В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду.
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:
- речь ребенка неразборчива и непонятна для окружающих
- ребенок неправильно произносит звук
- до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение (картавость, шепелявость и др.)
- недостаточный словарный запас
- грамматические нормы языка не усвоены
- неправильно согласуются слова
- ребенок не владеет связной речью (расстройство экспрессивной речи)
- трудности в обучении чтению и формировании письма
Проблемы с письмом и чтением у школьников:
- пропуски, перестановки букв
- нелепые ошибки – не дописывает окончания, забывает ставить точки
- не применяет орфографические правила
Работа логопеда может строиться в зависимости от сложности и устойчивости нарушений речевого развития:
- индивидуально
- в групповой форме
Речевое нарушение не исчезает самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Пожалуйста, помните об этом!
Уважаемые родители!
Добро пожаловать в логопедический пункт
(каб. №102) на консультацию:
среда с 12-00 до 13-00
ДИАГНОСТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Логопедическое обследование устной и письменной речи детей, в котором рассмотрена проблема преемственности в создании комплексного подхода диагностики, способствующего формированию и сохранению здоровьесберегающего пространства.
Цель:
- выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений
- отслеживание динамики в речи ребенка
Правильно проведенное обследование позволяет:
- дать полное и точное заключение состояния речи учащихся начальной школы
- установить степень выраженности нарушения в каждой возрастной группе
- подходить системно к анализу нарушения
- выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность
- определить относительно сохранные функции и процессы
- выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.
Основная задача учителя-логопеда при обследовании – правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей. Обследование речевого развития школьников включает в себя диагностику устной речи, которая проводится учителем-логопедом в несколько этапов.
При обследовании устной речи школьников необходимо учитывать:
1 класс: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), звукопроизношение;
2-3 классы: знаки звукобуквенного анализа и синтеза, словообразования и словоизменения;
4 класс: уровень сформированности письма и чтения, владение связной речью;
5- 6 классы: понимание сложных лексико-грамматических конструкций, владение речью как планирующей, регулирующей, коммуникативной функцией.
Таким образом, обследование устной речи включает в себя диагностику всех основных компонентов речи:
- звукопроизношение
- фонематические процессы
- лексику
- грамматику
- связную речь и т.д. с обязательным сбором данных о ходе раннего речевого развития, что помогает установить более точно вид, характер и степень тяжести выявленного дефекта.
Особое внимание необходимо уделять проблеме нарушения письменной речи школьников – одной из самых важных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение – цепи начального обучения – превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Поэтому необходимо своевременно выявить и преодолевать расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы обучения.
Поэтому обследование письменной речи включает диагностику чтения и письма. В обследовании письменной речи младших школьников необходимо выявить:
- правильное соотношение звук — буква
- обозначение мягкости согласных; последовательность букв в слове
- смешение, перестановки, замены букв (и их элементов), слогов по оптическому, артикуляционно-акустическому признаку.
В среднем же звене учитывается проявление уровня сформированности орфографических, синтаксических и пунктуационных навыков, развития связной речи.
В структуру каждого логопедического занятия входит:
- мотивационная установка
- коррекция звукопроизношения
- развитие фонематического анализа и синтеза
- лексико-грамматические упражнения
- развитие связной речи
- неречевых процессов
- развитие мелкой моторики
- рефлексивный анализ
Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения:
- подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной гимнастики)
- постановка звуков (от более легких к сложным)
- автоматизация (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе)
- дифференциация по мере постановки звуков (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе).
Речевая коррекция должна проводиться параллельно с занятиями психолога, на которых идет целенаправленная работа по коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.
Подготовительный этап
Задачи:
- уточнить речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь)
- развивать и совершенствовать фонематические представления;
- определить состояние коммуникативных умений и навыков;
- осуществлять развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности.
I этап – Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
Задачи:
- развивать фонематические процессы; формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слов с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных терминов;
- автоматизировать поставленные звуки, закреплять звуко-буквенные связи.
- формировать готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. )
II этап – Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
Задачи:
- уточнить значение имеющихся у детей слов,
- обогатить словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет
- развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнить значение используемых синтаксических конструкций;
- развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
III этап – Восполнение пробелов в формировании связной речи
Задачи:
- формировать навыки построения связного высказывания,
- формировать программирование смысла и смысловой культуры высказывания,
- развивать логику, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, в отборе языковых средств,
- формировать практические представления о тексте, умения и навыки анализировать текст,
- совершенствовать умения и навыки,
- осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщения, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.
Коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 3-4 классов с нормальным психологическим развитием, который рассчитан на два года обучения, которые включают в себя 7 направлений коррекционной работы:
- развитие фонематического слуха, анализа и синтеза
- дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
- состав слова
- дифференциация букв, имеющих оптическое сходство
- согласование
- управление
- работа с текстом.
Коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 3-4 классов, имеющих ЗПР, СПЗ и не успевающих по предметам. Содержание данного блока рассчитано для работы с 3-4 классами на два года обучения включает 9 направлений коррекционной работы:
- развитие фонематического слуха, анализа и синтеза
- дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
- дифференциация букв, имеющих оптическое сходство
- состав слова
- согласование
- управление
- работа с текстом
- чтение и пересказ текста
- составление рассказов
Диагностический этап, который решает следующие задачи: проводить анализ письменных работ, процесса чтения; определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений,
фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявлять индивидуальные особенности таких психических процессов, как: мышление, внимание, память; выявлять наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. На данном этапе при проведении диагностики следует подключать школьного психолога. Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года. Длительность этапа 9 часов.
Подготовительный этап
Задачи: уточнить созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления);
Проводить работу по:
- развитию таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- развитию внимания, памяти;
коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики);
- осуществлять параллельную работу совместно с психологом на снятие у ребёнка “страха письма”; неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям;
- активизировать соответствующий темам словарный запас. Длительность этапа 17 часов.
Коррекционный этап, работа которого направлена на преодоление дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. При необходимости возможно параллельное проведение работы по устранению нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Длительность этапа – 103 часа. Его особенность заключается том,
что он является переходным между первым и вторым этапами (45+58).
Заключение
Таким образом, каждый учащийся после логопедической диагностики и определения основного речевого нарушения включается в коррекционно-образовательный процесс в логопедическом пункте образовательного учреждения в соответствии с уровнем своего развития (норма, ЗПР, СПЗ) для профилактики возможных и устранения имеющихся дефектов.
Все результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого учащегося-логопата.
При переходе из класса в класс начальной школы возможность полноценной коррекции при объективной необходимости по срокам продляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей "Какие вы родители"
Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....
Тест для родителей. Какие вы родители?
В данном тесте представлены вопросы для родителей...
Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду
Рекомендации родителям по исправлению нарушений речи....
Тесты "Какие вы родители?"," Какой вы родитель?".
Тест- опросник для родителей....
На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
Прежде всего, ребенок должен уметь общаться со своими сверстниками, иметь понятие коллектива, где все должны взаимодействовать и помогать друг другу учиться. Для того, чтобы у ребенка было сформирован...
На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника
На что необходимо обратить внимание в речевом развитии будущего первоклассника...
Брошюра для родителей "Когда следует обратиться к школьному логопеду?"
Материал предназначен для родителей учеников начальной школы. В брошюре дается информция о том, при каких трудностях в обучении стоит обратиться за помощью к учителю-логопеду....