Постановка звука Л. Автоматизация звука Л изолированно, в слогах, словах.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Равза Небюлловна Федина

Конспект индивидуального занятия по теме: " Постановка звука Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postanovka_zvuka_l.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия с учащимся 1-го класса.

Тема: Постановка звука   [Л], автоматизация звука изолированно, в слогах.

Цель: формирование  первоначальных произносительных умений при постановке звука [Л].

Задачи:

 1. Коррекционно – обучающие:

- Уточнение  артикуляции звука [Л], формирование артикуляционного уклада для звука;

- учить правильному произношению звука [Л] изолированно, опираясь на слуховой и зрительный контроль;

-учить правильному произношению звука в прямых  слогах, словах, где звук [Л]  находится в начале слова;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

 - развитие  речевого  дыхания.

3. Корркционно-воспитательные:

- воспитание  интереса к занятию через использование занимательных упражнений;

-воспитание  интереса к совместной деятельности, развитие  внимания и сосредоточенности, навыков самоконтроля.

Оборудование: зеркало настенное, пазлы из трех частей, игрушка «Пароход», игрушечный маяк, куклы, игрушечные мышка и собачка,  картинки для развития фонематического слуха, настольный ящик с песком.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

- Прозвенел звонок, начинаем урок.

Сначала разогреем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, пальчик!» Руки ребенка ставятся таким образом, чтобы каждый палец находился напротив такого же пальца на другой руке. Каждый из пальцев касается противоположного пальца трижды со словами: «Здравствуй, пальчик!»

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Сегодня мы будем много говорить, поэтому нам надо разогреть мышцы артикуляционного аппарата. Выполняем упражнения «Заборчик», помогаем показать длину забора руками  (под счет 1-5 повторяем 3 раза). Следующее упражнение «Трубочка» (под счет 1-5 повторить 3 раза). А теперь чередуем «Заборчик»- «Трубочка» (упражнения выполняем под счет 1-2, помогая себе руками. Повторяем 5-6 раз). Следующее упражнение «Печем блины» («Наказать непослушный язычок»). Одновременно хлопаем в ладоши. А теперь еще одно упражнение - « Пароход». Зажимаем широкий кончик языка между рядами зубов и даем звук Ы. Чтобы было куда идти звуку, не забываем о широкой улыбке. Даем сигнал парохода сначала очень тихо, потом громче.

- Молодец, очень хороший у тебя получился сигнал парохода!

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

- А сейчас, если ты соберешь правильно две картинки, то узнаещь, куда мы отправимся сегодня. (Предлагаю ребенку собрать картинки-пазлы из трех частей с изображением корабликов).

- Молодец, ты правильно  собрал обе картинки! Мы отправляемся в плавание на пароходе, и нам очень пригодится звук парохода, чтобы приветствовать всех, кого мы встретим на пути.

-Мы поплывем с тобой по  морю. (Идем к ящику для песочной терапии).

-Вот посмотри, здесь у нас настоящее море. Только чего-то не хватает. Правильно, здесь не хватает волн и морских жителей.

-Ты можешь сам нарисовать волны и рыбок. (Мальчик рисует волны и рыбок пальцами).

3. Дыхательная гимнастика.

- Но для того, чтобы кораблику было легче плыть по морю, нужен попутный ветер. Давай подуем. Набираем полный живот воздуха (слежу за тем, чтобы у ребенка не поднимались плечи и воздух набирался животом). Медленно дуем на султанчик. Стараемся, чтобы весь воздух вышел. (Повторяем 2-3 раза)

3.  Постановка звука Л. Автоматизация звука изолированно и в прямых слогах.

-  А вот и пароход (достаю кораблик).  Нас пришли  проводить ребята (вдоль стены ставлю фигурки детей, на которых наклеены снизу буквы А, О, У, Ы, Э). Давай поприветствуем детей! ( Ребенок дает сигнал парохода).

- А теперь мы можем дать сигнал каждому из детей отдельно. У них необычные имена. Вот девочка А, а другую девочку зовут О, это мальчик У, а это мальчик по имени Ы и маленькая девочка Э.

- Поздороваемся с девочкой А: ЛА-ЛА-ЛА.

- А теперь с девочкой О: ЛО-ЛО-ЛО. (И так по очереди здороваемся с У, Ы, Э. Следим, за артикуляцией!)

Поехали дальше!

3.  Физкультминутка «Пароход»

От зеленого причала оттолкнулся пароход. (Встаем  и отталкиваемся руками)

Он шагнул назад, он шагнул вперед.         (Шаг назад, шаг вперед)

А потом поплыл по морю,                           (Волнообразные движения руками)

Набирая полный ход.                                (Шаги на месте)

4. Автоматизация звука Л в словах, где Л в начале слова.

- Вот посмотри, возле маяка нас ждут другие герои – Лада, Лора, мышка Луша, собака Лэсси. Поздороваемся  с ними!

-ЛА-ЛА-ЛА-Лада

-ЛО-ЛО-ЛО-Лора

ЛУ-ЛУ-ЛУ-Луша

ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ- Лэсси

Мы привезли им подарки. ( В шкатулке лежат подарки: Ладе – белые цветы, Лоре - розовые цветы, мышке Луше – фасолинки, а собаке Лэсси – деревянные игрушки).

Ребенок раздает игрушки, называя имена детей и животных- Ладе, Лоре и т.д.

В итоге он называет каждое имя три-пять раз.

5. Развитие фонематического слуха.

- А теперь нам нужно ехать домой. Мы захватим с собой груз, но возьмем только те предметы, в названии которых есть звук Л. Я буду показывать и называть картинки с предметами, а ты будешь говорить, возьмем мы их с собой или нет. (Показываю  и называю картинки – лук, лампа, платье, шприц, лопата, колбаса, рыба, лыжи, сумка, стул, крапива, стол. Ребенок на слух определяет наличие звука Л в слове.)

- Ставим отобранные картинки на пароходик и плывем к дому.

Даем Ладе, Лоре, мышке Луше и Лэсси прощальный сигнал! Л-Л-Л!

Вот мы и дома!

6. Рефлексия

- Тебе сегодня много раз приходилось давать сигнал парохода. Какой звук ты научился произносить, догадался? – Верно, звук Л. Ты очень хорошо поработал на занятии, звук получился чистый, красивый!

- А что тебе еще запомнилось? ( Как раздавал подарки, как отбирал груз для парохода).

- Мне очень понравилось, как ты работал на занятии. Мы обязательно продолжим на следующем занятии.

- Занятие окончено.  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка речевого материала для автоматизации звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях, текстах

Речевой материал для автоматизации звуков Р-Рь (их дифференциации) в слогах, словах (сложных словах), предложениях и текстах....

Автоматизация звуков С - Сь в слогах, словах. предложениях

В основу обучения на уроке было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознан...

Автоматизация звуков «З-Зь» в слогах, словах.

Занятие для детей дошкольного и школьного возраста.Цель занятия: Автоматизация звуков [з]-[зь] в словах. словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 1,2 классов с умственной отсталостью по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"...

Автоматизация звука Р в обратных слогах, словах с обратным слогом

Закрепление произношения звука Р в обратных слогах,  автоматизация в словах с обратным слогом....

Автоматизация звука [З\'] ( изолированно, в слогах, словах).

Тема: «Автоматизация звука [З'] ( изолированно, в слогах, словах)».Цель: формирование правильного произношения звука [З']  изолированно, в слогах, словах.Задачи:Коррекционно-о...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах на тему «В гости к Смешарикам!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах.на тему «В гости к Смешарикам!»...