________________________________________________ понимание речи _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ активный словарь _____________________________________________________________ грамматический строй речи_____________________________________________________ слоговая структура речи ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ звукопроизношение ____________________________________________________________ фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез________________________________ _____________________________________________________________________________ связная речь__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием )____________________________________________________________________ Письменная речь: Чтение ________________________________________________________________________ Письмо ________________________________________________________________________ Заключение ___________________________________________________________________ Рекомендации_________________________________________________________________ Дата_______________ Подпись специалиста_____________ (___________________) С заключением и рекомендациями ознакомлен ( а) Дата__________ Подпись_____________ ( ____________________)

Слайд 18

Психологическое заключение (для школьного консилиума) Ф.И.О . ученика.__________________________________________________ Возраст, школа, класс, сведения о семье._______________________________ ______________________________________________________________________ Особенности общения: с одноклассниками_______________________________________________ ________________________________________________________________ с учителями _____________________________________________________ Обследование ребенка: внешний вид и поведение в ситуации обследования.__________________ ________________________________________________________________ ______________________________________________________________ _______ Темп деятельности и работоспособность__________________________ __ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Особенности восприятия__________________________________________ ________________________________________________________________ Особенности внимания___________________________________________ ________________________________________________________________ Особенности памяти_____________________________________________ ________________________________________________________________ Особенности мышления__________________________________________ _______________________________________________________________________ Особенности развития универсальных учебных действий ______________________ Особенности эмоционально – личностной сферы___________________ _____________________________________________________________________ Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, характерные нарушения и особенности , рекомендации по коррекционной работе )_______________________________________________________ _______________________________________________________________________ Дата обследования_______________ ________________ /ФИО школьного психолога/ С заключением и рекомендациями ознакомлен (а) Дата__________ Подпись_____________ ( ____________________)

Слайд 19

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума Ф.И.О ребенка_____________________________________________________ Число, месяц, год, рождения/ класс___________________________________ Причины направления на ПМПК:_____________________________________ _______________________________________________________________ Участники консилиума______________________________________________ __________________________________________________________________ Заключения специалистов: Педагог-психолог___________________________________________________ Учитель-логопед____________________________________________________ Педагог ___________________________________________________________ Другие ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ Приложение (отметить наличие): Педагогическое представление. Психологическое заключение. Логопедическое заключение. Другие документы: __________________________________________________________________ Коллегиальное заключение ПМПк : _________________________________________________________________ Рекомендации :____________________________________________________ ___________________________________________________________________ Дата заполнения____________________________________________________ Председатель психолого-медико-педагогического консилиума: __________________________________________________________________ Члены психолого-медико-педагогического консилиума: (Специальность, подпись) __________________________________________________________________ М.П. С заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогического к онсилиума ознакомлен (а) Дата__________ Подпись_____________ ( ____________________)

Слайд 20

Важным аспектом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума является форма взаимодействия специалистов. Совместные междисциплинарные консилиумные разборы вовсе не исчерпывают и не формализуют деятельность специалистов по обсуждению стратегии, конкретных шагов и тактик помощи ребенку с ОВЗ или другим детям инклюзивной группы или класса. Скорее наоборот, такая форма работы специалистов позволяет «запустить» процессы консультирования специалистами педагогов и воспитателей и наоборот, позволяя понять ценность каждого специалиста и значимость его видения выхода из конкретной проблемной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение детей с ЗПР в процессе инклюзивного образования.

Проблема помощи детям с задержкой  психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность.  В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного рос...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...

Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.

Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могу...

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

.Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"...

Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"

Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Презентация по теме: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». В презентации описаны цель деятельности учителя-логопеда в рамках инклю...