Постановка звука С при межзубном и призубном сигматизме
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Белова Ирина Ивановна

Межзубный сигматизм – при произношении звука С кончик языка просовывается между передними зубами, придавая звуку оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм -  при произношении звука С кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо С слышится притупленный звук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvuka_s.docx188.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: «Звук С» (Постановка звука С при межзубном и призубном сигматизме)

Учитель-логопед Белова Ирина Ивановна

КОУ Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ

(Лексическая тема: «В осеннем лесу»)

Межзубный сигматизм – при произношении звука С кончик языка просовывается между передними зубами, придавая звуку оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм -  при произношении звука С кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо С слышится притупленный звук.

Цель: Постановка звука С, исправление межзубного (призубного) сигматизма.

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук С;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование:  Картинка «Осенний лес», «Осенний ветерок», «Грибы»,  вырезанные из картона картинки грибов, на обратной стороне которых прикреплены артикуляционные упражнения на звук С, корзинка (настоящая или нарисованная); картинка артикуляционного уклада звука С, схема характеристики звука, мяч, картинки для проведения игры «Четвертый лишний» (Подберезовик, подосиновик, мухомор, лисичка

клюква, земляника, сыроежка, брусника, белый гриб, груздь, земляника, опята);  раскраска для домашнего задания «Грибы» (мухомор, лисичка, волнушка, сморчок, белый гриб).

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы занятия

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Сегодня малыш, я приглашаю тебя в осенний лес. Ты знаешь, кто живет в лесу? (ответы ребенка).

Логопед: Да, правильно, молодец! А еще там живет наш старый знакомый ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК! В прошлый раз он приходил к нам в гости, а сегодня мы пойдем к нему. Согласен? (Да).

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Мы идем по осеннему лесу и собираем грибы.

Пальчиковая игра «Топ-топ-топ, 5 шагов»

Топ-топ – пять шагов

(«шагать» пальчиками по столу).

В туесочке пять грибов.

(переплели пальцы обеих рук – сделали «туесочек», большие пальцы – ручка, показали 5 пальцев правой руки).

Мухомор красный –

Гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(На каждое двустишие ребенок разгибает по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или на обеих руках).

Логопед: Малыш, ты знаешь, какой гриб здесь был ядовитым, несъедобным? (Мухомор)

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Призубный сигматизм-  даются упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи; положения широкого кончика языка за нижними резцами; вырабатывается умение удерживать губы в улыбке.

Логопед: Малыш, давай вспомним, как дует ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК?

Упражнение  для развития напора воздуха:

1. Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю  ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону.  Повторять упражнение 3-5-7 раз.

2. Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щеки. Контролировать поток воздуха ладонью, бумажкой или ваткой.  Повторить упражнение 3-5-7 раз.

Игры:

«Заморозим пальчики»

 «Заморозим подбородок»

«Заморозим шею»

«Забьем шайбу (мяч) в ворота» (с ватными шариками)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Вот тебе корзинка, давай будем собирать в нее грибы и ягоды. (ребенок выбирает картинки, которые ему больше нравятся, но перед тем как положить их себе в корзинку, он должен сделать артикуляционное упражнение, которое нарисовано на обратной стороне картинки).

При межзубном произнесении  звука С: проводятся упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].

Упражнение для губ:

Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряженном положении некоторое время под счет. Зубы сомкнуть. Повторить упражнение 3-5-7 раз.

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_43/8/d-7824/img5.jpg

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

Логопед:

Мы идем по лесу. Листья шуршат под ногами. И вдруг видим – бежит мышонок. Он тоже нас заметил и испугался.

Игра «Пугливый мышонок».

Изобразите мне пугливого мышонка. Вы должны сжаться  в комочек, и изобразить на лице испуг.

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед:

А как мышонок голос подает? (он пищит)

Логопед:

А давай будем пищать, как мышки:

- Тихо пи-пи-пи

- Громко пи-пи-пи

С разным ударением: ПИ-пи-пи, пи-ПИ-пи, пи-пи-ПИ

Речевое развитие, Познавательное развитие

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука С  при межзубном (призубном) сигматизме

Логопед: Малыш, давай вспомним песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА!

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить  ребенку произнести изолированно звук С (сделать «Холодный ветерок», «Насос», «Песенку водички» - СССССССССССССС).

Затем так же с механической помощью отрабатывается слог СА-СА-СА.

(Межзубный сигматизм звука С часто требует длительной логопедической работы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы).

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  С

Логопед: Давай покажем ОСЕННЕМУ ВЕТЕРКУ, что мы знаем, как петь его песенку! (что мы знаем, как правильно произносить звук С).

- Губы улыбаются

- Зубы сближены («заборчиком»)

- язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов;

- воздушная струя холодная

- горлышко не дрожит

http://fs00.infourok.ru/images/doc/263/267993/img4.jpg

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука С

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА» (песенка насоса, песенка водички) – это и есть звук С.

Какой звук С?

Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой.

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Дидактическая игра «Чего много в лесу?» (отработка использования ребенком Р.П. имен существительных)

Логопед бросает ребенку мяч и спрашивает: «Чего много в лесу?», ребенок возвращает мяч и отвечает либо полным предложением, либо словосочетанием со словом МНОГО

МНОГО ДЕРЕВЬЕВ

МНОГО ЛИСТЬЕВ

МНОГО ГРИБОВ

МНОГО ЯГОД

МНОГО ПТИЦ

МНОГО ЗВЕРЕЙ и др.

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Я буду читать тебе стихотворение, а ты, как услышишь название какого-нибудь гриба, должен положить перед собой счетную палочку (или грибок, вырезанный из картона)

Игра «Сосчитай грибы»

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла.

Две лисички, боровик,

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

(пять)

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

 Логопед: ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК хочет с нами поиграть. Он приготовил нам по 4 картинки, и просит нас ответить на вопрос: «Какая картинка тут лишняя?»

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Подберезовик, подосиновик, мухомор, лисичка

Клюква, земляника, сыроежка, брусника

Белый гриб, груздь, земляника, опята

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог, оценка работы ребенка

 Малыш, нам пора возвращаться из осеннего леса в наш класс.

К кому в гости мы сегодня ходили? Кого видели? Что делали?

Чему учил нас ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК?

Ты научился петь песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА?

Давай посмотрим, как у тебя это получается?

ТЫ МОЛОДЕЦ!

Завтра ветерок придет к нам еще раз.

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Раскрасить грибы из Пальчиковой игры «Топ-топ-топ – пять шагов», ядовитый гриб обвести в круг красным карандашом!  (раскраска готовится заранее – мухомор, лисичка, волнушка, сморчок, белый гриб)

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания занятия.